ТАЙНА МАТРЕШКИ

ТАЙНА МАТРЕШКИ

Мериновский яр

Это сейчас Мериново – деревенька дачная, тихая, благостная, теплая и неторопливая. А куда спешить, коль отдыхать приехал?
А когда-то она имела разбойничью да раскольничью славу. Здесь ватажники Стеньки Разина зимовали. Ладьи с товаром да богатствами пригоняли. Слухи о разинских кладах до сих пор живут, да только никому еще те клады не дались.

Когда Стеньку Разина на Волге изрядно побили, часть ватажников по малым рекам рассыпалась, залегла, попряталась. Вот и в Меринове осели, хоронясь под беглых. А потом церковный раскол случился. Патриарх Никон своей волей старые книжки переписал и двоеперстие запретил, велел щепотью креститься. Как взбунтовалась Россия-то! Щепотью похлебку солят, Богу гордым двуперстием надобно честь класть. До драки дело-то дошло. Вот и двинулись приверженцы старой веры в леса. Пробились и в Мериново.

Места здесь были глухоманные. Сюда даже карательное войско боялось сунуться: круг Мериново болота, леса стеной. Одна туда дорога – по Керженке-реке.

Деревню хитро поставили. Высокая круча прямо к реке подходит, с нее яр весь виден. Река тут изгиб делает и к самой деревеньке прямехонько течет. Далеко все видать.

Как-то любопытствующий писатель Владимир Галактионович Короленко решил было по Керженцу на лодке проплыть. Времена-то уже были тихие, бросили за староверами гоняться, но не открылась ему деревенька. Загодя его лодку увидели и попрятались все.
Говорят, на мериновском погосте завещали хоронить себя самые ярые староверы. Их тела тайно везли сюда из самых отдаленных мест.

Вот каким увидел лесное Заволжье писатель Павел Иванович Мельников-Печерский: «С той поры, как зачиналась земля Русская, там чуждых насельников не бывало. Так Русь сыстари на чистоте стоит, – каковая была при прадедах, такова хранится до наших дней Добрая сторона, хоть и смотрит сердито на чужанина».

Деревня Мериново жила по строгим правилам. Лодыри здесь не водились. Народ был работящий. Леса его стали кормить. Уже тогда ремеслом Мериново знаменито стало. И что интересно, купцов своих деревенька не знала. Никто в богачи не пробился, и не потому, что слаб до соображенья был, а не хотел своих обирать, чужим трудом жить.

Так в мастеровых Мериново не один век и проходило. Догадались, почему об этой деревеньке рассказываем? Да, родилось там земное чудо, которое весь мир покорило. Но не спешите. Сказ – он ведь не сразу сказывается.

Японский папа

Пожалуй, в распутывании этой истории сам Шерлок Холмс, в буквальном смысле слова, сломал бы себе голову, зашел бы в тупик и до сих пор там бы отсиживался. История эта очень древняя и в то же время молодая. И главных действующих лиц зовут по-разному. И появились они, кто говорит – в Индии, кто утверждает, что в Китае, ну а кто-то указывает точно на Японию, ссылаясь на древнюю легенду о Джарме.

Считается, что именно он, сын 28-го патриарха Дзен, привез буддизм из Индии в Китай и Японию. Джарма был убежден, что любой человек может стать Буддой путем медитации. Чтобы доказать это, он девять лет без устали предавался молитвам и размышлениям. При этом он сидел неподвижно в своей пещере. Чтобы не заснуть, Джарма убрал себе веки. Руки и ноги отвалились сами за ненадобностью.

За такие деяния японцы полюбили Джарму, и со временем он превратился в подобие нашего Деда Мороза, приносящего удачу.
Имя индийского миссионера для японцев было труднопроизносимо, поэтому они назвали его по-своему – Даруму. Так было удобнее. Фигурка монаха вот уже 1500 лет является частью жизненной атрибутики японцев. Ее делают из папье-маше и учат этому с малых лет.

Но японские божки множились. Одни отвечали за успех в деле, другие – за хороший урожай, третьи защищали праведных. Были и покровители искусства, и символы полнокровного счастья. Божки были многолики: разгневанные, веселые, задумчивые… Йоги говорили, что у человека пять тел и, значит, каждому телу должен быть свой покровитель. Учение Ошо считало, что тел семь: физическое, эфирное, астральное, ментальное, духовное, космическое и нирванное. Так что божки продавались уже в комплекте.

