Стать человеком, читая детские сказки?

Стать человеком, читая детские сказки?

Стать человеком, читая детские сказки?

Большой это труд — стать человеком. Все дети хотят поскорее стать взрослыми. Вот ты младенец, слушаешь детские сказки про курочку Рябу, вот пошел в детский сад и уже сказки посерьезнее читаешь, вот отпраздновал семилетие и пошел в школу. Что дальше? Неужели по-прежнему читать детские сказки?

Я уже взрослый!

После семи-восьми лет ребенок ощущает себя уже взрослым, и делает совершенно конкретные шаги к этому — «огораживает» свою территорию, свой внутренний мир от проникновения других взрослых.
Уже произошла адаптация к школе, уже развилось чувство ответственности за свои поступки, ребенок хочет сам устанавливать свой распорядок дня – когда гулять, когда готовить уроки, во что играть.

И, самое главное, что мы должны знать о маленьких людях в этом возрасте — то, что они в это время много думают, и много беспокоятся. На хрупкие детские плечи ложится ответственность взрослости — и именно в этом возрасте дети начинают хуже спать, их одолевает бессонница и нервозность. Маленький человек ложится спать и чувствует себя довольно усталым, но не может заснуть, обдумывая свои проблемы в отношениях со взрослыми или ровесниками. Не думайте, что детские беды маленькие и смешные. Для того, кто очутился в них своими мыслями, беды также огромны и велики, как и взрослые. Помогут ли чем в этом возрасте детские сказки?

Чем может помочь «большой» взрослый своему «маленькому» взрослому?

Есть прекрасно работающий способ именно для детей этого возраста. Книги, которые читают взрослые. На этом незаметном для самого ребенка инстинкте можно по-прежнему мягко направлять умственное и душевное развитие своего родного человечка.
Но только надо помнить – если Вы сами не читаете книги, бесполезно декларировать пользу от чтения. Дети просто должны видеть, что взрослые и сами читают с удовольствием, и обсуждают книги вслух.
Хотя большинство детей от 8 лет в наше время предпочитают компьютерные игры, это не может подменить чтение как вид познания себя и этого мира. Особенно, если это семейные чтения вслух взрослых книг.

Ведь в этом возрасте родители продолжают быть ролевой моделью для своих детей, которые внимательно следят за взрослой жизнью своих родителей, слушают их разговоры и мечтают быть похожими на них.
Поэтому книги, которые читают в это время родители, имеют даже большее значение для их детей.
Одновременно, посмотрите внимательно на книги и журналы, лежащие в области доступности ребенка в доме.
Помните, что даже одна малоподходящая книга может нанести вред. Предупредите бабушек и дедушек, чтобы проявляли осторожность.

Трудности, которых нет в детских сказках

И в то же время, во взаимоотношениях родителей и детей наступает время первых трудностей.
Начиная с восьми лет, дети пропускают «мимо ушей» просьбы и наставления родителей, считая, что уже всё знают сами.
Это нормальный период самоутверждения. Родителям в это время понадобится терпение, деликатность и дополнительная помощь. Как ни странно, хорошая книга, которую ребенок прочитает, как раз может им стать.
Идеи о чести, долге, достоинстве, совести и милосердии, изложенные в книгах, которые читают взрослые, лучше усвоятся — ведь это не мораль, о которой говорят родители.

А в то же время взрослая книга, как модель родительского поведения, очень притягательна.

Вот и выходит, что надо искать такие книги, которые с интересом прочитают взрослые сами, почитают детям вслух, если есть такая традиция, или «нечаянно» забудут в пределах досягаемости ребенка.

Какие детские, но взрослые книги нравятся?

Девочкам нравятся красивые историю про дружбу и любовь.
Мальчики с удовольствием читают рассказы, где главными героями являются озорные смельчаки.
И все дети любят сказки, пусть даже и для этого жанра литературы сейчас используется иностранное слово «фэнтези».

