Уникальный опыт учителя начальных классов К.С. Скорохода.

Уникальный опыт учителя начальных классов К.С. Скорохода.

Уникальный опыт учителя начальных классов К.С. Скорохода.

Уважаемая редакция!

Внимательно следя за развитием на страницах журнала интересной и важной для школы дискуссии под девизом «Новой школе – новую дидактику», я решил, что читателям будет интересно познакомиться с опытом старого учителя Кирилла Софроновича Скорохода. В прошлом году Кирилл Софронович пришёл в Болшевскую школу и, несмотря на преклонный возраст (ему сейчас около восьмидесяти лет), предложил вести уроки арифметики в 1 классе по своему методу. Результаты «Эксперимента» оказались поразительными.

Думаю, что читатели увидят, насколько сходны некоторые дидактические позиции учителя К. Скорохода и профессора Л. Занкова.

ВОТ КАК НАДО УЧИТЬ

Первоклассникам 1-й Болшевской школы пришлось писать в этом году много контрольных работ по арифметике. Вместо одной, они написали целых четыре. И это не случайно. Учительнице Е. Кудряшовой хотелось совершенно точно убедиться, что ее первый класс «А» не только самый сильный по арифметике среди остальных первых классов школы, но что он в знаниях арифметики почти не уступает второму классу. Сначала она дала своим малышам два варианта контрольных работ, присланных Министерством просвещения. Первый не содержал геометрического материала. С ним весь класс справился легко. Второй вариант был труднее, но все равно 19 малышей из 30 написали его на «пятерки». А остальные на «четыре» и «три».

Но знания учеников и особенно уровень математического развития выходили далеко за пределы программы первого класса, и учительница решила попробовать сравнить их силы с силами второклассников. И что же? Только семь человек из класса не одолели контрольной работы для второго класса, а остальные справились с нею.

Последнюю контрольную работу Елена Никоновна составила для класса сама. В ней был и геометрический материал на построение отрезков, выраженных в целых и дробных числах, на увеличение и уменьшение отрезков в несколько раз и «на некоторую величину». Дети должны были построить квадрат 6 х 6 см или 5 х 5 см, прямоугольник 2 см х 4 см, найти число клеток в них и, наконец, решить задачу и примеры на действия с… трехзначными числами. Но даже в этой – самой трудной – контрольной работе первый класс «А» показал хорошие результаты: 8 – отлично, 10 – хорошо и остальные – посредственно. Короче говоря, первый класс сумел за год почти справиться с программой арифметики двух первых лет обучения. «И это, оказывается, совсем не предел для первоклассников», - говорит Кирилл Софронович Скороход, автор и организатор этого интересного эксперимента в начальной школе.

Он более 50 лет проработал в начальной школе учителем и создал очень своеобразную и интересную методику обучения арифметике, значительно отличающуюся от обычной. Многое в ней заставляет нас задуматься и по-иному взглянуть на привычное. Взять хотя бы программу арифметики для первого класса. Она построена с расчетом на то, что ученики не знают счета, что их надо учить считать. И учить не спеша – в первое полугодие научить считать в пределах десяти, а во втором продвинуться до двадцати. А каково положение в действительности?

В действительности это предположение совершенно не оправдывается. Почти все дети до поступления в школу умеют считать до десяти, а многие и до двадцати и даже до ста. То же самое и со сложением и вычитанием однозначных чисел. Заниматься с детьми в первом классе по программе означает полную остановку в математическом развитии большинства детей и не на малый срок. Стоит ли это делать?

И Кирилл Софронович не делает этого. Он начинает занятия в первом классе с того уровня математических знаний, какого дети достигли ко времени поступления в школу, и идет от него дальше. Логично? Нам кажется – да. И даже более того – такой путь, пожалуй, единственно верен.

А как быть со слаборазвитыми учениками? Не окажутся ли они безнадежно отстающими в таком классе? Здесь многое зависит от системы работы учителя с классом, и эта система у Кирилла Софроновича тоже своеобразна.

Уникальный опыт учителя начальных классов К.С. Скорохода
Первые уроки посвящаются выяснению математических познаний малышей, их общего уровня развития, но одновременно начинает решаться и другая задача – подтягивание слабеньких к среднему уровню.
К первому уроку приготовлен большой табель-календарь на сентябрь 1962 года. Его крупные цифры видны каждому в классе. Рядом с календарем большие счеты на подставке, и в сторонке отрывной календарь.
- Кто знает, какое сегодня число? – спрашивает Кирилл Софронович. – Поднимите правую руку!
Очень многие малыши поднимают руку, но отвечают по-разному:
- Первое.
- Третье.
- Первое…
- А кто же сказал правильно? – допытывается учитель.
- Третье правильно, - говорит Маша Усаковская, - у нас дома на календаре третье число, я второе вчера оторвала.
- Правильно, - подтверждает учитель, - сегодня третье число. А кто покажет на табеле-календаре, где это «третье» написано? – продолжает задавать вопросы Кирилл Софронович.
И опять несколько рук тянутся вверх.
- Ну, иди ты, - вызывает он одного, - возьми указку и покажи нам!
Малыш сразу показывает на цифру «3».
- Правильно он показал? – обращается к классу учитель.
- Правильно! – подтверждают хором несколько знающих, а те, кто не уверен или не знает этой цифры, естественно, предпочитают молчать.
Таким же путем выясняется, как называется день недели, какой идет месяц и который сейчас год. Среди ребятишек находятся такие, которые умеют читать и показывают, где написаны все эти слова и год на календаре.

- А кто мне прочтет все числа на календаре? – Усложняет задачу учитель.
Находятся сразу восемь желающих. Они выходят к доске и, водя указкой по табелю-календарю, называют по очереди все числа от одного до тридцати. Учителю не приходится их поправлять – все читают безошибочно, и он делает только некоторым замечания: «Громче!» или «Не спеши».
- Ставлю вам всем «пять», садитесь. Вы уже хорошо считаете, - хвалит учитель малышей, и те, улыбающиеся, возвращаются на место.

- А теперь один раз посчитаем хором. Я буду показывать указкой, а вы называйте числа!
Хор, сначала нестройный, а потом все более дружный и ритмичный, прочитывает еще один раз все тридцать чисел календаря.
- Мне кажется, вы все умеете считать, - подбадривает учитель довольных малышей.
- А теперь достаньте ваши тетрадки! Знаете, какие тетради нужны для арифметики?
- В клеточку! – слышится несколько голосов в классе.
- Правильно, в клеточку, - подтверждает учитель. – Откройте тетради на первой страничке и напишите все цифры, какие вы знаете! Кто знает одну цифру, напишите одну, а кто знает все десять, напишите все десять!
И сидят, пишут, посапывают от непривычного напряжения. Теперь у учителя будет ясная картина, кто и как знает цифры.
А когда закончили и собрали тетрадки, учитель предлагает:
- Давайте посчитаем, сколько у нас тетрадок!
Одной рукой он держит всю стопку тетрадей, а второй берет из нее по тетрадке и кладет на свой стол.
- Одна, - говорят дети, - две… три… четыре…
И так пересчитали все тетради. Правда, при переходе через десяток хор редеет, кто-то ошибается и немножко удивленно смотрит вокруг: что-то, мол, я не так сказал. Но потом опять идет всё «по правилу».
- …Двадцать два, двадцать три, двадцать четыре… - и класс снова считает дружно.
В конце урока учитель дает «задание на дом»:
- Завтра уже все мне должны сказать: какое число, какой день недели, какой месяц идет и какой год. А кто не считал по табелю-календарю, может посчитать завтра. И если все тридцать чисел назовет без ошибки, получит «четверку».

Уже на этих маленьких картинках с урока видны некоторые принципы работы Кирилла Софроновича. Он считает, что «коллектив – это гений», что целый класс – это уже очень много знаний, очень много сообразительности, много внимания, замечательная память.

