Поминаем Предков. Наряду с почитанием Живоначальных природных Сил — Воды, Огня...
Поминаем Предков
Наряду с почитанием Живоначальных природных Сил — Воды, Огня, Земли и Ветра восточные славяне и, в частности великороссы, издревле помнили и почитали своих, ушедших в Иной соположенный Мир Предков — Родителей, Дедов и Прадедов, Пращуров и Родовичей.
Так повелось от самого начала времен, так продолжается ныне и так будет дальше в веках, поколи будет стоять Русская Земля.
Так должно быть всегда, ибо почитание Предков вместе с продолжением рода — есть главнейшая обязанность человека, уважающего Традиции родной Земли.
Почитание Предков в восточно-славянской поминальной обрядности происходит несколько раз в году. К этому народному обычаю приурочены строго определенные особые календарные периоды.
Самыми значимыми поминальными обрядами года, повсеместно считаются весенние и осенние «Деды», празднования, справляющиеся на вешний «Фомин вторник» и осеннюю «Дмитриеву субботу» (по привязке к церковному календарю).
Началом «вешних Дедов» считался вторник «Фоминой недели» и последующая за ним «седьмица».
Впрочем, поминальные обряды восточнославянского годового круга могли значительно растягиваться по срокам.
Например, поминальные обряды так называемой «Фоминой недели», в отдельных местностях могли длиться от двух и даже до трех недель, охватывая период от 19 марта до 22 апреля или от 22 марта до 25 апреля соответственно.
В обрядах поминовения Предков, не смотря на смещение сроков, согласно христианской пасхалии, даже в XVII–XIX веках преобладала чисто народная — языческая обрядность.
На сельских улицах, перед домами, в этот период зажигали большие костры из старой соломы. Возле таких костров в молчании собирались целыми семьями, вспоминая своих ушедших из земной жизни родственников.
Этот, весьма распространенный на Руси обычай, назывался «греть покойников» и подразумевал собой приход Родителей и других умерших сродников погреться к вспоминающим их семьям.
Постояв вокруг Огня в глубоком молчании, живые уходили в дом, где был накрыт стол и приготовлена поминальная трапеза.
В застолье незримо принимали участие умершие родственники, для которых ставили отдельный столовый прибор с угощением и питьем. Как писали об этом обряде книжники XVI века: «И воду (медовину) и кутьи заупокойной оставляют на столци, и сметье (солому) у ворот жгут и моляще тако — «у того Огня души приходяще отогреваются…».
Угощение, поставленное Предкам-Дедам, оставляли на столе на ночь, до утра следующего дня.
Церковникам, не смотря на все старания, так и не удалось искоренить древние поминальные обычаи простого народа.
Как пишет об этом ученый-историк В. Шуклин: «Под влиянием церковных календарей сроки поминовения сдвинулись, но содержание и форма ритуалов изменилась мало. Известно, что многие люди не посещали церковь в установленные дни, а сохраняя старые правила, отправлялись сразу на кладбище или поминали Предков в семейной обстановке».
Нередко, поминальная треба Дедам ставилась в крестьянском доме в «красный» или «святой» Кут — под образа. Почетное место в углу избы, занятое иконами, прежде было языческой Божницей и в ней стояли «Чуры» («Панки») — резные деревянные изображения Пращуров — родовых покровителей семьи.
Уже в период двоеверия, когда древних «Дедов» несколько потеснили христианские иконы, требу духам-домохранителям начали ставить в потаенных и темных углах жилья, адресуя их Домовому Дедушке и его «супружнице» Домане.
По великорусским народным представлениям, главным хранителем Рода и домочадцев в семье являлся «Перво-Дед» или «Пращур-Первонасельник», первым обосновавшийся и срубивший избу на родовом семейном «займище».
Этого Предка могли уже не помнить по имени, но почитали его в лице Домового духа-хранителя, как писал об этом академик Б. Рыбаков: «Чур или щур — предок, дед (пращур) то есть, тот же домовой…».
По свидетельству уважаемого академика — «деревянные изображения предков (пращуров) в Великом Новгороде (X–XI веках) ставили в «Красный Угол» дома на божницу». Это предположение авторитетного ученого археологически подтверждается находками в домах древних новгородцев небольших деревянных «издолбов- Домовых» — Духов хранителей рода.
Уже в XX веке, в первые годы советской власти, когда революционно настроенный народ разрушал церкви и рубил топорами иконы, «Красный Угол» крестьянского дома все равно не оставался пустым.
На древнюю Божницу, украшенную, как и прежде, вышитыми полотенцами-рушниками и трогательными гирляндами бумажных цветов, вместе с портретами вождей революции, пришли семейные фотографические карточки, образовав подобие настоящего родового семейного «иконостаса».
Так всё возвратилось на «круги своя» — Предки-Пращуры снова заняли свое законное, искони причитавшееся им место!
Сегодня, уже в современных сельских жилищах, можно увидеть как в «Святом Углу» мирно соседствуют с православными иконами пожелтевшие фотокарточки — портреты военных в фуражках, будённовках и запыленных танкошлёмах — семейная память о героическом прошлом нашей Родины.
...
Применительно к мироощущению русского крестьянства, исследователь народной культуры М. Власова, писала следующее: «Жизнь и смерть пронизывают друг друга, точнее бытие никогда не прерывается, а лишь переходит в иные формы. Не теряя связи с живыми людьми, покойники становятся частью окружающего крестьян мира, исполненного благодати и опасности»
«Весенним Дедам» — поминальной обрядности «Фоминой недели», «Радуницы» и «Красной Горки», в другой части годового круга, соответствуют «Осенние Деды» — «Дмитриевская неделя». Эту поминальную неделю осени называют еще «Дедовской» или «Родительской» и отмечают, начиная примерно с 26 октября (по старому стилю).
По времени «Осенние Деды» в целом совпадают со сроками окончания сбора урожая и завершением всех сельскохозяйственных работ.
На «Дмитриев день» (26 октября) обыкновенно пекут и готовят двенадцать поминальных блюд из мяса и зерна нового урожая. Зимние обряды поминовения Предков среди восточных славян сильнее всего выражены у белорусов — где, около 24 декабря, отмечаются «Зимние Дзяды» или «Зимняя Радуница».
Из книги А.Потапова, И.Ильиных "Знахарство на Руси"