ВТО ловушка захлопнулась.
ВТО ловушка захлопнулась.
Прошедший на днях круглый стол в Госдуме по итогам годового юбилея втаскивания РФ в ВТО оставил тяжелое впечатление. Экономика РФ, и без того хилая и шатающаяся под грузом проблем, после «ВТО-изации» стала падать. И теперь власть – что бы она там не болтала – стоит перед выбором. Либо – выходить из ВТО со скандалами и многочисленными исками, либо – идти на девальвацию рубля. В попытке остановить спад в экономике.
Цифры падения экономики удручающи. Понятно, что идиотское вступление в ВТО стало довершающим ударом для несчастной РФ, и без того замордованной ельцинско-путинскими «реформами».
Теперь и режим, и мы вместе с ним попали в сжимающиеся «челюсти» тисков. С одной стороны, падают доходы бюджета (уже на полтриллиона), с другой – нарастают его расходы. То же самое – с сокращением экспорта из РФ и с нарастанием импорта. На фоне спада производства. Власть недалеких глупцов сама себя уничтожает – пока чисто экономически.
К сожалению, мы – пассажиры того корабля, который переворачивают неумелые «судоводители», захватившие командный мостик. «Правящий дом», похоже, сам не понимал, что творит.
Такое впечатление, что обезумевший капитан РФ решил во что бы то ни стало перевернуть кверху килем и без того накренившийся корабль «Российская Федерация». Вместо того, чтобы сбросить с верхней палубы кренящегося судна ненужный и опасный груз, сбрендившее командование, наоборот, наваливает поверх все новую и новую нагрузку.
Судите сами. Путин, втянув РФ в ВТО, спровоцировал падение производства и сокращение доходов как бюджета, так и экономики в целом. Но при этом он наращивает тяжелые расходы. Ему нужно:
- тратить безумные деньги на выполнение майских (2012 г.) своих социальных указов, содержать нарастающую армию пенсионеров;
- бросать триллионы на амбициозную программу вооружений;
- вышвыривать (буквально в топку) еще триллионы рублей на помпезно-непроизводительные «пирамиды египетские» - сочинскую олимпиаду, футбольную «мудиаль» 2018 года, на выкуп «ТНК-ВР» у трех евреев, на расширение и без того распухшей Москвы;
- срочно искать новые деньги на покрытие убытков реального сектора, «вылезших» после втаскивания РФ в ВТО, причем этих расходов команда Путина не предвидела;
- молчаливо (хотя это ни в бюджете, ни в в законах не писано) пускать еще триллионы рублей на содержание ворующей и вымогающей вовсю чиновно-полицейской орды.
Вот и получается, что и так опрокидывающееся судно все больше нагружают вместо того, чтобы аврально сбрасывать за борт груз и рубить мачты ради восстановления устойчивости. Команда Путина ведет себя аки коллективный кретин. Кажется, власть во что бы то ни стало решила повторить судьбу брежневско-горбачевского экономического краха. Наше поколение это помнит прекрасно: одновременно пришлось вести глупую гонку вооружений, проводить олимпиаду-80 и фестиваль-85, воевать в Афганистане, кормить ораву «союзников», спасать Польшу, бросать миллиарды на ликвидацию последствий Чернобыля-86 – в дополнение ко всем прочим затратам. Но Чернобыль был действительно нежданной катастрофой, форс-мажором. В случае же Путина он сам устраивает русским Чернобыль пополам с Афганистаном: в виде сочинского погребения десятков миллиардов долларов. (Это помимо того, что ударная стройка дурацких сооружений, которые после зимних игрищ в субтропиках отчасти развалятся сами, отчасти будут разобраны, а отчасти – просто станут стоять полупустыми, поглощает массу времени и организационных усилий правительства). Ну а прокорм полумира, Польшу, падение мировых цен на нефть и Афганскую войну сейчас с лихвой заменяет чудовищное воровство расейской «элиты».
В этих условиях нужно срочно отказываться от спортивных «мегапроектов» и покидать ВТО. Но Путин на это не идет.
Чтобы восстановить экономический рост, «правящему дому» нужно применить сильные меры государственной поддержки реального сектора. Но как это сделать, если теперь это запрещено из-за вступления в ВТО? Ведь эта организация моментально затаскает Кремль по судам, вопя о протекционизме и о субсидировании русской промышленности вопреки «священным нормам ВТО».