Дети действительно ведь приходят в школу из разных семей и имеют различный уровень развития, разный уровень математической и общей культуры. Очень различны также дети по сообразительности и находчивости. Это обычно считается одной из больших трудностей в работе с первоклассниками, и учителя даже часто советуют родителям не учить ребенка «раньше времени» ни чтению, ни письму, ни счету, иначе малышу «будет скучно в школе». Родители верят им и задерживают иногда очень быстрое и легкое математическое развитие детей до школы.

А Кирилл Софронович считает, что надо не тормозить, а помогать этому развитию, и как раз наиболее развитые ученики – это самые ценные работники у него в первом классе. Они его первые помощники в обучении.

Таким образом, действительные достоинства ребенка – высокое математическое развитие и хорошая сообразительность – превращаются у него из недостатка в преимущество. И Кирилл Софронович очень умело, последовательно и непрерывно не только опирается в работе на эти качества детей, но и продолжает их развивать дальше.

Вместо обычного у нас «объяснения нового материала» он главным образом задает детям вопросы. И это умение ставить вопросы доведено у него до высокой степени совершенства. Малыши вынуждены вспоминать, что они уже знают, соображать, если готового ответа на вопрос нет, и вообще мобилизовать свои познавательные способности.

С этой же целью наивысшую отметку получают те, кто первыми ответил на вопрос или был первым по качеству выполнения задания. Вот Кирилл Софронович поставил «пять» всем, кто в первый день назвал все 30 чисел в табеле-календаре, а тем, кто их назовет на следующий день, он уже поставит только «четыре», кто еще через день или два, тот получит «три». Для этого у учителя есть специальная тетрадка со списком учеников, и для каждого важного вопроса своя колонка в ней. Вот уже стоят восемь пятерок в колонке «счет от 1 до 30 по календарю», потом, когда учитель проверит тетрадки, появится колонка «цифры», и учитель будет точно знать, кто пишет уже все цифры, а кто некоторые, и какие именно.

Кирилл Софронович совершенно не требует, чтобы в классе все сразу усвоили весь материал урока. «Сегодня знает один или два ученика, и они ответили на мой вопрос правильно, а внимательные слушали и тоже усвоили. Я могу их спросить и сегодня, и завтра, но уже поставлю только «четыре». А через несколько дней будут уже знать и все остальные в классе. Но им я поставлю только «тройку».

Он поощряет таким образом наиболее сообразительных, наиболее внимательных, наиболее знающих, короче говоря, тех, кто сам движется к знаниям, а не только усваивает готовое. Бывает, что ученик, сравнительно с другими слабый, знает то, что не знают сильные, и получение высшей отметки в классе окрыляет его на дальнейшие успехи.

По этой же причине Кирилл Софронович избегает ставить «двойки». Надо увлекать и привлекать к учению, считает он, а не воспитывать неприязнь к нему «двойками».

Получается такая система взаимоотношений с учениками, при которой учитель не «давит» на учеников, не принуждает их к учению, не заставляет работать, как это делают обычно учителя (вместе с родителями), а спокойно ведет и знакомит их с количественными отношениями в жизни и всемерно поощряет внимание, любознательность, сообразительность и знания каждого ученика.

Оборудование первого класса учебными пособиями с этой же целью значительно обширнее обычного и некоторыми считается даже преждевременным. Кроме упомянутых нами табеля-календаря и счетов, в классе висят часы-ходики или стоит будильник, за окном термометр для измерения температуры наружного воздуха, а второй – в классе на стенке шкафа. И, наконец, третий – учебный термометр со шкалою длиной в метр, с крупными делениями и цифрами и подвижной лентой, половина которой выкрашена в красный цвет. На этом термометре учитель может установить любую «температуру» от -50о до +50о, да и не только учитель, но и ученики.

Есть два комплекта крупных цифр на картонках от 0 до 9-ти и маленькие счеты у каждого ученика на парте.

