✅ ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ТЕМА: ПРАВЛЕНИЕ РЕГЕНТШИ СОФЬИ.
✅ ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
ТЕМА: ПРАВЛЕНИЕ РЕГЕНТШИ СОФЬИ
После смерти царя Ф.Романова встал вопрос об избрании нового царя. Претендентов было двое: царевичи Иван и Пётр, Царевич Иван вёл родословную по линии Милославских, а царевич Пётр по линии Нарышкиных. Причём царевич Иван был старше царевича Петра, а потому формально имел больше преимуществ. Однако царевич Иван был больным мальчиком. Вопрос престолонаследия решила позиция патриарха Иоакима, на тот момент являвшегося первым лицом в го
сударстве. Иоаким, учитывая интересы престолонаследия и государства, высказался за избрание царевича Петра. В результате, к власти на короткое время пришли Нарышкины. Милославские, опасаясь опалы и ссылки, искали выход из создавшегося положения.
Но здесь в отношения между Милославскими и Нарышкиными вмешались стрельцы. Московские стрельцы в последнее время переживали не лучшие времена. После восстания С.Разина их жалованье было уменьшено наполовину, да и оно выдавалось нерегулярно. Вместо этого им разрешили заниматься торговлей, ремёслами, огородничеством, а также иметь собственные дома в тех городах, где они служили. Реформы конца 70-х годов прямо коснулись их благополучия, так как с этих дополнительных занятий они теперь обязаны были платить налоги. Кроме этого, положение стрельцов усугубляли их начальники, которые, пользуясь бесконтрольностью правительства, стали всё чаще задерживать жалованье, брать взятки за послабления по службе, заставлять стрельцов и их жён работать на себя.
Всё это переполнило чашу терпения. Уже зимой и весной 1682 года стрельцы не раз жаловались царскому правительству на своих начальников. Но оно не обратило на эти жалобы никакого внимания. В апреле стрельцы начали собираться на тайные сходки, проводить открытые обсуждения и составлять списки лиц, замеченных в злоупотреблениях. В это же время стрельцы выработали свои требования к правительству. Сразу же после смерти царя Ф.Романова, 30 апреля, они потребовали: выдать все причитающееся им жалованье; оплатить подневольные работы на своих начальников; сместить и наказать всех уличённых в злоупотреблениях командиров стрелецких полков. Царица-регентша Наталья Романова-Нарышкина и её окружение, не имея сил справиться с выступлением стрельцов, поддержанных значительной частью москвичей, пошли на уступки.
Командиров стрелецких полков сняли с должностей, по мере вины били кого кнутом, а кого батогами. С них взыскали немалые суммы для погашения стрельцам, а их имения конфисковали. Казалось, бунт должен был успокоиться. В это же время отозвали из ссылки боярина А.Матвеева, который ранее возглавлял правительство царя А.Романова. Милославские понимали, что возвращение А.Матвеева неизбежно повлечёт их опалу и ссылку. Желая избежать этой участи, они решили использовать бунт стрельцов в своих интересах. Милославские через своих людей распустили слух, будто Нарышкины хотят «извести» царевича Ивана. Сказка об изведении царевича Ивана оказалась на редкость живучей. После его смерти в 90-е годы XVII века Милославские и их клевреты распустили слух об умышленном убийстве царевича Ивана сторонниками Петра I, который продолжает будоражить умы людей до сих пор.
15 мая 1682 года под звон набатных колоколов стрельцы ворвались в Кремль и потребовали показать им царевича Ивана. Обоих ца
ревичей вывели на крыльцо и показали взбунтонавшимся стрельцам. Но они не успокоились и стали требовать выдачи «изменников-бояр» по списку, заранее составленному Милославскими. Возглавлявший Стрелецкий приказ князь Ю.Долгорукий принял представителей стрельцов, угостил их пивом и попытался утихомирить. Ему почти удалось договориться с бунтующими. Но после их ухода, негодование старого князя вырвалось наружу и он сказал: «Висеть им на Китайгородских стенах!» Его холоп, присутствовавший при этом, передал эти слова стрельцам. Они вернулись, и начались убийства.
