✅ САКИ. Посвящается казакам, погибшим за Родину! Рассматривая вопрос...

✅ САКИ. Посвящается казакам, погибшим за Родину! Рассматривая вопрос...

✅ САКИ
Посвящается казакам, погибшим за Родину!
Рассматривая вопрос происхождения казаков, невольно приходишь к выводу, что после стольких лет работы археологов, антропологов, этнографов, этимологов, лингвистов и просто историков пока нет однозначного ответа о том кто же такие казаки, откуда они взялись? Одни считают их беглыми холопами или смердами русских князей ХVI столетия (когда степи освободились от татар Золотой Орды), тогда такое количество казаков должно было означать что все русские со своими князьями должны были убежать в степь и то не хватило бы той численности сколько было казаков; другие, что это тюркские народы которые смешавшись со славянами, т.е. говоря научным языком были ассимилированы последними, но старая русская поговорка говорит, что,, ложкой дегтя можно испортить бочку мёда,, , а ,,мёдом дёготь не испортишь,, , поэтому ни о какой ассимиляции речи быть не может; последнее время появилась новая версия, что казаки существовали значительно раньше, чем об этом написано в отредактированных кем – то русских летописях, что и сейчас потомки казаков – нынешние казаки — субэтнос.
Не очень понятно дело обстоит и у лингвистов в казачьем лексиконе очень много ,,тюркских,, слов и опять не задача больше всего русских, а такие слова как богатырь, бадик, бата (батя, батый) и др. вообще непонятно к какому языку относить, если взять, например, слово богатур то сразу становится ,,ясно,, , что не русское, тогда опять же не понятно почему на Руси существует в ведическом православии ( совр. язычество) Бог Яр Тур и отмечают до сих пор во многих местах Руси праздник ,,турицы,, или ,,турьев день,,. Вся Россия переполнена топонимами с корнем ,,тур,, , а ,,тур,, или ,,туру,, в казахском языке (скорее всего слово ими заимствовано у саков) буквально означает,, живи,, или ,,живущий,,. Тогда и Яр-Тур переводится, как ,,сила жизни,, ,а древнее значение скандинавской руны ,,тур,,, означает Бог Неба, небесный Бог, а древнегерманское значение руны — означало Бога Солнца и Войны т.е. также небесного Бога, следовательно нет у нашего древнего Бога никаких признаков ,,зооморфизма,,.
Почему ,,князь Рюрик (а также и Старый Боян) имел прозвище бата ,, (,,Свод древнебулгарских летописей, составленный Имамом в 1680г.,, .)? Ведь он правил задолго до нашествия татаро — монголов, которые как выясняется совсем и не монголы, но это уже тема совсем другой статьи. Также остаётся совсем не ясным вопрос, почему потомок Рюрика носил оселедец, а современные украинцы считают его и себя казаками?
На эти и множество других вопросов у современной исторической науки нет ответа и чтобы разобраться в данных вопросах нужно начать с древних времен и с того утверждения, что степь от Алтая до Дуная былаобитаема с древнейших времён. Но это не просто голое утверждение, оно подтверждено большим количеством раскопов курганов, святилищ и других памятников различных народов и культур. Одним из таких захоронений является курган Иссык, на материалы раскопов которого, в основном, и опирается наша статья. Сделаем небольшой экскурс в историю.
В книге К.А. Акишева ,,Курган Иссык,, читаем: ,,В VIII —IV вв. до н. э. территорию Средней Азии и Казахстана населяли племена, известные из ахеменидских источников под собирательным именем «saka» (древние пращуры современных казаков). Геро¬дот (V в. до н. э.) и другие античные авторы называли их азиатскими скифами, отличая от скифов европейских.
Сакские племена были современниками скифов, обитавших в Северном При-черноморье и Приднепровье, и савроматов — в Нижнем Поволжье и Южном Приуралье, современниками персов Кира и Дария I и греков эпохи Александра Македонского. Хотя саки были взаимосвязаны со всеми этими племенами и народно¬стями, но в наиболее тесном и прямом контакте находились с древними персами. В VI—V вв. до н. э. они даже входили в состав иранской империи времени правления первых царей из династии Ахеменидов. Поэтому в ахеменидских клинописных (письменных) источниках приводятся очень немногословные, но достоверные све¬дения о саках. Так, в них сообщается о трех больших группах саков: саки-тигра-хауда (саки, носящие остроконечные шапки), саки-хаомаварга (саки, варящие на¬питок хаом) и саки-тиай-пара-дарайя (саки, которые за морем).
