Беседа 5. Колыбельные, как метод формирования мировоззрения

admin Пт, 07/16/2010 - 00:47

Психотерапевтические свойства колыбельных ещё не закончились.

Русской народная культура не только отражала, но и формировала различными способами мировоззрение человека.
В частности, снимала страх смерти, и формировала философское отношение, (приятие), всего, что происходило в жизни общества. Философский взгляд, помогал легче переносить стрессовые ситуации, делал психику устойчивой.
О здоровой психике народа свидетельствует русский язык.
Вспоминайте, что слова «эмоция» не было в русском языке, потому что не было такого состояния. Это иностранное слово и пришло к нам относительно недавно.
Были «чувства». Между «эмоциями» и «чувствами» большая разница. «Эмоции» - это нечто поверхностное, проявление сиюминутного настроения, неуравновешенности. Вы же не скажете любимому человеку: «Я испытываю к тебе эмоцию любви». Он воспримет это как издевательство или шутку.
Но, если вы скажете, что испытываете «чувства» - отношение к вам изменится, потому что «чувства», даже отрицательные – это нечто глубокое и достойно внимания.
Казалось бы, жизнь раньше была полна войн, трудностей, потерь, а человек был более стойкий психологически, чем представители нашего времени.
Это происходит, потому что мы практически потеряли систему формирования «приятия» жизни в любом её проявлении. Вместо философского, мудрого взгляда, появился «пофигизм». И это не одно и то же - за «приятием» стоит психологическая устойчивость, а за «пофигизмом» - страх жизни.
Смена ценностей, исчезновение традиции как таковой (а, следовательно, и исчезновение способов передачи «знания», проверенного временем), привела к разрушению психологической устойчивости человека.
Посмотрите на современных детей. Они практически не управляемы. Всё общение идёт в основном на крике – признак бессилия и отторжения. Убеждение «срабатывает» редко, не говоря о договорах, на основе которых строилось воспитание в традиции (подробнее в других беседах).

Как же формировалось «приятие» неизбежного и снимался страх смерти? Это происходило через построение жизни по «коловороту» (календарные обряды), сказки, сами обряды и внутреннему укладу семьи и общества.

Один из способов формирования «приятия» - колыбельные.

Посмотрим это на материале нашей колыбельной.
Мелодия и манера пения давала состояние умиротворения, созерцания. На фоне этой мелодии разворачивается картина творения мира, вселенские масштабы, которые ребёнок на подсознательном уровне «помнит» и понимает. Вспомните, как смотрит ребёнок, когда первый раз слышит нашу колыбельную.
Малыш «видит» образы, как бы «узнаёт», «вспоминает» то, о чём поётся в песне.
Он глубоко «чувствует» свою принадлежность к этому огромному миру и «принимает» естественность, закономерность и неизбежность всего, что в нём происходит. Сознание ребёнка близко к сознанию наших предков. Так же как и они, малыш воспринимает мир через образы. Его сознание ещё не замусорено проблемами личностных отношений взрослых людей, поэтому легко воспринимает и принимает «ЗНАНИЕ» о законах развития мира.

И так, пройдёмся прямо по тексту колыбельной:

Ай ту-ту, ту-ту, ту-ту…
Не вари кашку круту - (Начало творения (заваривания) мира,
тонкоматериальная среда)
Вари жиденькую,
Молочненькую - (Постепенное уплотнение материи. Вспоминайте:
«молочные реки,творожные берега» - материя сознания
уплотняется)
Куму угощать,
А где кума?
А где кума?
За ворота ушла - (Кума – символ той «силы», в русской традиции она
называлась «охотой», которая привела в движение
эволюционный процесс.
«За ворота» - символ расширения мира, движения).
А где воротА?
Вода унесла - (появляется вода, ещё более плотная материя. О воде
пойдёт особый разговор в других беседах).
А где вода?
За горы ушла - (образуется суша, земля).

А где гора?
Черви выточили - (появляются простейшие живые существа).

А где черви?
Гуси выклевали - (появляются более сложные представители животного мира) .

А где гуси?
За тростник ушли
А где тростник?
Девки выдергали - ( образ человека, охотничества и земледелия).

А где девки?
За мужья ушли - ( отношение полов, образование семьи)

А где мужья?
На войну ушли - (социальные отношения, история, воинский долг, как составная
часть жизни).
А где война?
Война выгорела - (всё имеет начало и конец. «Выгорела» - символ очищения огнём)

А где пепелок?
Унёс ветерок - (образ смены состояний, ухода беды, забвения и успокоения)

А где ветерок?
Улетел на Восток - (Завершение цикла, жизненного круга, эволюционного
периода,возвращение к началу. Очерчен круг жизни.
Всё возвращается к истокам).
А где Восток?
Там, где Солнышко встаёт - (Солнце – символ жизни, воскресения, нового дня,
нового витка развития. Далее всё начинается
сначала).

Подводим итог:
Ребёнок получил и чувство естественности того, что происходит в жизни; приятие неизбежности конца и социальных событий; надежду на возрождение (предки признавали теорию реинкорнаций, бессмертия души); Одновременно получал знания об устроении мира.

И немного о мелодиях колыбельных.
Разнообразие не велико. Наша колыбельная поётся на мотив «Чижика-пыжика». В основе всех мелодий традиционных колыбельных, лежит русская плясовая «Барыня»!
Не спешите записывать меня в сумасшедшие, мол, «колыбельная и плясовая»!
Эта связь говорит лишь о том, что для любой формы жизни, будь то сон или пляс, использовались приёмы психотерапии. Стресс, напряжение, обиды «выпускались» либо через сон (выражение «с бедой надо переспать» и «утро вечера мудренее») или через лихой пляс с песней, типа «Барыни».
Задумайтесь: только до наших дней дошло 143 народных праздника. Почти каждые 3 дня праздник – психотерапия. Умели работать, умели и восстанавливаться.

На сегодня достаточно! Приготовили ладошку и «шлёпнули» себя по лбу, чтобы сказанное улеглось по полочкам J

До новой встречи!
Рось