Князя Ю.Долгорукого изрубили саблями. Сына князя сбросили с кремлёвского крыльца на копья стрельцов. Были схвачены и убиты, вернувшиеся из ссылки бояре А.Матвеев, И.Языков, И.Нарышкин и другие представители партии Нарышкиных. Оставшихся в живых отправили в ссылку. Расправа стрельцов над боярами произвела неизгладимое впечатление на 10-летнего царевича Петра. Он был испуган, до глубины души возмущён, оскорблён и озлоблен на стрельцов. По наущению Милославских царевну Софью провозгласили правительницей при «великих государях» Иване и Петре. Но реальная власть находилась у стрельцов, которые продолжали громить усадьбы и погреба бояр. Софья и её окружение понимали, что необходимо хотя бы на время успокоить разбушевавшееся стрелецкое воинство. Она распорядилась изъять у населения серебряные кубки и чеканить деньги, чтобы срочно расплатиться со стрельцами.
Восстанием стрельцов также попытались воспользоваться старообрядцы. Они потребовали проведения свободного обсуждения, с соответствующими гарантиями безопасности со стороны стрельцов, для окончательного выяснения вопроса: «чья вера правильнее»? Правительство Софьи было вынуждено согласиться. Состоялись прения между патриархом Иоакимом и суздальским священником Н.Добрыниным, человеком, искушённым в богословии. Но так как судейство назначено не было в силу невозможности найти таких судей, то после прений каждая сторона посчитала себя победительницей. Патриарх о своей победе сообщил правительнице Софье, а старообрядцы пришли на площадь и рассказали о своей победе стрельцам.
Софья тут же распорядилась схватить старообрядцев как не доказавших своей правоты. Стрельцы жe стали заступаться за старообрядцев, но потребовали за это «наградных денег». Как только эти деньги были выплачены, стрельцы успокоились. Н.Добрынину отрубили голову, остальных старообрядцев, участвовавших в прениях, отправили в ссылку. Предательство московских стрельцов, которые деньги ценили выше того или иного канона христианской веры, показывает, что в глубинах Русского народа тогда отношение к христианской церкви было ещё безразличное. Церковь существовала сама по себе, а народ сам по себе. Проблемы церкви затрагивали, в основном, правящий слой. Низов это касалось только тогда, когда происходили крупные перемены.
Именно это не устраивало саму христианскую церковь, которая делала всё, чтобы навязать греко-византийский догмат Русскому народу. В то же время поведение стрельцов показало, что никакой серьёзной идеологической основы они не имели. Все их интересы сводились к своевременной выплате жалованья и ликвидации притеснений со стороны начальников. Это роднило их с вольными казаками начала века. Коренное различие состояло в том, что вольные казаки были вояками и желали оставаться таковыми при своевременной выплате им жалованья. Стрельцы конца XVII века уже не были вояками, они превратились в земледельцев, ремесленников, мелких торговцев, получавших к тому же жалованье от случая к случаю.
По существу, они превратились в вооружённых люмпенов, которые, кроме личного благополучия, ничего не хотели знать. Но и воевать они тоже не хотели. Однако виновато в этом было царское самодержавие, которое, не умея перестроить службу стрельцов, в течение XVII века превратило их в этих вооружённых люмпенов и теперь пожинало плоды своей собственной безтолковости. Отличием от казаков было также то, что стрельцы были организованы в войско. Это делало их большой силой в столице. Тем более, во главе Стрелецкого приказа был поставлен человек, по своему характеру соответствовавший стрельцам. Возглавить Стрелецкий приказ, после гибели князя Ю.Долгорукого, был назначен князь И.Хованский, по прозвищу Тараруй. В данном случае его больше всего интересовало собственное возвышение. Будучи посредственным военачальником, он, однако понял, что его личное возвышение возможно только с помощью стрельцов.
Поэтому он принялся возбуждать у стрельцов недовольство правительством и одновременно старался укрепить их положение. Он жаловался стрельцам на недостаток денег, выдаваемых Стрелецкому приказу, что, по его мнению, мешало регулярно выплачивать жалованье и повышать статус стрельцов в войске. Конец весны, лето и начало осени 1682 года показали всесилие стрельцов. Их стали именовать «надворной пехотой». В честь событий 15-17 мая и особых заслуг стрельцов на площади у Кремля соорудили обелиск («столп»). Укрепляя своё положение, стрельцы начали освобождать боярских холопов, объявив всех, кто стал холопом в последние два года, свободными. Но эта мера популярности стрельцам не принесла.
Князь И.Хованский не мешал делать стрельцам то, что они хотели. Поэтому его личная популярность среди стрельцов росла. Однако, занимаясь мелочами, стрельцы оказались не способными к государственному управлению. Князь И.Хованский тоже был мало к этому способен. Правительница Софья, видя эту беспомощность стрельцов и Хованского, летом назначила своего фаворита боярина В.Голицына главой правительства и канцлером, Князь В.Голицын, имевший уже немалый авторитет в войске, приступил к сбору полков нового
строя и дворянского ополчения в разных городах Подмосковья. В это время сама Софья с царевичами Иваном и Петром, сопровождаемая свитой, покинула Москву и выехала в село Коломенское. Из Коломенского она направилась к Троице-Сергиеву монастырю.
Отъезд правительницы поверг стрельцов в смятение. Они понимали, что их действия непопулярны в войске, так как повышение содержания стрельцам уменьшало таковое у солдат, рейтар и дворян. Столкновение с ними не сулило стрельцам ничего хорошего. Спасением для них было сохранение порядка, при котором Софья и царевичи находились бы в их окружении. Поэтому стрельцы направили в Коломенское своих представителей, чтобы убедить Софью вернуться. Софья естественно, отказалась возвращаться, притворившись глупой, ничего не соображающей женщиной, чтобы успокоить стрелецких представителей и выиграть время, необходимое для подхода верных полков.
При её отъезде в село Воздвиженское, что на пути к Троице-Сергиеву монастырю, всем боярам, включая князя И.Хованского, было направлено повеление, чтобы они явились в это село для встречи сына гетмана И.Самойловича. Князь И.Хованский, ничего не подозревая, выехал в Воздвиженское с обычной охраной - сотней стрельцов. К этому времени к Воздвиженскому подошёл полк рейтар под началом боярина М.Лыкова. Софья поручила ему схватить князя Хованского. Как только слуги и охрана последнего поставили шатры и разошлись на ночлег, Лыков поднял роту своих рейтар и напал на расположение князя Хованского. Рейтары быстро разогнали охрану и слуг князя.
Сам боярин М.Лыков лошадью смял шатёр И.Хованского, извлёк из него ошалевшего от неожиданности и сна князя, оглушил его, перекинул через седло и доставил к правительнице Софье. Тут же в пыли, у дороги, И.Хованскому отрубили голову. Стрельцы, предавшие старообрядцев, оказались не в состоянии постоять за своего начальника. Зная о подходе всё новых и новых полков, стрельцы согласились на все условия правительства, выдали зачинщиков и не возражали против назначения нового начальника Стрелецкого приказа. Им стал преданный правительнице, крутой на расправу думный дьяк Ф.Шакловитый. Подавив бунт стрельцов, правительство Софьи теперь могло более активно заняться внешними и внутренними делами.
Во внутренних делах была продолжена политика беспощадного подавления инакомыслящих. В 1685 году против радетелей «древлего благочестия» вышел указ, состоящий из двенадцати статей. Это было одно из самых безжалостных узаконений в российской карательной практике. Правительство Софьи думало таким образом окончательно задушить инакомыслие. Но, как мы увидим ниже, все эти меры привели к обратным результатам, трагичным для неё и её окру-жения. В это же время князь В. Голицын всячески старается укрепить
войско и подготовить его к действиям против Турции совместно с католическими странами. Для этого он приглашает многих иноземных офицеров и генералов.
Московские цари и ранее принимали иноземцев на ратную службу. У Ивана IV даже была 7-тысячная рать из ливонских немцев. В середине XVII века в российском войске было свыше 2,7 тыс. иноземцев. В.Голицын сократил общую их численность, так как рядовые иноземцы требовали значительно более высокое жалованье, чем отечественные ратники. Стали принимать только офицеров и генералов. Однако при общем сокращении численности иноземцев их роль в рос-сийском войске возросла. Эти иноземцы, находясь на российской службе, имели чётко определённую роль. Большинство из них разделяло интересы сложившейся уже «Священной лиги». Некоторые из них состояли в масонских ложах и имели задание втягивать Россию в войны за чуждые ей интересы. Именно в это время появляются в Москве швейцарцы-масоны генерал Патрик Гордон и Лефорт. Эти два человека сыграли большую роль как в воспитании царевича Петра в антирусском духе, так и во внешней политике России, поворачивая её в интересах своих масонских лож.
Тем временем в Европе назревали большие перемены. Вооружённая борьба европейских стран: Речи Посполитой, Австрии и Венеции с Турцией - длилась значительную часть XVI и XVII веков. Во второй половине XVII века турки, несмотря на ряд поражений, продолжали удерживать Подолию и часть Венгрии. Заключив в 1681 году с Россией Бахчисарайский мирный договор, турки собрали почти все свои силы и в 1683 году направили их к Вене. Началась её осада, которая в случае успеха обещала поставить Австрию на колени. Польский ко-роль Ян Собесский, понимая, что после поражения Австрии Польша тоже подвергнется вторжению турок, оказал помощь Австрии. Собрав 26 тысяч польских всадников, он поспешил на помощь Вене.
Одновременно к Вене подошло 40-тысячное австрийское войско. Турки у Вены имели около 180 тысяч человек, из которых «обслуживающий персонал» насчитывал около 60 тысяч человек. Кроме того, осаду города-крепости продолжали осуществлять около 40 тысяч человек. Так что в полевом сражении с обеих сторон участвовали примерно равные силы. Со стороны турок около 80 тысяч человек, а со стороны австрийцев и поляков около 76 тысяч человек. Турки были разбиты и сняли осаду Вены. Успех был достигнут в значительной степени благодаря героизму польского рыцарства, которое понесло громадные потери. Это была его лебединая песня.
Этот успех подтолкнул европейские католические страны к продолжению войны с Турцией. В 1684 году была создана «Священная лига», в которую вошли Речь Посполитая, Австрия, Венеция и Мальтийский рыцарский орден. Участники этой коалиции стремились вовлечь в борьбу с Турцией и Россию. Это было для них крайне необхо
димо, чтобы отвлечь силы крымского хана от Речи Посполитой и Австрии. Была ли необходимость для России помогать «Священной лиге»? Если смотреть на данный вопрос с точки зрения бескорыстного участия в войне с Турцией, то, конечно же, нет.
Тем не менее «Священная лига» настаивала на организации похода российского войска в Крым по левому берегу Днепра к Перекопу, который в то время никаких территориальных приобретений не давал, так как надежды на успех были крайне призрачны. Другой небескорыстный поход, гарантировавший почти 100-процентный успех, это поход с целью взятия Азова, не устраивал «Священную лигу».
Впрочем, князь В.Голицын, будучи неплохим государственным деятелем, был посредственным военачальником и никудышным стратегом, поэтому данное направление действий он даже и не предлагал.
Тем более, что церковные иерархи настаивали на решении проблемы Киева. Интересы греко-византийской церкви здесь сыграли главную роль. Но Андрусовскому мирному договору Киев на два года отошёл к России, а с ним вместе к России присоединялась киевская епархия. Присоединение к Москве этой епархии было главным желанием московских властей. Переговоры по Киеву длились 17 лет. Ни Польша, ни Россия не желали его уступать. «Священная лига», в конце концов, убедила Речь Посполитую, и та в обмен на обязательство России выступить па стороне «Священной лиги» против крымского хана в 1686 году согласилась подписать «Вечный мир» с Россией, по которому Киев окончательно отходил к России. Кроме того, Россия за Киев выплачивала изрядную сумму денег 146 тысяч рублей золотом. Вновь мы видим, что интересы греко-византийской