Геродот в своей «Истории» дает название двум первым группам сакских пле¬мен: саки-ортокарибантии и саки-амюргии. На территориях Средней Азии и Ка¬захстана жили и другие сакские племена, такие, как массагеты, дай (дахи), исседоны и т. д., о которых также писали античные авторы.
В науке принято отождествление саков-ортокарибантии с саками-тиграхауда, а саков-амюргийских с саками-хаомаварга.
В археологической науке существует много версий о расселении саков на ог-ромных территориях современной Средней Азии и Казахстана (а также и Кавказа). Согласно одной из них на территориях Шаша (район Ташкента), Северной Киргизии и юга Казахстана обитали саки-тиграхауда,, ( К.А. Акишев ,,Курган Иссык . Искусство саков казахстана,,-М.:,,Искусство,,1978-.С.5).
К.А. Акишев ( 1978 г.) придерживается этой гипотезы, од¬нако считает, что этническая территория саков-тиграхауда включала, кроме наз¬ванных областей: на западе — Южное Приаралье и на востоке — Горный Алтай, последнее подтверждено уже более поздними раскопами на Алтае.
В своей книге он говорит:,, На этой обширной территории расположено большое количество курганов.Особенно выделяется регион, включающий современное Семиречье (юго-восток Казахстана и север Киргизии) и Горный Алтай ( Здесь и далее выделено мной – Г.М.). Область эта по количеству и разме¬рам курганов с огромными каменными и земляными насыпями не имеет себе рав¬ных, ее можно сравнить лишь с Северным Причерноморьем в скифское время ( К.А. Акишев ,,Курган Иссык . Искусство саков казахстана,,-М.:,,Искусство,,1978-.С.5).
Остановимся на детальном описании захоронённого человека в кургане Иссык. Захоронен, судя по богатству убранства, представитель царского, а скорее всего жреческого рода. Далее К.А. Акишев пишет:,,По антропологическому определению О.И. Исмагулова захоронённый в кургане Иссык имеетхарактерный для семиреченских саков европеидный* облик с примесью монголоидных черт** . Возраст его 16-18 лет ( там же С.62),,. Необходимо отметить, что :,, По антропологическим данным установлено, что в Средней Азии и Казахстане в V в. до н.э. (к этому времени относятся персепольские рельефы) основная масса населения имела резко выраженные европеоидные черты. Исключение составляют отдельные племена, населявшие контактные территории, близко расположенные к основному ареалу господства монголоидной расы (правильно говорить желтокожих народов, так как само слово раса означает белый, а могол означает могущественный)***, к Центральной Азии. Такими районами были Северная Киргизия и юг Казахстана, именно здесь в результате ра¬сового смешения происходила ранняя монголоизация населения (Акишев, не прав , так как в результате вливания крови белых людей происходило улучшение физиологических качеств желтокожего населения, но эти смешанные племена приближаясь к белым оставались все таки желтокожими) (там же С.62),,.