Значит, нужно выходить из ВТО – первыми в мире, нарываясь на клинч с Западом и на требования покрыть убытки всех стран-членов ВТО. На такое кремлевские «плюшевые вожди» никогда не пойдут – они трусят ссориться с Западом. Они лучше будут «сирийский спектакль» разыгрывать и изображать главной угрозой русским педерастию.
Экономический спад грозит режиму падением? Значит, как говорили многие на думском круглом столе, власти остается пойти на единственно возможную меру стимуляции производства: девальвацию рубля. Что бы там ни болтали сановные попугаи.
Однако и тут режим попадает в переплет. Во-первых, слишком большая девальвация вызовет уничтожение скудных сбережений электората и приведет к падению его реальных заработков. А это чревато угрозой массовых бунтов и даже распада РФ. С этими угрозами мы сталкивались летом 1998 года, когда рубль девальвировался вчетверо (на 75%). Путин только-только погасил массовые уличные протесты – а тут они могут забушевать с новой силой.
Слишком же малая девальвация (на 15%, как в конце 2008-го) никакого эффекта не даст, только вызвав всеобщее раздражение.
Интересный факт: как заявил гайдаровский министр экономики Нечаев, рост курса доллара всего на рубль дает казне номинальных доходов на 172 млрд. рублей. Но именно что номинальных. А вступление в ВТО уже прошибло в бюджете РФ брешь в полтриллиона целковых. То есть, только для затыкания сей дырищи придется девальвировать рубль до 35 за доллар.
Во-вторых, чтобы девальвация вызвала рост производства и импортозамещение, ее нужно сопроводить суровым замораживанием тарифов естественных монополий. А это значит, что Путину придется сурово прижимать и карать собственных присных, придворных и приближенных. На что власть органически неспособна.
Стало быть, Путин сам себя загнал в безвыходное положение. Никакие усилия ОНФ ему уже не помогут. Другое дело, что вместе с капитаном да кораблем опрокинемся и мы с вами, пассажиры и подневольная команда…
Системностью мышления ВВП никогда не мог похвастать. Его антикризисные действия всегда были и остаются нескоординированными дерганиями. Вот и нынче он пытается чем-то одним сработать, не понимая, что нужен комплекс взаимосвязанных мер.
Так, Путин объявил о том, что потратит 450 млрд. рублей из Фонда национального благосостояния на вложения в дороги и прочие инфраструктурные проекты. Но понимает ли он, что новая инфраструктура без выхода РФ из ВТО, опускания учетных ставок по кредитам, взятия под контроль тарифов монополий и восстановления рентабельности производства – это затраты впустую? Инфраструктура – это как плетни, опускаемые в море на французских устричных плантациях. На них должны нарасти «ракушки» - новые заводы и фабрики. Но чтобы они появились, нужна чистая и достаточно теплая «вода»: благоприятные условия для производства, защита рынка от потока импорта (разумный протекционизм).
Более того, в этих условиях можно вовлечь в такое инфраструктурное строительство сбережения граждан и бизнеса, создавая альтернативу скупке долларов и недвижимости. То есть, выпустить инфраструктурные облигации, доход по которым гарантирован государством и незыблем (скажем, 10% в год). Государство тут может втянуть десятки миллиардов долларов в стройки полезной инфраструктуры, расплачиваясь по итогам с владельцами облигаций с помощью эмиссии. (Она выходит обеспеченной новыми основными фондами).
Поскольку Путин ничего этого делать не собирается, его меры упадут в никуда. Он даже не собирается перенаправлять средства со строительства огромных бесполезных стадионов (и своих резиденций) на инфраструктуру. А ведь что стадион, что президентская резиденция – это 1-1,5 млрд. долларов. Цена модернизации одного неслабого промышленного гиганта.
Мы выдвинули альтернативу: немедленный отказ от зрелищно-спортивных, бесполезных «мегапроектов» во избежание опрокидывания экономики, выход из ВТО как можно скорее (под предлогом неконституционности вхождения РФ в нее), перенаправление денег на спасение реального сектора и его приращение, контроль за ценами монополий и снятие федеральных налогов с села. Это – всего лишь 1,5% доходов бюджета, но зато превращение агропрома страны в зону бурного роста и в выгодную сферу вложения капиталов уже через год окупит потерю сторицей. Более того, превращение села в «оффшор» придаст смысл строительству инфраструктуры, оживит машиностроение и быстро избавит РФ от необходимости закупать импортное продовольствие на 60 млрд. долларов в год.
Однако на то, что власть пойдет на такое, надежды нет почти никакой.
Значит, это придется делать уже после «оверкиля» РФ. Он становится все вероятнее. Ловушка ВТО захлопнулась.