СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА С ПЬЯНСТВОМ. КАКОВА НАША УЧАСТЬ?

СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА С ПЬЯНСТВОМ. КАКОВА НАША УЧАСТЬ?
Скоро у нас юбилей. 19 июля 2014 года мы будем отмечать 100 лет борьбы с пьянством в России. Столетняя война с пьянством, настоящая война, человеческие, нравственные и экономические потери в которой для России сравнимы с войнами настоящими. После первых побед в 1914-1923 годах и локального успеха в 1985-1987 годах, наша страна терпит поражения в этой войне. Если же удастся одержать в этой войне победу, то её значение для России невозможно будет переоценить, победа приведёт к возрождению России, что принесёт поражение — ясно каждому. Попробуем рассмотреть краткую историю этой нашей Столетней войны.

Многие источники, начиная с крещения Руси, отмечали приверженность русского народа к алкогольным напиткам. Впрочем, в прошлом эта приверженность была присуща практически всем народам, даже религиозные ограничения не всегда препятствовали такому положению дел. Классическими примерами можно считать образ жизни Омара Хайяма, отнесение пива в средневековой Европе к постным напиткам, что в условиях поста по пище приводило к ошеломляющим результатам, а также английское правило считать джентльмена, выходящего из-за обеденного стола трезвым, нарушителем национальных традиций. Но рано или поздно каждая нация начинала вводить нормы трезвого образа жизни, понимая, что иначе можно потерять слишком много.

В России этот процесс начался в 1914 году, когда был издан указ Государя императора о запрещении производства и продажи всех видов алкоголя на всей территории России. Торговля алкогольными изделиями была прекращена с 19 июля 1914 г. — на время мобилизации, а в конце августа продлена на всё время войны. Следует отметить, что Положениями от сентября-октября 1914 года право запрещать торговлю спиртными напитками в местностях, находящихся в их ведении, было предоставлено Государем императором городским думам, сельским общинам и земским собраниям. Крепкие напитки продавали только в ресторанах. И хотя в ответ на указ появились многочисленные способы обхода закона, душевое потребление алкоголя снизилось более чем в десять раз. Воздействие этого шага было очень сильным, достаточно сказать, что только в 1960-х годах душевое потребление достигло уровня 1913 г. Уже на следующий 1915 год производительность труда повысилась, а число прогулов на снизилось наполовину. Начиная с 1915 года резко снизилось количество психических больных на почве алкоголизма, сократилось число хулиганских поступков. Число самоубийств на почве алкоголизма в Петрограде упало на 50 %. Число денежных вкладов в сберкассы увеличилось; прирост составил 2,14 млрд руб., против 0,8 млрд руб. в прежние годы до запрета. Народ, в своей основной массе, поддержал идею всеобщей трезвости. С приходом советской власти борьба с алкоголизмом поначалу была продолжена. В декабре 1917 был продлён запрет на торговлю водкой, а в декабре 1919 Совнарком принял постановление «О воспрещении на территории страны изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ», предусматривающее строгие меры: не менее 5 лет заключения с конфискацией. То есть новая власть не только не прекратила борьбу с пьянством, но усилило её.

Однако позже государство, а точнее — руководство ВКП(б), решило, что для построения социализма необходима продажа водки. Можно только гадать о том, чем это было вызвано — нуждой в деньгах, необходимостью «наркоза» для населения или фактическим уходом Ленина с высшего поста в партии и государстве. Но свершилось на первый взгляд невозможное — государство само занялось тем, за что до этого сажало в тюрьму. В августе 1923 года издаётся постановление о возобновлении производства и торговли спиртными напитками в СССР, причём те, кто был до этого посажен за аналогичные действия, для торжества закона продолжали сидеть. Поскольку постановление было подписано Рыковым, то неудивительно, что воскресшая водка получила имя «рыковки». Достижения на ниве трезвого образа жизни были пущены под откос самим государством, десятилетний период трезвости в стране закончился, результат было нетрудно предугадать. Последующая поголовная ежедневная выдача в действующей армии с осени 1941 года «наркомовских 100 грамм» приучила к водке и миллионы тех, кто её до этого не употреблял. Дело было сделано, дальнейшее развитие событий нетрудно было предугадать.