И далее: ,,на голове была высокая (60-65см. — данные из этой же книги — С.56 — прим М.Г.)стреловидная шапка с низом в виде треуха, застегнутая под подбородком, богато украшенная золотыми бляхами и пластинами; в мочке левого уха (по славянской традиции единственный ребенок в роду – прим. М.Г.) находилась золотая серьга с зернью и подвесками из голубой бирюзы; на шее золотая кольчатая гривна (очень характерна для славянских племён – прим М.Г.); на теле — нижняя рубаха, орнаментированная по груди и рукавам причудливыми узорами из сочетания золотых бляшек разных форм, по¬верх нее кожаный красноватого цвета короткий кафтан, сплошь обшитый золо¬тыми бляхами и бляшками; на пальцах рук — два золотых перстня (на одном из них рисунок – голова с европеоидным профилем и прической обозначенной 10 линиями наподобие как дети рисуют солнце — прим. М.Г. ) ; кафтан подпо¬ясан тяжелым наборным поясом, сверкающим шестнадцатью (священное число в ведическом православии для всех славяно-арийских народов — прим Г.М.) массивными бля¬хами-накладками, выполненными в зооморфном стиле; справа к нему подвешен длин¬ный железный меч в красных ножнах, а слева — железный кинжал — акинак в ножнах, обложенных золотым и пластинами; на ногах узкие шерстяные или кожаные штаны, по швам обшитые золотыми бляшками; штаны заправлены в войлочные или ко¬жаные сапоги с высокими голенищами, украшенными золотыми фигурными бляшками. Рядом с покойником, у локтя левой руки, лежала стрела с золотым наконечником, здесь, но выше локтя,- нагайка,…ещё выше — остатки туалетной сумочки, в которой находилось_________________________________________________________
* Европеоидная раса – это по древней славянской классификации белые народы
**Монголоидные черты, в данном случае в тексте подразумевается черты характерные для представителянарода, имеющего жёлтую кожу.
***Монголоидная раса по Ж.Деникеру(1900) имеет желтый оттенок кожи, т.е. по древней славянской классификации относится к желтым народам. Американские индейцы по Ж.Деникеру относятся также к монголоидной Расе, хотя имеют красный оттенок кожи (в простонародье названы краснокожими), по древнеславянской классификации относятся к краснокожим народам.
бронзовое зеркало и кусочек красной краски (красной охры; такие захоронения русов посыпанных красной охрой или, имеющиеся в могилах куски красной охры известны во многих местах, подобный знак служил как бы пропуском в мир иной – ведь красный цвет на Руси означал — красивый, наш – прим. Г.М.).
Особую позицию в убранстве занимает колпак, вот, что об этом пишет А.К. Акишев: ,,Предположительно может быть реконструирована и форма головного убора, вероятно, он был конусовидным или цилиндрическим. В пользу первой формы можно привести значительно больше свидетельств, чем для доказательства второго варианта формы. Конкретные сведения по интересующей нас теме могут быть извлечены из накширустемской и бехистунской надписей (Иран) и выбраны по крупицам из многотомного труда Геродота. Из этих источников известно, что из трех групп азиатских саков может быть выделена лишь одна — саки-тиграхауда, ко-торая всегда «носит шапку острой», хотя саки двух других групп носили такие же шапки. На Бехистунской скале изображен сак Скунха в остроконечной шапке. На рельефе из ападаны в Персеполе также изображены саки в остроконечных колпа¬ках. Археологические находки антропоморфных изображений из металла и глины, происходящие из разных районов расселения азиатских саков и европейских ски¬фов, значительно дополняют письменные известия и вносят ясность в изучаемый вопрос. Вспомним и золотые вотивные пластины с изображениями воинов-жрецов в шапках с острым концом из Аму — Дарьинского клада, человеческие головы в ос¬троконечных головных уборах из Халчаяна, изображения скифов в конусовид¬ных колпаках на сосудах из Куль-Обы и другие.
Таким образом, очевидно, что остроконечные шапки носили не только саки — тиграхауда, но и представители всех других сакских племен и даже европейские скифы. Однако при сравнении изображений головных уборов саков разных групп выявляется одна деталь, позволяющая судить о том, что при большом сходстве головные уборы различных сакских племен и скифов имели существенные отли¬чия. Так, на статуэтке сака из Аму-Дарьинского клада, острый конец шапки заломлен вниз, а на скульптуре сака из Халчаяна и скифов, изображенных на куль — обской вазе,- низкие конусовидные колпаки и т. д. Головные уборы саков на бехистунских и персепольских рельефах — высокие, прямостоящие конусовидные, высотой до 70 см. Мы считаем, что эти изображения воспроизводят облик саков, которым древние авторы присвоили этнококон «саки-тиграхауда» или «саки-ортокарибантии »
Как свидетельствует Стробон (I в. до н.э.), поклоняющийся огню перс надевал на голову высокий остроконечный войлочный колпак, который во время моления по¬степенно спадает до уровня губ (Бойс М. ,,Зороастрийцы. Верования и обычаи,,. М, 1987.- С. 105). Как известно, описанный колпак не является традиционным головным убором персов. А для тех, кто хорошо знает историю, такой колпак напоминает саков-тигрохауд («саков с остроконечными колпаками»). Его образцом является головной убор «Золотого человека», найденного под Алматы, высота которого достигает 75-80 см. [С.И. Оспанов,, Содержательное созвучие огнепоклонства у древних саков и в религии зороастризма.,, в кн. ,,Степной край Евразии: Историко – культурные взаимодействия и современность: Международный Евразийский форум (IIIнаучная конференция): Тезисы докладов и сообщений /Под ред. А.П. Толочко.- Омск: Омск. гос.ун-т,2003)].