И вдруг кто-то придумал помещать семь, пять, три фигурки в одну. А произошло это относительно недавно, в самом конце XIX века.
Одним из первых «слоеных» божков стал Фукурокуджу. Он был самым популярным в большом семействе, так как отвечал за счастье, процветание, долгие годы жизни и мудрость. Ему-то и предстояло совершить далекое путешествие в Россию и стать родоначальником самой знаменитой русской игрушки. Правда, японский божок вынужден был поменять свое имя на более простое – Фукуруму. Таким его у нас и знают.

Неожиданный триумф

Оказывается, метод клонирования хорошо знали в конце XIX века. Посудите сами. Японский папа Фукуруму стал родоначальником. А мамы при этом не было. Клонирование произошло в 1890 году в усадьбе Мамонтова в подмосковном Абрамцеве. Владелица усадьбы привезла из Японии забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку.

Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку черного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрешку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.

Вот мы все матрешка да матрешка… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрена. Еще говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имен – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет.

Приемный ребенок
Тут можно остановить наш сказ, чтобы задать уместный вопрос: «Что же вы все о загорской матрешке баете? Чай, у нас своя, семеновская, есть. Она родней нам, о ней и расскажите».

А что о ней рассказывать? Когда загорская игрушка по заграницам каталась да похвалу получала, семеновской матрешки еще не существовало. Не поверите, но она появилась только… в 1922 году. К тому времени в Меринове насчитывалось больше сотни мастеров-игрушечников. Каких только детских забав они не делали! Бывало, на ярмарки да базары игрушки возами везли. За все новое брались, не боясь, подхватывали и всегда в выигрыше были.

Как появилась матрешка в Меринове? Да очень просто – с ярмарки привезли. Понравилась диковинка мастерам. Сейчас любой бы специалист по маркетингу, не задумываясь, сказал, что браться за матрешку не следует. Загорская кукла уже три десятилетия гуляла по миру, и популярней ее не было. К тому же загорские мастера делали матрешек 21 вида – на всякий вкус и интерес.

Но в тихом Меринове никто не силен был в маркетинге и о триумфе деревянной загорской куклы тоже ничего не слышали. Вот вам и наука. Оказывается, чем меньше знаешь, тем смелее и спокойнее работаешь.

Первыми разъемную куклу стали точить мастера Майоровы и Вагины.

Аверьян Вагин начал с подражания загорским мастерам. Только из-под рук его выходили матрешки-смешинки: мужички плешивые с бородами да усами или мужички дородные в шляпах.

А вот у Арсения Майорова была матрешка другая. Старшая дочь его, Люба, навела на кукле рисунок гусиным пером и расписала анилиновыми красками. Славная получилась кукла, нарядная: в центре передника ярко-алый цветок – ромашка, на голове кокошник. Понравился рисунок младшей дочери Зинаиде, и она свое в куклу внесла. Так и стали сестры друг перед другом красоваться – кто лучше распишет.

Увидел как-то творчество сестер заезжий художник и похвалил: хороши куклы! И дельный совет дал – пишите сельских красавиц. С тех пор семеновская матрешка обрела свой образ и с загорской куклой больше не соревновалась. Загорская матрешка – городская, более строга в одежде. Семеновская – яркая, будто из хоровода выхвачена, румянец на щеках – запыхалась.

И пошла она такой в свет. И была с радостью принята. Что ведь удивительно, теперь о загорской матрешке мало кто и знает, а семеновскую знают все. Конечно, по делу-то звать ее надо мериновской, но ремесло там затухать начало, мастера в город подались – в артели и на фабрику. Так и укоренилось: семеновская матрешка.

До недавнего времени все, кто за рубеж отправлялся туристом или по делу, везли главный сувенир – расписных русских матрешек. Это была самая выездная и самая деловая кукла мира. Расфуфыренной, долговязой Барби тягаться с ней и смысла не было. Кому в голову придет подарить ее в качестве сувенира, скажем, на каком-нибудь мировом конгрессе? Кому нужна эта легкомысленная особа? Она не вписывалась в ситуацию. А статная матрешка была вхожа в любое общество. Ей по-доброму улыбались короли и королевы, принцы и принцессы, президенты, генералы и адмиралы, звезды кино, а уж о детишках и говорить нечего.

