О колыбельной

admin Пт, 07/16/2010 - 00:50

С чего начинается любое воспитание? Конечно же, с матери! И первое что слышит и ощущает ребёнок, только что появившись на свет, это ласковый голос мамы, и её тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные.
В русской народной культуре колыбельные занимают огромное место. Встречаются самые разнообразные сюжеты, и мелодии, совсем короткие или страшные «про серого волчка», но всегда остаются неизменными главные принципы колыбельных. Тихая и спокойная манера исполнения, мерный убаюкивающий ритм, и голос близкого человека.

Колыбельные песни были первым инструментом воспитания ребёнка. Исполнять колыбельные может любой человек, повторяющийся ритм, и мелодия, зачастую состоящая из трех нот, не требует специальных навыков или вокальных данных. Тексты песен просты и незамысловаты, однако содержат большую воспитательную и развивающую ценность. Через колыбельную песню ребёнок знакомился с окружающим миром, герои этих песенок домашние животные, птицы, стихии природы, окружающие родственники, колыбелька, молоко.
Так, частым участником колыбельных является кот, причём называют его уменьшительно-ласкательным прозвищем: котик-коток, котофей, или котеюшка. Это домашнее животное было практически в каждом доме, кот входил в ближайшую среду ребёнка, его можно было погладить, потрогать, услышать мурлыкание. Общение с живым существом приносило много эмоциональной пользы.
Колыбельные песни рассчитаны на уровень когнитивных способностей ребёнка.
Начиная с 4 месяцев ребёнок пытается произносить первые звуки, напоминающие сочетания гласных (а, э, у,) и согласных (г, х), появляется так называемое «гуление». Затем, в 6-8 месяцев ребёнок начинает лепетать и уже к году, произносит множество не имеющих смысла слогов: "тя-бя-ти", "ма-ти-тя". По интонации эти последовательности уже похожи на речь взрослых. Сознательно употребляет первые короткие слова "мама", "папа", "дядя", "дай".
И в основе этих сложных и трудных процессах лежит общение с мамой или близким заменяющим её человеком. Колыбельные песни как раз и изобилуют простыми повторяющимися словами, такими как: баю-баю, люли-люли, ой, чичи-чичи, так сильно напоминающими по своей структуре гуление младенца. Колыбельные, как бы подсказывают, как и какие звуки надо повторять, что бы скорее начать говорить. Своеобразная и глубоко продуманная конструкции люльки, сама навевала ритм и задавала тон и направление песни, уже с первых дней находясь в люльки, у ребёнка развивался вестибулярный аппарат, ритмичные шорохи и скрипы успокаивающе действовали на нервную систему. К тому же очень часто к младенцу в постель забирался тот самый кот, частый герой колыбельных.
Колыбельные песни являются гибким инструментом народной педагогики. Через простые тексты, ребёнок узнавал о мировоззрении и мироустройстве. Например такая колыбельная как :
«А зызы-зызы-зызы,
Мать сидит за зыбою, (колыбель)
Отец пошел за рыбою,
А дедушка дрова рубить,
А бабушка избу топить».

Или такая колыбельная:
«Баю-баю-баюшки-баю,
Песенку спою.
Подрасти, сынок,
Ты не одинок,
У тебя есть брат,
Будет помогать.»
(Коллектив авторов статья Колыбельные песни. http://www.opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/folk/?id...)
рассказывает о членах семьи и обязанностях, которые они выполняют, так, ненавязчивым образом формируется у ребёнка представление о семье.
Существует такое понятие как, материнская поэзия или другими словами «поэзия пестования» это простой по форме, но выверенное многими поколениями матерей, инструмент этнопедагогики. В основе, безусловно, лежит тонкое народное знание специфики возрастного развития ребёнка, это знание накапливалось многими веками, и на разных этапах жизни ребёнка закреплено в соответствующих приёмах воспитания. Помимо колыбельных к «поэзии пестования» так же причисляют: прибаутки, пестушки, скороговорки, потешки, докучные сказки, молчанки и т.д.