Не исключено, что такой высокий головной убор свидетельствует о том что, его владелец происходит из царской жреческой династии, которая в то время могла иметь влияние на громадной территории включая и современную европейскую часть. Наличие высоких головных уборов характерно и для пазырыкского захоронения, здесь захоронена европеоидного облика женщина, по-видимому, жрица и она имеет также очень высокую прическу в форме стреловидного колпака. Потомки саков казаки в старину носили также чёрные колпаки, их так и прозывали ,,чёрные клобуки,, Колпаки носили и фригийцы, но они у них заломлены вперёд и даже свое название они получили, как фригийские. Хотя колпаки носили, как мы видим, не только они, например, на фресках новгородского собора мы видим скоморохов, которые также носили колпаки, но они у них также заломленные. Колпаки, как повседневный головной убор в древней Руси до христианства носили также свободные люди. Ломать шапку (читай колпак), значит, быть зависимым или быть рабом. Прообразом перевёрнутого колпака являются очень высокие шапки бояр, и чем знатнее род, тем выше шапка, что также говорит о зависимости бояр от царя. Такая же шапка у фараона и православного священника, в этих случаях зависимость от Бога рабом которого они себя считают. Форма шелома древнерусского воина не похожа на колпак, а напоминает луковицу, эта форма сформировалась сравнительно недавно. Известно также, что с приходом христианства, попами было запрещено строить шатровые крыши на храмах, а строить только канонические – луковичные. Форма головных уборов, несомненно, энергетически влияет по-разному на людей.
Интересной особенностью обладали жрецы аланов, они имели вытянутые конусовидно – цилиндрические головы, которые как бы сами являлись идеальной формой для излучения(?) энергии, аналогичные искусственно вытянутые головы были характерны и для некоторых других народов. Это ещё один косвенный факт, указывающий на то, что в Иссыкском кургане захоронен жрец.
Колпак слово русское и древнее, т.к. состоит из двух корней ,,кол,, и ,,пак,,. ,,Кол,,- это то что круглое и заострено , а то ,что острое с того обязательно стекает энергия. ,,Пак,,- это энергия[однокоренные слова пекарь, пекёт (так говорили раньше), печь], которая в данном случае стекает с ,,кола,,. Не зря на Руси на ведических храмах строили шатровые крыши , для того, что — бы энергия, выделяемая при правьславлении Богов, уходила по назначению, но в то же время очевидна, обратная связь, взамен отданной энергии человек находящийся под колпаком получает другую, т.е. по принципу пирамиды. Механизм этого обмена в настоящее время не ясен.
Касаясь надписи на чаше К.А Акишев пишет: ,,Особое место среди находок занимает серебряная чаша с надписью — древней¬ший памятник письменности на территории Казахстана. Ныне с гораздо боль¬шим основанием, чем прежде, в науке может быть поставлен вопрос о том, что сакские племена Казахстана ( и не только Казахстана) еще более 2400 лет назад знали письменность, хотя еще преждевременны выводы о её языковой атрибуции. В настоящее время не может быть доказана языковая принадлежность семиреченских саков к пратюркскому языку, но нет также достаточно убедительных доказательств в пользу отнесения их к семье народов, говорящих на иранском языке. Однако на со¬временном уровне знаний, по мнению большинства специалистов, последнее пред-почтительнее.
Важен другой аспект этой эпиграфической находки — существование письмен¬ности у казахстанских саков еще в VI — V вв. до н. э. Происхождение письма пока может быть решено предположительно.Специалисты по древним языкам Востока И.