Сколько же надо было вложить любви в труд, чтобы приемный ребенок стал родней родного!

Рукотворное чудо

Если бы относились в 1970 году к Книге рекордов Гиннеса терпимо и очень бы хотели туда попасть, то непременно бы попали. В тот год семеновские мастера-игрушечники показали на Всесоюзной выставке декоративно-прикладного искусства самодеятельных художников и мастеров рукотворное чудо – 72-местную матрешку! Можете себе представить? Нет, она не была гигантом. В том-то все и дело. Высота ее была всего метр, а диаметр – полметра. Вполне миниатюрная барышня.

Всегда приходит срок, когда человек говорит себе: «А смогу ли я это?» И пытается делать запредельное, требующее всего, чему он научился. Так было и с этой матрешкой. Ее готовили на выставку «Экспо-70», которая должна была проходить в Японии. Японцев чем-то удивить довольно трудно, а тут такое чудо. К тому же семеновская матрешка ехала на родину своего отца – Фукуруму.

Не трудно посчитать высоту каждой фигурки и какой же толщины были стенки матрешки.Видел эту матрешку в полностью разобранном виде. Стенки каждой куклы просвечивали. Толщина их не превышала полмиллиметра.

Нелегко было мастерам найти подходящую липу. Обычно эти деревья до такого диаметра не доживают, сердцевина ствола начинает гнить. Искали дерево долго и все-таки нашли в кировских лесах. Из ствола вышло несколько самых больших кукол. Ну а все остальное делали из обычных заготовок.

Великое мастерство проявили и художники. Каждая из 72 кукол была со своим характером и нарядом…Ее бы хранить вечно, показывая потомкам, на что способны мастера, а тут не удержались, продали в той же Японии, получив за нее 3000 рублей. Деньги по тем временам хоть и большие, но матрешка-то бесценной была. Кстати о деньгах: по данным экспертов, одна настоящая семеновская матрешка из 12 составляющих по цене эквивалентна одной тонне нефти. Только в Семенове об этом не догадываются.

Вселенная в руках

Хоть и знаешь, сколько лет матрешке, а не верится. Кажется, будто пришла она к нам из далеких веков. Она ведь стала признанным символом России. Но разве бывают такие молодые символы? Выскользнув из временных координат, эта кукла сразу же начала терять и четкость в пространстве. Кроме незатейливой красоты эта кукла обладает чем-то необъяснимо притягивающим к себе больше, чем яркие анилиновые краски.

Сегодня матрешку поминают на уроках географии, когда говорят о многослойности строения земного шара. Литераторы, чтобы объяснить сложный роман, прибегают к такому же сравнению «…Видимая часть Вселенной, возможно, входит в другую супергалактику, грубо говоря, мир устроен по принципу матрешки: та сфера, которая нам представляется границей, является оболочкой, за которой находится иная сфера (другой слой!)». Это строки из доклада на совещании по фундаментальным проблемам физики высоких энергий.
И для медиков матрешка – подарок. Они могут популярно объяснить, как же устроен человек. Археологи сравнивают с матрешками пирамиды. Дети в детском саду уже знают, как устроена семья – как матрешка. Смена времен года – разве это не прообраз разъемной куклы?

Трудно представить, как обходились без этого образа преподаватели школ и гимназий в прошлом веке. А может быть, познаваемый мир тогда был проще и понятия о нем были не так сложны и запутаны? Матрешка появилась как раз во время, чтобы этот мир можно было с чем-то сравнивать.

И еще тайна: почему подобные игрушки в Японии не стали столь популярны? Может быть, там они «мертвы» и нет в них той энергетики, что заключена в нашей матрешке? А если еще связать ее с той землей, откуда она ушла в мир уже не игрушкой, а символом. И мериновский яр, и проселки, и омуты Керженца, и страсти, которыми полнилась эта земля, – все в ней, в этой незатейливой игрушке.