Состав человека

Гость (не проверено) Втр, 02/15/2011 - 01:18


Автор Рагдай

  

16.08.2006 г.

 

 Состав человека
 

            «Состав человека» – это одна из основных тем учебного курса народной прикладной психологии, преподающаяся  в Училищах Русской Народной Культуры и знакомящая с мифологическим видением человека мазыками — хранителями древнего знания о человеке.

            Стоит сказать, что в Училищах идет знакомство с мазыкской мифологией о Составе человека. Точнее, с представлениями одного из мазыков, жившего в конце прошлого века на Владимирщине – Комарова Владимира Харлампиевича  — Харлампыча

 (А. Андреев. Очерки русской этнопсихологии. СПб:Тропа Троянова, 1998 — С.43–46.)

            Сам Состав человека изучается в Академии Самопознания,  где ведутся исследования предмета очищения.

 

           

Составом человека мазыки называли устройство сознания человека.

Мазыкское значение слова «Состав» отражает  народное значение этого слова:

 

Состав – вещество, составленное из  разных веществ, сложное… Состав -  составные части вещества, по качеству и количеству их… Состав тела, степень плотности, режи, твердости, хрупкости.

                                                           (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. Т.4.- М.:Рус.яз. -1999г. -  С.279)

           

            «Две руки, две ноги – как есть человек», — шутили мазыки, показывая, что телесное сходство еще не говорит о том, что перед нами – человек.

            Человек – это сложное, по мазыкской этимологии (науке о происхождении слов) – слож-ен-ное – существо, которое состоит из Духа, Души, Личности, Тели (таково народное название тела). Есть еще несколько, как мы сейчас называем, тонких тел – невидимых обычным взглядом, но при работе с собой эти тела, или составы, можно ощутить, почувствовать, увидеть и даже потрогать.

 

            Путь, по которому Дух приходит в Тель, называется Лествица нисхождения Духа в Тель, или Лествица Одухотворения. Ступени этой Лествицы –  среды различной плотности, из которых мы состоим, и которые присутствуют в нас одновременно.

 

Выглядит эта Лествица следующим образом:

- Дух
- Знание
- Сознание
- Сила
- Движение
- Жизнь
- Тель

Тель — это самая плотная часть сознания, физическое тело, приспособленное для взаимодействия с плотностями планеты Земля.

 

Подробно Лествицу нисхождения Духа в Тель мы рассматриваем на 3 ступени учебного курса Училищ русской народной культуры.

 

Знание мазыки видели тонкоматериальной средой, разлитой во Вселенной. Из океана Знания за счет движения выделяется часть Знания -  Сознание (Со-знание). Выделяется так же, как движением из среды воздуха выделяется воронка урагана. Человек для мазыков – это, прежде всего, Сознание.

 

Более подробно о мазыкском видении сознания можно прочитать в разделе «На берегу этнографии» книги А. Шевцова «Очищение. Сознание» (СПб:Тропа Троянова, 2004г. – Сс. 789–804). Приведем цитату из этого раздела:

 

«Это было долгое и завораживающее священнодейство, которое не только описать, вспомнить сейчас почти невозможно. В нем больше не было ничего пугающего, хотя, как я сейчас понимаю, я утерял на то время и личность, и мышление. Но зато я обрел видение, и оно со всей очевидностью показывало, что в пространстве вокруг разлита некая тонкоматериальная среда, плотность которой меняется по мере приближения к моему телу. Но и само тело есть лишь ее продолжение.

 

- Вот сознание, — сказал в какой-то миг Степаныч, убедившись, что я вижу. – И тело сознание, створожившееся сознание…

                                   (Шевцов А.А. Очищение. В 3-х томах. Том 1. Организм. Психика. Тело. Сознание. –СПб: Тропа троянова; 2004. – 856с. – (Школа самопознания))

 

 

            Жизненное пространство сознания человека  называется Поселенный Пузырь. Его названияПузырь Жизни, Жило (от слова «жизнь»),Поселенный Пустырь (это название отражает пустотную природу пузыря). Вследствие природной пустотности Поселенного Пузыря и возможно поселение в него человека.

 

            Поселенный пузырь можно почувствовать, например, следующим действием:

Расслабьте руки, разведите их в стороны и начинайте медленно приближать в себе. В какой-то миг вы почувствуете ладонями некую плотность. Может, вы ощутите легкое покалывание в ладонях, или тепло, или прохладу.

           

            Мы впускаем в свой Поселенный Пузырь тех, кто нам приятен. Мы даже можем объединяться своими Поселенными Пузырями с другими людьми. Например, когда вместе что-то делаем — поем, пляшем, движемся, то есть создаем единое пространство сознания.

Но, если в наше жизненное пространство проникает человек, нам неприятный – мы чувствуем неуют –  как будто нечто начинает нас сдавливать, стеснять. И мы получаем облегчение, когда удается удалить «неприятеля» из своего «дома».

 

 Поселенный пузырь — наружный слой сознания, или пузырь, по-офеньски — гвор, тело, внутри которого, подобно матрешке, «вложены» другие тела или пузыри-гворы.

 

«Поскольку сознание правит Силой, как это видели офени, то следующим идет тело силы. Сила вызывает Движение, отсюда – тело движения. Движение – основа Жизни. И мы имеем особое тело жизни с названием Собь…»

                     (А. Андреев. Очерки русской этнопсихологии. СПб: Тропа Троянова, 1998 – с. 43–44).

 

Собь (о-собь, о-соба) видна как свечение вокруг тела, шириной примерно 2–3 пальца.

Собь имеет две стороны – внешнюю и внутреннюю.

 

Внешней стороной Соби является Поселенный пузырь. Он защищает наше сознание от растворения во внешней среде.

 

Внутренняя сторона — Пузырь Лада  -  имеет определенное устройство, заполненное содержанием. Если сознание ясное и содержания нет, то такое состояние можно назвать словом – «просветление» — все светло, чисто.

Но как только появляется первая боль, она записывается в Пузырь Лада в виде напряжения. Постепенно происходит наполнение нашего сознания  напряжениями, которые становятся основой личности. Личностью мазыки относились как к набору личин – закрепленных в сознании  напряжением образцов поведения (понятие и устройство личности мы рассматриваем на 2 семинаре 2 ступени учебного курса – «Кресении»). Можно сказать, что личность и есть основное содержание нашего сознания.

По народным представлениям, человек приходит в этот мир незамутненным светом, богом. Помните высказывание «в этом халате нет ничего, кроме аллаха»?

Для того, чтобы вернуть себе свое изначальное, божественное состояние, нужно освободиться от личности. Она должна сгореть в огне осознавания. Способ очищения от личности назывался Кресением (от древнерусского слова «крес», которое означало Живой Огонь).

           

   Собь имеет три ядра сознания. Ядра сознания – это области более однородного сознания, обладающие своими определенными свойствами.

               В народных сказках о трех царствах сохранилось знание о духовном пути, который лежит через очищение  трех пространств сознания. Мазыки называли их Царствами.

 

            «У каждого из Ядер сознания есть свое «Царство» и своя «Царевна» или «Царица». Именуются Царства сознания соответственно: Среднее (оно же первое) – Медным, Нижнее – Серебряным, Верхнее – Золотым. Правит Медным Царством Дева Обида, Серебряным – Дева Боль, а Золотым – Безмолвная София. Так у деда. Но в отношении этих имен имеется практически полное совпадение у деда с остальными стариками. Только они, в отличие от деда, называли их просто: боль, обида и София или мудрость…»

                     (А. Андреев. Очерки русской этнопсихологии. СПб: Тропа Троянова, 1998 – Сс.117–118).

 

   Царства являются местом поселения и правления трех душ – Живы, Сердца (или Чувствующей души) и Софии (или Думающей души).

   Народные представления о количестве душ в человеке различны: в одних источниках мы находим, что душа одна, в других – что их три. Мазыки видели присутствие в человеке трех душ.

   Они входят в человека постепенно и располагаются в своих Царствах.

 

    Ядро сознания, являющееся «столом» Медного царства, именуется Сердцем. Это конечно не физический орган сердце, а сердцевина, середка  человека.

 

«Внутри тела заключено еще одно, но тонкое и гораздо более истинное – наша Чувствующая Душа. Офени вполне определенно считали душу телом на том основании, что только тела могут чувствовать боль, а душа ее определенно чувствует. Задача души – хранить в себе Дух, искру Божию, а также осуществлять связь между ним и сознанием вплоть до створожившейся части – физического тела.»

                     (А. Андреев. Очерки русской этнопсихологии. СПб: Тропа Троянова, 1998 – с. 44).

 

Попасть в это Царство можно через Горло. Тем же путем, каким при рождении ребенка с первым вдохом в него входит чувствующая душа.

 

С какого мига можно считать, что человек живой?

Если человек только родился — по народным представлениям он еще не жилец. В нем нет Жизни. Он живет на той силе, которую ему дала мать. В нем пока нет ни животной души, ни человеческой.

Есть народная примета — «Кричит — значит, живой». Первый крик – это крик жизни. Чтобы крикнуть, надо вдохнуть. Значит, Жизнь входит в нас с первым вдохом. С первым вдохом входит Душа.

 Душа, ее еще называли Чувствующая Душа, Законная Душа поселяется в Среднем пространстве сознания – в Середке, Сердце.

 

Вторым криком мы запускается желудок (жел-удок) – Уда, дающую жизнь. За запуском желудка следует раскрытие Живота. Когда раскрывается Живот, у него входит вторая душа — Жива. Это душа, которая отвечает за жизнь человека как живого существа. 

 

Живот является столом  Серебряного царства.

Живот – это не физический орган и не полость тела. Понять это название можно из речения: «До конца живота моего». Это понятие означает одновременно и саму Жизнь, и Силу Жизни, и в теле человека средоточие, которое управляет жизненными проявлениями.

 

«Собью правит особая душа – Жива или Живот. Еще ее называют Животной душой или Паром. Жизнь творит Тель и поддерживает ее существование. И мы имеем тела, предназначенные для действий с веществом в условиях Земли.»

                                             (А. Андреев. Очерки русской этнопсихологии. СПб: Тропа Троянова, 1998 – с. 44).

 

 

«Ядро Верхнего царства так и именуется Софией, но это только потому, что истинное имя Безмолвной Мудрости произнести нельзя, как мне объясняли. Она на языке безмолвного знания и общения. И это действительно так, потому что неоднократно за время пребывания у стариков я его знал! Но там! А как принести то, чем обладаешь там, сюда?!»

                                                  (А. Андреев. Очерки русской этнопсихологии. – СПб:Тропа Троянова, 1998, Сс.117–118)

 

Думающая душа входит тогда, когда появляется потребность решать задачи. Например, как поесть. Без этого человеку думать незачем!

             

 

Места соприкосновений ядер сознания называются по-русски стогны, стогна.  Стогна соединяют  царства и служат входами в них и выходами во внешний мир.

Стогнами назывались площади, перекрестки дорог, улицы в городах.

 

Стогна, стогны – площадь,улицы в городе. Изыди скоро на распутия и стогны града.

                                         (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. Т.4.- М.:Рус.яз. -1999г. -  С.326).

 

У мазыков название «стогна» происходит  от названия той площадки, которая делается для установки стога. Стог ставится на стогну. Когда площадка готова,  в нее вбиваются два кола, они называются Стожары. Свое название Стожары получили от  слова «стог». Так же называется созвездие Плеяд, по мифологии русских – с этого созвездия Русь пришла хороводом на Землю.

 

Расстояние между двумя колами, на которое будет навиваться стог, называется промежина, или Промежек. Промежек – это земляная площадка, на которую устанавливается стог.

Начало стога, который кладется на промежек, и, вокруг которого стог уже будет виться по стожарам, называется Зарод. Зарод – это первое стогно. Оно ограничивает Живот.

Сверху над  Животом лежит следующее стогно —  Ярло, оно же солнечное сплетение.  Следующее стогно  лежит над Сердцем – называется  оно Горло.

Верхнее  ядро имеет два стогна – Чело и Колород (около Рода). Название «Чело» созранилось до сих пор как старое название лба –  расположено Чело примерно посередине лба.

Колород находится около Родничка.

 

Три ядра сознания и четыре стогна являются семью ступенями Русской лествицы духовного роста, или возвращения себя, своей цельности.

Вычищая от загрязнений все семь ступеней – семь составов, человек возвращает себе цельность и становится Хозяином самому себе.

 

Русский путь возвращения  имеет свою последовательность.

Начинается он с открытия Горла.

А что значит «открыть Горло»?

Тысячелетиями люди пользовались различными способами для того, чтобы открыть горло и не носить на душе камни. И знания эти разлиты в народном быту. Они очень просты для нашего сложного мышления. Может, поэтому и не воспринимаются многими как  ценность.

Для того, чтобы открыть Горло – нужно просто начать говорить, плакать, петь, смеяться, беседовать. «Открыть, что у тебя на душе» — это значит, сказать то, что ты думаешь на самом деле – признаться своим любимым в любви, назвать дурака дураком, говорить то, что ты чувствуешь каждый раз, невзирая на мнение окружающих. Невысказанные слова и невыплаканные слезы давят на Душу. Если их накапливается слишком много, они собираются в так называемое Ожерелье слез, которое лежит вокруг Горла плотным кольцом и не дает говорить, сковывает душу и не дает ей раскрываться. Часто обида ощущается как комок  в горле.

 

Открыв Горло, мы опускаемся в Медное царство, где правит Дева Обида. Убрав Обиду, мы освободим свою Душу и обретем Покой.

Дальше следует очищать Серебряное царство. Вычистив боль и страхи, мы обретаем Силу и высвобождаем Охоту.

Открыв Силу, мы поднимаемся в Золотое царство. В нем идет работа по очищению мышления и обучению разума. Очистив Золотое царство, приобретается Мудрость.

Когда очищены все три царства, то Дух изливается в мир без искажений, и человек может  исполнить то, зачем он пришел на Землю.

Последнее обновление ( 09.01.2009 г. )