Обучение на дому: возможно ли это?

Обучение на дому: возможно ли это?
Пока одни думают, другие делают!

По итогам первого года домашнего обучения.

У нас 7-й класс, живем в местности, где довольно много переселенцев из городов и, соответственно, много детей на домашнем обучении. Есть возможность обмениваться опытом, учебниками, энциклопедиями и школы имеют опыт работы с такими детьми. Последнее очень важно.

1. Ребенок сам должен хотеть учиться дома. Или обстоятельства вынуждают. Но нельзя принуждать, иначе будет хуже, на себе потащите.

2. Система обучения для каждого ребенка своя, с учетом его особенностей, универсальных рецептов нет, даже не пытайтесь готовый вариант использовать. Читайте чужие опыты, берите что-то, все остальное - свое.

Первую четверть у нас была наработка системы. Каждый день сидели вместе занимались до обеда, все остальное пришлось забросить. Читала в сети опыт одной мамы, она вообще отпустила все на сознание сына-подростка. Кажется, он где-то тоже в 7-м или 8-м классе ушел на домашнее. Первые полтора месяца сидел у телика, отрывался, отдыхал. Мама взяла на себя роль консультанта, время от времени сообщала сыну когда она может с ним позаниматься, он не реагировал в этот период. При этом на вдохе мама набралась громадного терпения, дабы не выдать волшебного пенделя. Важно было выдержать этот период. Выдержала, сын после отдыха начал активно работать, было желание, с мамой договаривались, когда ей будет удобно. Еще раз - все индивидуально.

3. Самое лучшее - в первые полтора-два месяца сдать все самые легкие предметы и оставить только тяжеловесы. Можно летом, в августе начать читать историю, географию или что-то другое по выбору. После сдачи всех легких, остаются три-пять тяжеловесов, с ними уже плотно работать. Мы неправильно начали, сразу все предметы потащили. Перегруз был сильный, умище трещал от нагрузки. Потом разгрузились и стали вести несколько тяжеловесов, остальные предметы по-одному, сдали - следующий.
Хорошо бы все сдавать до середины или конца апреля, в мае детям тяжело учиться, да и огород, работа добавляется. Удобно составить с учителями график сразу на год. Это поможет не растягивать процесс, делать его нудным и бесконечным.

4. Как сдаем. По русскому был тест (книжку с тестами учитель нам давала в начале года, было представление), диктант. По математике - контрольная, сдаем сразу алгебру и геометрию. Теоремы и доказательство в одном вопросе было, остальное - практические задания. Историю - в одном предмете история России и мировая история, заполняем тест, устное собеседование. ФИзика - тест по теории, задачи + собеседование. Английский - мы работали не по школьному учебнику, договаривались, что подготовим тексты разные, было собеседование, глаголы. Обществознание - собеседование, ОБЖ - тест. География - тест и собеседование, биология - мы подготовили сами доклад (на примере одного животного), картину эволюции, туда уложили вкратце весь год обучения.
Творчество. В школе от нас не требуют сочинений и рефератов. Это все сами дома делаем, обязательно включаем в программу. При сдаче можно договориться с учителем на сдачу доклада или реферата, поможет.

5. Коллектив. Один из минусов домашнего образование - нет навыков социализации, нет духа соревнования, нет возможности похвастаться знаниями (докладом или еще чем), самореализация в коллективе. У нас то такой проблемы нет, потому что детей в деревне достаточно, самореализация в клубе на выступлениях, кружок ИЗО, спортивная секция. Еще скайп для общения с друзьями и родственниками. Лучший вариант обучения - объединяться в чем-то с другими семьями. Если одного возраста - предметы вместе ребята изучают с каким-то родителем. Если разного возраста - то совместные мероприятия какие-то в рамках учебного процесса (спектакль, к примеру, литературные или музыкальные вечера, дни географии, биологии и пр).
С.Марина