Несколько позже появляются постепенно: таблица или, вернее, график продолжительности дня и ночи, схема десятка, схема сотни и схема тысячи, таблицы чисел первой сотни, а потом и первой тысячи, график посещаемости, список класса с указанием роста, веса и возраста учеников, деревянные «геометрические тела» - шар, куб, цилиндр, прямоугольная призма (прямоугольный параллелепипед), конус, пирамида – и «геометрические фигуры» - квадрат, прямоугольник, треугольники, круг, а также складной метр, стакан и ряд других предметов.

Такое обилие учебных пособий в классе многими расценивается неодобрительно. Они, мол, только рассеивают и отвлекают внимание учеников. Но, во-первых, такие предметы, как часы, термометр, счеты, календари, дети всюду видят: дома, на вокзале, в городе и вообще в жизни; во-вторых, большинство из них появляется в классе постепенно, по мере того как с ними учитель знакомит учеников. Поэтому никакого «отвлечения внимания» не происходит. Наоборот, умение определять, который час, какая температура или какое число, приобретаемое при этом и помимо учителя от товарищей на переменках, до и после уроков, поощряется учителем и, когда он вдруг задает классу вопрос:

- А какая сегодня температура на дворе? – то уже обязательно находится не один ученик, который ответит ему верно. А если малыш до этого не видел термометра, то он спросит «что это такое?» и узнает, что это «градусник» или «термометр». К тому дню, когда учитель заговорит с детьми о температуре и о термометре, многим детям разговор будет уже понятным.

Для обучения используется, таким образом, и непроизвольное внимание учеников и их любознательность, т.е. именно те пути, какими они в жизни приобретали познания о мире еще до школы. В обычной нашей школьной учебе как раз эти два пути почти полностью отвергаются и учителями и методическими указаниями.

Кирилл Софронович умеет «заставить работать» и многие свои учебные пособия. Возьмем, предположим, отрывной календарь и табель-календарь. К ним привлекается внимание детей с первых же дней занятий.

– Напишите дату в тетради! – дает он задание классу. Тут, конечно, выясняется и что такое «дата», и как ее пишут, и в каком месте страницы ученики будут ее писать, и откуда ее взять. Вот это «откуда» и приводит детей к обоим календарям и к способам пользования ими. Кого-то из детей выбирают для того, чтобы он отрывал листки одного календаря, а второго – для отметки прошедших дней в табеле-календаре. К календарю, таким образом, обращаются ежедневно, а иногда и сверх того. Как, например, ответить на вопрос Кирилла Софроновича о том, сколько дней осталось до праздника Октябрьской революции или до Нового года? Здесь без календаря не обойдешься.
Так же он «заставляет работать» часы, счеты, таблицы чисел первой сотни, а потом и первой тысячи и многие другие учебные пособия.

Сравнивая действительные возможности детей, выявлявшиеся в практике его многодневной работы, с теми требованиями, которые предъявляет к ученикам учебная программа, Кирилл Софронович пришел к очень важному, на мой взгляд, выводу – программа первого класса по арифметике очень бедна. Более того, он называет ее просто убогой. Взять хотя бы раздел нумерации чисел, о котором вскользь упомянуто выше. По обследованиям, проведенным Академией педагогических наук еще в 1958/59 году, 93% поступающих в школу малышей уже знают нумерацию в пределах десяти, а мы держим их на ней еще в течение половины учебного года! Кто наблюдал за малышами, видел их стремление ко всему большому и особенно к большим числам, тот поймет, почему так легко и просто Кирилл Софронович проходит в первом классе не только нумерацию трехзначных чисел, но и идет дальше – до миллиона. И делает он это так, что от детей как будто и не требуется для этого больших усилий.

Уже в октябре месяце, когда все его первоклассники писали цифры, он дает им такое задание: «Напишите столбиками все числа подряд, какие вы знаете. Можно начинать с нуля, а можно и с единицы, но написать как можно больше чисел». И малыши пишут, кто сколько может. Они уже по прошлому своему опыту знают, что высшие оценки получат те, кто сумеет безошибочно написать больше всех. Получается работа, требующая «от каждого по способностям». И действительно, не только все сумели написать больше десяти, но некоторые добрались до тридцати, пятидесяти и даже почти