РИТУАЛЬНАЯ ПИЩА РУССКОГО СЕВЕРА
РИТУАЛЬНАЯ ПИЩА РУССКОГО СЕВЕРА
________________________________________
Тетерки – славянская ритуальная пища с русского севера.
Употребление спиралевидных мотивов и свастики в русской ритуальной пище тесно связано с годовым обращением Солнца, Миротворным кругом. Как показывают работы Е.Э. Бломквиста, А.К. Амброза, Л.М. Русаковой, свастический знак «ромб с крюками» на кержацкой вышивке символизировал годовой круговорот Солнца и порождаемой им жизни.
Воплощаемые свастикой идеи сеяния и жатвы в первую очередь связывались с зерном. Смерть зерна обусловливает его будущее рождение. Вызревшие злаки срезали, молотили, но вскоре опять «хоронили», и они возрождались к новой жизни подобно тому, как убывает и прибывает в году Солнце.
Первым праздником православного календаря, на который пекли спиралевидные пряники была КОЛЯДА. В Архангельской губернии их делали из ржаной муки, в Тарусском уезде Калужской губернии — из пресного сдобного теста и называли клубцами . Свёрнутая несколькими витками спираль считалась одним из древнейших космологических символов, обозначающих видимую людям вселенную, в центре которой расположен престол главного бога.
В продолжение Святок печенье, схожее с клубцами, готовили в Новгородской, Московской, Воронежской, Саратовской, Курской губерниях. По свидетельству местной жительницы А.Н. Кашуниной (р. 1921) в Лешуконском р-не Архангельской обл. на Святки пекут двухсторонние свастики-волюты.
Свадебная лепёшка, которую подруги дарили невесте в Воронежской обл., состояла из волютообразных и свастичных завитушек .
Больше всего свастичного печенья выпекается (до сих пор!) в Каргополье 22 марта (9-го ст. ст.), после установления весеннего равноденствия, на день иконы Божией Матери «Слово плоть бысть»(КОМОЕДИЦЫ). По названию печенья, «тетёры», сам день равноденствия называют «тетёрочным»; он знаменовал начало весеннего цикла работ. В рамках своего хозяйства человек воспроизводил создание растительного и животного миров. В духовной жизни Равноденствие знаменует состояние ясности, когда ничто не скрыто от внутреннего взора, и душа может различать прошлое и будущее.
22 марта все женщины, участвовавшие в течение года в цикле свадебных ритуалов в качестве гостей невесты, обязаны были придти к молодым с гостинцами. Каждая обязательно несла тетёрки. Тетёрка представляет собой круг диаметром 13-20 см, состоящий из трёх обводов («околов») тонкого жгута из теста, завитых вокруг центральной свастики или спирали. Больше всех пекла тёща — 50-100 (и далее, смотря по количеству гостей), но не менее 40 штук. Часть печенья делали из крупчатки, замешанной на воде. Для вкуса добавляли конопляное семя. Как правило, тетёрки пекли из ржаной или ячменной муки. В наше время используют пшеничную муку, которую замешивают на молоке, сметане, масле или маргарине с добавлением соли и сахара.
Свастические священные хлебцы имеют очень древнюю историю. В России печенья-свастики до сих пор сохранили особенные наименования. Разные формы тетёрок, испечёные А.А. Савиновой (1977, деревня Гарь, Каргопольского района, Архангельской области), она называла: солнышко с кудерочками, солнышко с косыночками, из колечушка в колечушко, восъмёрушки, восъмёрушки с кудерочками, коники, солнышко и восъмёрушки, коники с кудерочками, сетчата-решетчата, въюхи и т.д. Несколько иную конфигурацию имеют тетёрки жительницы г. Каргополя П.Т. Семянниковой У неё, так же как у Савиновой, превалировал мотив свастики. Особенно близко подходят к «классической» форме свастики «вьюхи». В селе Лекшмозеро «вьюхами» называют вообще всё обрядовое печенье, готовящееся на весеннее равноденствие. Славятся красотой тетёрки бывшей Ошевенской волости. Прежде их делали ещё в Архангельской и Быковской волостях Каргопольского уезда.
В «тетёрочный» день каждый из домочадцев должен был съесть хотя бы по одному печенью. Для гостинца молодым отбирали самые красивые. Кроме тетёрок им дарили белый каравай, двинянки, рыбники, наливки, калитки и закрытые пироги с разной начинкой. Печеньем угощали всех, собравшихся за столом молодухи, женщин. Мужчинам вместе с ними праздновать не полагалось, так как день этот считался «бабьим праздником».
