Назад к истокам: белорусы уехали в глушь, шьют себе одежду, выращивают еду и не собираются возвращаться
Назад к истокам: белорусы уехали в глушь, шьют себе одежду, выращивают еду и не собираются возвращаться
В деревенской глуши недалеко от Витебска 10 лет назад появился необычный поселок. Его жители занимаются органическим земледелием, питаются натуральными продуктами, пользуются природной косметикой, развивают экотуризм. В Беларуси четыре таких поселения. Раскрывать свой уединенный образ жизни хотят не все. Жители поселения «Звон-Гора» в Витебской области согласились рассказать, что побудило их отказаться от привычной городской жизни, погрузиться в природу, стать вегетарианцами и даже не помышлять о возвращении в городскую среду.
* * *
Чтобы добраться до поселения, нужно преодолеть путь сперва по асфальтированным улицам, а затем по грунтовой дороге с нависающими с обеих сторон деревьями и кустами. Такая глушь выбиралась намеренно: подальше от шума. О прибытии в поселок сообщает самодельный указатель.
«Звон-Гора» — второе по величине поселение родовых поместий в Беларуси. Некоторые из них стараются не афишировать свой образ жизни, другие активно рекламируются в интернете и зарабатывают на туризме. «Звон-Гора» относится к последним.
Нас встречают «старожилы» поселка — Алена и Алла. Вокруг них кружат дети — босиком бегают по песчаной дороге, смеются и совсем не стесняются новых людей.
— Десять лет назад мы с единомышленниками долго искали место, где осесть, — говорят девушки. — Это должна была быть заброшенная деревня, с красивыми видами, не очень далеко от города. Когда мы приехали сюда, увидели эти горизонты, то сказали «да». Было восемь семей, кто-то с тех пор передумал, присоединились другие. Деревня была пустующей и разграбленной, а сейчас здесь 15 крепких домов с жителями из Витебска, Орши, Борисова, Минска, России, Украины.
Мы идем по дороге. Вдоль нее строятся дома, какие-то уже стоят готовые.
— Родовые поместья есть в Беларуси, России, Украине, Казахстане, Литве, Молдове. Это движение началось с книг Владимира Мегре, в которых ярко и художественно показано возрождение родовых поместий. Ведь они появились очень давно. Книги вдохновили на раздумья о родине, о земле. В каждом человеке заложено желание жить на природе. Если оно подкрепляется стремлением к совершенствованию среды обитания, здоровому образу жизни, то люди решаются на переезд.
Большинство жителей поселения «Звон-Гора» живут здесь постоянно, а остальные уже достраивают свои дома. Наши собеседницы здесь с самого начала, уже наладили быт, воспитывают детей.
— Почему мы называемся поселком родовых поместий? Все живут на принципах взаимопомощи и добрососедских отношений, помогают друг другу, живут социально насыщенной жизнью, возрождают ремесла и народные обычаи, хорошо относятся к природе, не курят, не пьют. Нет такого, чтобы сосед выкинул навоз возле твоего огорода и вообще живет по принципу «что хочу, то и ворочу».
В поселке есть своя достопримечательность — купольный дом. Его строит архитектор. Внутри пока пусто, позже будут достроены этажи. Хозяин дома, судя по всему, любитель всего купольного: во дворе уже появляется купольная беседка.
На одной из общих территорий начато возведение комплекса для социально-культурной жизни поселенцев. Деньги собирают общими силами. Провели два праздника для туристов — купили дерево.
— Сколько на строительство уходит средств, мы не считаем. Если бы сначала посчитали затраты, то никогда бы не вступили в стройку.
Интересуемся, откуда вообще берутся деньги, если жильцы поселка не ходят на работу.
— Мы с Аллой шьем одежду изо льна, — отвечает Алена. — Кто-то работает удаленно через интернет. Организовываем ремесленные фестивали. Люди стараются осваивать живые профессии: печное дело, строительство срубов по старинным технологиям, ткачество поясов, выращивание растений. Продаем экопродукцию, выращенную на огородах.
* * *
Дом Аллы и Владислава построен в виде пчелиной соты, в форме шестиугольника. Все в их дворе и в целом в поселке расположено по принципу золотого сечения. Алла маркетолог, работает удаленно.
Огороды для горцев — главное занятие и способ заработка. Вокруг каждого дома есть огромные засаженные участки, где можно найти абсолютно все. К огородам здесь принято относиться чуть ли не как к произведению искусства.
— За огородами ухаживаем по принципу органического земледелия: землю не пашем, а укладываем солому. Солома сохраняет влагу в земле, тем самым улучшая ее качество, — делится Алла. — Один из принципов органического земледелия — совмещение культур. Например, лук сидит рядом с морковкой, кукуруза — рядом с огурцом. Они друг другу помогают.
Борти — разновидность пасеки. Мед собирается раз в год, в октябре. С одной колоды планируется собирать от 30 до 50 литров меда в сотах, но практика покажет.
Огороды горцев напоминают локальный ботанический сад. О растениях и их свойствах они могут рассказывать часами.
* * *
Алена и Александр достраивают свой дом. Александр программист, по совместительству занимается экологически чистым садоводством. Они одни из первых облюбовали местность и создали здесь свой очаг. В Витебске у них осталась квартира, но возвращаться туда они уже не собираются.
— Нет цели сделать все быстро. Саша строит качественно. Принцип такой: не работать как загнанная лошадь, а делать в удовольствие, — рассказывает Алена.
Небольшой пруд возле дома создан не только для красоты. Сюда стекается вода из современной системы очистки, а потом используется для полива огорода. В нем живут лягушки, жуки-плывунцы, пьют воду пчелы.
Один из основных заработков сельчан — агроэкотуризм. Несколько раз в месяц сюда приезжают туристы: учиться народным танцам, технике изготовления хлеба, косьбе травы. Для них за домом Алены и Александра установлен тент-шатер. Пожить стоит 200 тыс. рублей в сутки. В эту сумму входит питание.
Алена показывает свою гордость — огромное разнообразие растений и деревьев вокруг дома. Имея все это в арсенале, можно не заботиться о походах в магазин. Горцы за покупками отправляются редко и покупают в основном крупы и другие незаменимые продукты. Остальное делают самостоятельно.
* * *
Женщины поселка организовали творческую мастерскую, где шьют одежду изо льна на продажу.
— В последнее время стало модным носить вышиванки. На самом деле аура человека в такой одежде меняется, восстанавливается. Особенно если ко льну добавить обережную вышивку. Такие вещи шили наши прабабушки.
Алена и Алла показывают свои творения — платья и рубашки в старославянском стиле. Для кого-то наряды кажутся экзотикой, наверное, поэтому неплохо раскупаются. Одна вещь стоит от 800 тыс. рублей. По мнению подруг, это недорого, ведь каждая вещь делается в единичном экземпляре. Одежду можно шить и из крапивы, но пока что это слишком сложная и затратная по времени технология.
С природными материалами у семей особые отношения. Мыло, шампуни, стиральные порошки, дезодоранты — все это здесь делается из натуральных компонентов.
— Мыло варится из растительного масла, в отличие от магазинного, которое содержит животные жиры. Есть разные рецепты — получается либо твердое, либо жидкое. В стиральных порошках также ничего искусственного, и при этом стирают они очень хорошо.
* * *
В поселке растут 10 детей, многие из которых рождены в своих родовых поместьях. Жильцы поселка рассказывают: вокруг не так уж много школ, многие закрылись. И, несмотря на то, что официально дети будут оформлены в школы, основная учеба у них будет проходить при помощи родителей.
— В начале учебы мама найдет лучший подход к ребенку, чем в школе. Мы изучали труды по новаторскому альтернативному обучению Щетинина, Зайцева, Монтессори. Мы создали свой семейный детский садик, где мамочки преподают музыку, хореографию, науку.
Перед нашим отъездом горцы показывают блюда, составляющие их ежедневый рацион. Соус из дикоросов состоит из перемолотых яблок, сныти, крапивы, смешанных с яблочным уксусом, медом, маслом и солью. На столе стоят самодельный хлеб, пирог со снытью, кленовый квас, яблочно-бузиновый сок.
— Белый сахар мы не употребляем, — рассказывает Алена об особенностях питания поселенцев. — Конфеты, пряники пироги делаем сами на тростниковом сахаре или меду. Не едим мясо, рыбу. Не понимаю, как можно съесть то, что еще вчера жило.
— Не скучно живется здесь, вдали от цивилизации?
— Нас часто об этом спрашивают, но у нас даже нет времени скучать. Каждый день проходит по-разному. Организовываем праздники. Большая часть времени проходит на огороде, печем хлеб, заготавливаем экологически чистые продукты, делаем чай.
Будущее свое и своих детей мы видим здесь, прикладываем силы, чтобы развивать это место. У нас нет стремления уехать туда, где нас нет. Планы грандиозные. Сейчас здесь 15 поместий, надеемся, в будущем их будет 150.