Через 35 лет государство, на сей раз на этапе строительства коммунизма, пришло к мысли о необходимости начинать борьбу с пьянством и алкоголизмом, которых оно само и вырастило. Причина борьбы была очень серьёзная – страдало производство, очевидно никаких других отрицательных последствий государство не видело. В 1958 году было принято постановление «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками». Запрещалась продажа водки во всех предприятиях торговли общественного питания (кроме ресторанов), расположенных на вокзалах, в аэропортах, на привокзальных и пристанционных площадях. Не допускалась продажа водки в непосредственной близости от промышленных предприятий, учебных заведений, детских учреждений, больниц, санаториев, в местах массовых гуляний и отдыха. Результаты, как и следовало от такой видимости борьбы, были незначительными. Практически вся борьба свелась к закрытию небольших закусочных и чайных («чапков»), где раньше можно было посидеть и выпить с закуской. Народ продолжил пить, но уже на улице и без закуски.

В 1970 году прошло повышение цен на водку на 30%, а на коньяк аж на 100%. Звучали аргументы в пользу того, что повышение цен приведёт к снижению потребления спиртного, но очень вяло и неубедительно. Все понимали, что государству просто нужно больше денег. Народ продолжал пить.

Следующая антиалкогольная кампания началась в 1972 году с постановления «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Предполагалось сократить производство крепких напитков, но взамен расширить производство виноградного вина, пива и безалкогольных напитков. Также были повышены цены на спиртное; прекращено производство водки повышенной крепости, время торговли крепкими алкогольными напитками было ограничено промежутком с 11 до 19 часов; были созданы лечебно-трудовые профилактории (ЛТП). Больше всего пользы принесло ограничение продажи спиртного по времени, количество «похмельный тружеников» резко сократилось. К 11 утра у дверей винных магазинов скапливались очереди страждущих, те кто ещё не попал в зависимость от алкоголя, стеснялись появляться в этих утренних компаниях. Но в целом перелом не наступил, правда от роста цен опять возросла выручка государства от продажи спиртного. С приходом к власти Ю. Андропова появилась водка, которая стоила несколько дешевле, чем та, что продавалась с 1970, немедленно окрещённая «андроповкой». Народ продолжал пить.

В мае 1985 были приняты постановления «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», которыми предписывалось всем партийным, административным и правоохранительным органам решительно и повсеместно усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом, причём предусматривалось значительное сокращение производства алкогольных напитков, числа мест их продажи и времени продажи. Указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения» подкреплял эту борьбу административными и уголовными наказаниями. К выполнению задачи привлекались профсоюзы, вся система образования и здравоохранения и все общественные организации. Были возрождены общества трезвости, начали проводиться свадьбы без спиртного. Но главное, что отличало эту кампанию – государство впервые с 1923 года сознательно пошло на снижение доходов от алкоголя, которые были значимой статьёй государственного бюджета, и стало резко сокращать его производство. Фактически государство в выборе между доходами и народным благополучием впервые за 62 года поставило в главу угла благополучие населения. Народ очнулся.

Результаты последовали незамедлительно, хоть и сопровождались недовольством некоторой части того же населения, а именно — тех, кто уже попал в зависимость от спиртного. Среднедушевые продажи спиртного в стране за годы антиалкогольной кампании снизились более, чем в 2,5 раза. Уменьшение продажи алкоголя в 1985-1987 годах сопровождалось ростом продолжительности жизни, ростом рождаемости, сокращением смертности. За время действия антиалкогольного постановления рождалось в год по 5,5 миллионов новорождённых, на 500 тысяч в год больше, чем каждый год за предыдущие 20-30 лет. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2,6 года и достигла максимального значения за всю историю России, снизился общий уровень преступности.

Однако, к 1990 году программа была свёрнута, в 1992 году — отменена государственная монополия на продажу спиртного и либерализирован рынок. Спиртное появилось везде, в любое время дня и ночи, по приемлемым ценам. Наступила свобода, в числе её главных и быстрых проявлений – Алкогольная Свобода! За первую половину 1990-х годов продажа спиртных напитков на душу населения возросла более чем вдвое. Доля крепких напитков в структуре потребления — более чем на треть, а доля некачественного алкоголя достигла трети всего объёма. Смертность от отравлений спиртным возросла в 2—3 раза. Ежегодно в России от алкогольных отравлений умирает около 40 тыс. чел. Какое количество жителей гибнет спьяну в результате несчастных случаев, сколько гибнет от сердечно-сосудистых заболеваний, вызванных пьянством — данных нет. Но есть неофициальные данные о том, что более половины умерших российских мужчин были в нетрезвом состоянии, то есть «весело жили» и не собирались умирать, то есть никаких тяжёлых болезней и прочих причин для смерти не было. Возрос уровень насилия в обществе, Россия входит в пятёрку лидеров по количеству убийств, в основном — на бытовой почве в состоянии опьянения. Народ продолжает пить.

Как Россия встретит столетний юбилей борьбы с алкоголизмом? Какую позицию займёт сегодня государственная власть? Совершенно ясно, что перед ней тот же выбор — между акцизами от спиртного и благополучием народным. При этом необходимо учесть, что отмена монополии государства на спиртное привела к тому, что основные доходы от спиртного теперь получают частные лица, а не государство. И если государство всерьёз будет бороться за благополучие народа, то против него ополчатся все те, кто строит своё корпоративное и личное благополучие на торговле алкоголем. Это сильные противники, обладающие большими финансовыми ресурсами и поддержкой на всех уровнях той же власти. Будут пущены в ход «знатоки истории и национальных традиций», которые будут доказывать, что алкоголь (конечно — в умеренных дозах) совершенно необходим для национальной самоидентификации. И их будут поддерживать те из наших сограждан, которые уже не мыслят себе обходиться без спиртного, фактически — наркозависимые, дискуссии с которыми просто абсурдны.

Первые реальные шаги — ограничение доступности спиртного абсолютно необходимы. Ограничения количества точек, где продаётся спиртное и ограничение времени его продажи. Аргументы про бабушек и таксистов, торгующих водкой из-под полы, довольно слабы при ближайшем рассмотрении. Алкоголь — наркотик, поэтому и отношение к нему должно быть как к наркотику. Распространители других наркотиков существуют, их более или менее успешно ловят, но почему-то никто не предлагает продавать наркотики легально, чтобы избавиться от нелегальных продавцов.

Ясно, что одними ограничениями продажи ограничиться нельзя. Социальная реклама вреда алкоголя, работа с детьми и молодёжью. А главное — у каждого человека должна быть реальная возможность приложения своих сил и создание благополучия для себя и своих близких. Это выходит за рамки собственно борьбы с пьянством, но должно являться её основой.

Когда Столетняя война с пьянством в России начиналась и были первые победы, на гербе России Георий Победоносец поражал змия копьём. Возможно это был зелёный змий? За прошедший век герб нашей страны несколько раз изменился, но теперь Георгий вновь пытается поразить змия. Может быть, на сей раз это ему удастся?

Заключение: Как мы видим, можно иметь разные точки зрения на эту проблему, можно по-разному относиться к роли государства — при монархии вопрос запрета спиртного решался городскими думами и земскими собраниями, при советской власти — ЦК партии большевиков, но то, что сухой закон есть благо именно для граждан России и страны в целом — очевидно. Может быть, именно в этом и состоит наша национальная особенность и свой путь? Может быть взяться всей страной за эту проблему и попробовать победить в нашей столетней войне? Ведь если мы потерпим поражение, то наша страна просто исчезнет с карты мира, несмотря на ядерное оружие, богатства природы и тысячелетнюю историю….

Автор И. Аврутский