Предание о Клесте и Боге Велесе.
Предание о Клесте и Боге Велесе.
Как правда и кривда бились между собой ,так и жизнь и смерть бились за дух Лапушки .
...И не раз в минуты отчаянные обращался Доброжит к Сварогу и Макоши : «Макошь –мати ,и ты Сварог –отче ,и Вы отец с матерью, и у вас дочки-сыночки. Ведаете вы боль отцовскую и материнскую за детей своих.Так и я,не плачусь не жалуюсь, но рано еще моей Лапушке ,в мир Навий.
И хоть текут там ручьи хрустальные и цветы горят лазоревые, так ведь и у нас на матушке земле не хуже.Да и не видела еще доченька цветов тех лазоревых,не собирала, отражение своим в озере не любовалась. И сердце мое еще не радовалось на красу ее .Приму любое ваше решение ,да только вот сердце- то в груди не каменное ,болит за дитя и кровью обливается .Вот одариваю Вас ,караваем хлебным, яблоками зимними ,да медом –душистым. Примите во благо Рода нашего . И судите по совести.»
Очень много раз казалось ,что вот пришла уже за девочкой Морена и уведет с собой в мир Нави, прерывалось тогда Лапушкино дыхание ,и первым ,кто чувствовал беду, был Нежко.
Он так громко начинал плакать, что и отец Дорожит и мамки его, и домочадцы поднимались от этого крика,а болезнь оставляла Лапушку, и Морена уходила ,удивляясь силе братской любви.
Сильный ,крепкий Нежко , от ноши такой трудной не уставал, и не слабел. Так и росли, подрастали, брат с сестрой. Больше всего любилось им во время зимних ,темных вечеров ,пригреться на печке и слушать под завывание вьюги предания .Их великое множество знала бабушка Ждана.
Больше всего полюбился Лапушке сказ о праотце клесте и боге Велесе.
«Живет в небесном чертоге бог Велес, пасет скот, неисчислимы его стада, разводит пчел и мед собирает. И вот прослышал он, что в лесу у Велесова озера, мед какой то особенный есть. Захотелось Велесу отведать лесного меда, да и матку – пчелиную к себе в сады священные Ирия забрать.
Обратился он медведем косматыми, и в лес явился .Походил косолапый по опушке ,присмотрелся ,куда пчелиный рой от цветов летит, так и нашел дерево заветное, с кладовой медовой. Не спеша до дупла добрался ,и лапу засунул, а полно дупло душистого ,первого меда.Довольно урча стал медведь-Велес мед черпать ,да причмокивать.И остановиться не может.
А на ветку рядом села птица клест, мед с лапы у медведя течет ,а клест знай себе на лету капли ловит.
И вдруг как взвоет хозяин леса громовым голосом .
Сладость медовая на больной зуб зверю угодила, скатился медведь с сосны, и ну от боли по траве кататься. Все звери и птицы в лесу приутихли, страшен батюшка медведь в гневе и отчаянии.
Один клест, хоть и малая птаха ,а не пугливая ,подлетел к медведю и ну спрашивать: «Отчего ты батюшка-Медведь плачешь, отчего весь народ лесной пугаешь?»
-Зуб у меня от сладкого заболел, пожадничал я, лишку меда хватил, что теперь будет, уж и не знаю.
-Да ты не бойся, помогу я твоему горю.
-А что за помощь попросишь, плату какую?
-Ничего мне от тебя не надобно. Открывай пасть пошире.
Открыл медведь пасть, а клест своим клювом скрещенным и вырвал зуб наболевший .
Повеселел медведь да и обратился снова Велесом,
Смотрит птица клест ,и видит, на поляне не медведь косолапый , а парень молодой , в шкуру наружу мехом облаченный , перехвачена та широким кожаным поясом – «чересом». На поясе висел калита – кожаный кошель. В калите Велес хранил земные блага, а в чересе – духовные.
-Ай да клестушка. Хочешь, одарю тебя мешками с семенами еловыми ,за доброе твое сердце.
-А зачем мне такие подарочки. Все, что Сварогом дадено в лесу растет ,то и мое. Куда хочу ,лечу . И черес свой не предлагай , с духовными благами , не сули мне ,ибо нельзя их получить извне, можно только в душе своей вырастить.
-Ай да птичка – невеличка .За отвагу твою и бескорыстие ,быть тебе покровителем славного рода,таков мой тебе наказ, Род тебе поклоняться будет ,а ты им помогать. А имя твое дети Даждьбоговы носить будут .Да будет до скончания времен.
С тем и ушел к себе в небесное царство Правь Велес.
Слышал весь этот разговор желтобрюхий полоз,стал корить клеста. Мол, мог бы сытым всю жизнь быть, в теплом гнезде жить, а все упустил, да еще о других заботиться теперь должен. И ответил ей клест:
Сытым я буду лишь до смерти моей, но детей своих не смогу научить пищу себе добывать. Из теплого гнезда дети через год улетят, но как я научу их гнезда строить, если сам не строил. А добро, которое я принес людям, в веках останется. И тепло, которое я им подарю, меня самого же и согреет.
Потому-то клест и не улетает на зиму.
Вот откуда наш род и пошел Клестов. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец .»