Основная лествица мышления
Автор А. Андреев
15.08.2006 г.
(по материалам лекций А. Андреева: Ярославль, март 1997 года, Екатеринбург, сентябрь 1999 года)
Основная лествица мышления состоит из семи струй мышления.
Называются эти струи:
1. струя мышления управления;
2. струя мышления договоров;
3. струя мышления справедливости;
4. струя мышления ненависти;
5. струя мышления мести;
6. струя мышления силы;
7. струя мышления неуязвимости.
Теперь разберём подробнее, как вырастают струи мышления.
1. Первая струя мышления – мышление управления.
Первая задача, которую мы решаем, прямо связана с нашими желаниями. Мы управляем другими людьми для того, чтобы они выполнили наши желания. Это не замечается как сама среда мышления. Мы это осваиваем так рано, что перестаем осознавать, а это сама базовая среда управления. Ребёнок управляет. Причем с момента, когда у него появляется возможность выбора поведения.
В мышлении управления есть 3 составляющие:
1. Мышление праведного управления.
Ребёнок получил еду справедливо, или не получил, но тоже справедливо. Он добился своего. Мышление – это всегда не так уж хорошо, поэтому здесь слово «праведное» не однозначно положительно, но, тем не менее, это все-таки праведное мышление. Мышление праведного управления.
2. Мышление подлого управления.
Появляется, когда ребёнок что-то несправедливо не получил. И ему, чтобы получить то, что ему нужно, надо приспосабливаться, унижаться.
3. Мышление самодурного управления.
Ребёнок получает то, что он хочет, несправедливо, подламывая родителей. Отсюда рождается управление самодура.
Эти три составляющие в любом мышлении управления присутствуют.
2. Вторая струя мышления – мышление договоров.
Оно рождается в песочнице, когда появляется необходимость делить что-то с другими. Это тот же самый вид мышления, что впоследствии рождает человеческое общество. Оно выйдет из мышления договоров в форме мышления свойства. Свойство и есть проявление договоров.
3. Третья струя мышления – мышление справедливости.
После того, как ты научился договариваться, ты понимаешь и принцип, на основе которого нужно договариваться. Это принцип «по справедливости». Кажется, что справедливость – это и есть справедливость. На самом же деле всё, что мы называем справедливостью, есть несправедливость.
Мы принимаем идею справедливости, зная, что вынуждены это сделать, потому что на самом деле мир несправедлив. Мышление справедливости нужно для поиска несправедливости в отношении себя.
4. Четвёртая струя мышления – мышление ненависти.
В какой-то миг приходит очень серьёзная несправедливость со стороны больших и сильных по отношению к тебе, маленькому волшебнику. Тогда ты понимаешь, что это так больно, что допустить этого нельзя. Справедливость должна быть восстановлена, хотя бы такая, о какой вы договорились. Тогда ты пытаешься восстановить её своей лопаткой. Это не получается, и ты эту боль затаиваешь.
Боль от невосстановленной справедливости называется ненавистью.
Основная задача мышления ненависти – выпустить из себя яд. Отравить другого и ужалить – это не мышление ненависти, это мышление мести. Мышление ненависти имеет дело только с самим собой, его задача — сбросить из себя лишнее напряжение, ведь яд ненависти разъедает и иссушает. Значит, надо стравить, уменьшить количество ненависти в себе, сбросить её на кого-то или на что-то.
5. Пятая струя мышления – мышление мести.
Пришла ненависть, и для того, чтобы её убрать, надо восстановить справедливость. Рождается мышление мести как восстановление справедливости с помощью ненависти. Оно предполагает некую конечную цель и ищет инструменты для её достижения. Главным условием, что позволяет свершить месть, является сила. Инструменты могут быть разными, а вот условие отомщения – сила. И мы развиваем силу.
6. Шестая струя мышления – мышление силы.
Из мышления мести рождается понимание: для того, чтобы восстановить справедливость, нужно иметь силу.
7. Седьмая струя мышления – мышление неуязвимости.
Нужно накопить силу, а для того, чтобы суметь её накопить, нужно быть неуязвимым. Что значит быть неуязвимым?
Для того, чтобы силы было много, желательно ее собрать в кучку. А чтобы её не разворовали, её нужно оградить, спрятать. В русских сказках рассказывается, как мужик посадил репу, а к нему повадился кто-то её воровать, и он ходит репу сторожить, охранять. Каким способом можно охранять? Огородить оградой или крепостью. Это и есть мышление неуязвимости, внутри которого набирается сила, как мышление силы.
Все струи мышления в любом поведенческом действии присутствуют одновременно.
А. Андреев