СВЕЧА В ТРАДИЦИИ СЛАВЯН

СВЕЧА В ТРАДИЦИИ СЛАВЯН

СВЕЧА В ТРАДИЦИИ СЛАВЯН.
СВЕЧА — ритуальный предмет, атрибут семейных и календарных праздников, религиозных практик, повседневных и магических действий.
Первоначальная семантика корня и соотнесение свечи с религиозным культом способствуют актуализации оппозиций:
*светлый—темный (свет—тьма);
*божественный—человеческий;
*сакральный—мирской;
*живой—мертвый;
*чистый—нечистый;
Свеча ассоциируется одновременно с огнем и светом и служит оберегом.
Горящая свеча символизирует человеческую жизнь и человека
вообще, а угасание синонимично смерти. Эта символика особенно значима в семейных обрядах.
Использованным в ритуалах свечам приписываются целебные и охранные свойства.
Горящая свеча символизирует жизнь человека.
В качестве культового предмета используется в очистительных и охранительных обрядах — ритуальных обходах (полей, дома, домашних животных перед выгоном в поле или после отела), в обряде опахивания, при введении на двор купленного животного.
В поминальном обряде свеча - один из наиболее значимых символов. В течение 9 (40 ) дней возжигают свечи на могиле. На 40-й день в доме во время трапезы зажигают те свечи, которые горели на отпевании, именуемую «ростом покойника» и действительно равную его росту, зажигают на похоронах и впоследствии на каждых поминках (болг., капанцы).
В Белоруссии на «деды» хозяин перед трапезой трижды обходил стол со свечой.
У балканских славян накануне мясопустной субботы во дворах и на кладбище жжгли свечи по числу умерших родственников.
Сербы в Страстной четверг, поминая умерших, зажигали свечи на могилах. В Шумадии и сербском Банате возжигание свечей на могилах было
приурочено к понедельнику Фоминой недели.
В Македонии во время пасхальной службы женщины ходили на кладбище и зажигали там свечи.
У балканских славян зажигание на могилах свечей производилось также в духовскую субботу или на Вознесение. Если вдовец решал жениться, он посещал могилу покойной жены, зажигал свечу и совершал поминальное
поливание могилы вином (болг.).
В Смоленской губ. перед «праздником свечи» на Николу Зимнего был обычай сучить свечу: после молитвы св. Николаю жевали соты и
выплевывали в чашку с водой; из этого воска изготавливалась затем мирская свеча Николе угоднику.