Хлеб могли печь в виде свастики не только на праздники, но и в обычные дни. Участники экспедиции Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства 1984 г., остановившись на ночлег у старушки в дер. Дор Нюксинского р-на Вологодской обл., были удивлены когда хозяйка вынула из печи круглый хлеб с сеющей четырёхконечной свастикой в центре и как ни в чём не бывало подала его на стол. Как и у ведических знаков между ветвями хлебной свастики располагались четыре точки!
Еще немного о тетерках.
Живут на севере российском люди называющие себя поморами. Живут они там более 10 столетий. Может и дольше живут, да вот сведения о них в московских летописях появились только в Х-XII веках.
Поморами они назвали себя, потому что их отцы и деды и они сами ходили по Белому морю, на зверя морского, на торговлю, на рыбалку.
Лето в северных краях короткое, но богатое светом. Ночи летом белые как день. Зато зима тёмная как ночь.
Прежде в тех местах жили племена Новгородцами названные Чудью белоглазой. И чудь эта так и живёт в теперешних поморах творя и сохраняя чудеса земли северной, дикой и заповедной.
Сегодня я хочу рассказать вам о загадочном поморском волшебстве.
А именно о «Тетёрках»
Есть в Архангельском крае странное место, которого не отыскать ни на одной карте, но вот автобусы туда ходят. Село Ошевенск. Ищите не найдёте. А всё потому что это и не село толком, а несколько деревенек на краю северного света. Край этот правда заканчивается тайгой.
Но всё же места там дикие, сказочны и загадочные.
Так вот в этих то местах спрятанных от людских глаз, раз в год, в дни весеннего равноденствия испокон веку пекут дивное печенье «Тетёрки». Всё завитое, тонкое, хрустящее. Такое и кушать жалко. Любоваться охота. Им и любуются. Печенье год лежит, не портится. В некоторых домах печенье вешают как украшение на окна, стены. Любуйтесь гости какая хозяйка волшебница.
Мало теперь умелиц осталось в том крае. Но вот несколько бабушек согласились рассказать нам о тетёрках.
Дело тетерочное кропотливое, сложное, хозяйке одной и за две недели не справиться. Помогала ей в этом вся родня: и бабушка, и ребятишки, что повзрослее.
Продукты для тетёрок брали самые простые: ржаная мука, вода, соль.
Иногда для вкуса добавляют льняное семя, картошку толчёную. Тогда тетёрки становятся хрустящими и особенно вкусными.
Тетерки не “делают”, не “катают”, а “скут”. Скать - значит скатывать из теста тонкие нити по 2 метра длинной, которые потом свивают в узор.
Формы печенья разнообразны. Каждая хозяйка могла проявить свою фантази и сотворить кружевное чудо на удивление людям. Узорам печенья даже названия даны, - узорчатки, клетушки, цветик, березка, витушка, кудерочки, ветвь, вьюхи, коники и т.д.
Кружево из теста выкладывали на дощечки и уносили на холод - там лежали тетёрки до следующего утра. Когда они подмерзали то их смело можно садить в печь – ведь узор уже не нарушится.
В печи русской тетёрки не пекли, а сушили. Это когда печь уже истоплена была и заметён душистым еловым веником «под» печи, жар уже "приотпустился" и вот тогда тетёрки не горели, а лишь подсыхали да румянились. Хорошо пропечённые тетёрки смазывали льняным маслом и выкладывали на стол. Все приходили любоваться волшебством и свои и чужие и ребятня со всех домов и соседи.
Да и ребятишкам-то потом забава была: бегают с тетерками по домам, хвалятся, у кого самая красивая да вкусная!
Ржаные тетерки могли храниться целый год, не портились и все это время они оставались любимым детским лакомством. Не сладко, конечно , но зато наломаешь себе целый карман - и ходи, жуй. Вроде как семечки. А на зимних посиделках была такая картина: рассядется молодежь в горнице - и давай хрустеть, только треск стоит!
Сколько учёные думали и гадали от куда и почему появилось это печенье, но так разгадки и не нашли. Зато заметили что спрятаны в узорах печенья древние символы, которые можно найти и в индии и в африке. Говорят что в тетерках отображается мировоззрение крестьянина, модель Вселенной, и даже “Колесо Сансары”
Ну а мы же с вами понимаем что чудо и магия печенья скрыта в радости, в желании творить, и дарить вкусную красоту всем окружающим.
Вот такая дивная тетёрочная страна Ошевенск есть в нашей России.