Все мы знаем классические сказки русских писателей – А.С. Пушкина («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»), А.Н. Толстого («Иван да Марья», «Звериный царь»), С.Т. Аксакова («Аленький цветочек»).
Уютные, добрые и волшебные, они раскрашивают повседневную жизнь необычными красками. Нежная Царевна, влюбленный Царевич, Волк, говорящий на человеческом языке, Ветер, отвечающий на вопросы — все они открывают веру в то, что много хорошего есть в этом мире. Очень хорошо, что они входят в школьную программу, это наше наследие, без которого трудно представить русского человека.

И даже современные сказки – фэнтези. Почему так нравился взрослым и детям Гарри Поттер в первых книгах?
Это причастность к приключениям, вера в свои волшебные возможности и, самое главное, награда за благородное поведение.
Вот чему ненавязчиво учат хорошие детские книги — в конце «трудностей и опасностей» встретит нас осуществление Мечты. Читающие такие книги незаметно для себя впускают в свое сердце Благородство. Это такая система ценностей, которая позволит человеку в дальнейшем жить честно, справедливо, понимая свое неотъемлемое место в своем роду, воспринимая себя как наследника и продолжателя благородного рода.

Хорошие детские книги не только укрепляют в нас несокрушимую веру в справедливость и добро, но и в то, что есть какая то другая реальность, отличная от обычной, явной жизни.
Есть какие-то иные миры, в которые можно ненароком попасть. И это очень хорошо, потому-что расширяет мировоззрение, воспринимаемые горизонты, подготавливает к тому, что есть какие-то другие формы существования души, что мир таит в себе много загадочного и непознанного. И все это встретишь в хорошей детской книжке!

Но какая книжка хорошая?

Беспокойство родителей понятно. С одной стороны, дети читают меньше, с другой стороны выбор настолько широкий, что трудно найти что-то нужное. Поэтому мой совет родителям – сами читайте то, что потенциально может быть интересно Вашим детям.

Станьте сами маленьким читателем, открытым новым мирам.

Особенностью детского восприятия является то, что оно имеет сильные фильтры. То есть многое упускается, игнорируется, не осознается. То, на что обращается внимание, зависит от уже созданной родителями системы ценностей. И то, что не вписывается в уже созданные представления, игнорируется. Если по какому-то вопросу нет еще твердого мнения, это обдумывается и обсуждается, при доверительных отношениях - с родителями.

Хорошая детская книга, поэтому, не может не включать в себя истории про плохих людей, совершающих дурные поступки. Но это очень плоско и не совсем правдоподобно. Если в книге есть герои, которые, пройдя через искушения, делают верный моральный выбор, то это даст гораздо больше пользы для маленького человека. Ведь ему тоже придется делать в жизни свои большие выборы, и от этого будет зависеть жизненный путь, путь к себе, путь к вечным ценностям.

Такая детская книга послужит мостом между иным миром, сказочными героями и жизнью ребенка «здесь и сейчас». Книга не сможет собрать все случаи жизни, но освобождает от чувства безысходности, неуверенности, страха завтрашнего дня. Это лучик, который подсказывает ребенку, где светло, куда стоит идти.

Северная сказка

Сегодня у нас есть возможность читать самим и читать своим детям северные сказки, где прямо говорится о существовании иных миров, и о роли славянских богов в жизни наших предков. Это очень важно, для духовного воспитания детей и для просвещения взрослых.

Чистота, свобода, любовь и благородство, равноправие людей и Богов — главные дары, которые несет слово добрых северных сказок. Как это проверить? Прочитайте сами, и, если Вы почувствуете душевное родство, значит, это книги, которые стоит прочитать.

Читайте то, что читают Ваши дети, чтобы не терять их доверие и находить что-то такое общее, что сближает сердца и раскрывает души навстречу друг другу. Качество книги, скорее определяет именно эти сокровенные разговоры таких родных друг другу людей.

Так Вы помогаете своему ребенку стать уверенным в себе взрослым человеком. Не в этом ли цель всего воспитания?

Тэги: