Место и роль СМИ в формировании духовности и патриотизма в российском обществе
Ссылка: Место и роль СМИ в формировании духовности и патриотизма в российском обществе
Место и роль СМИ в формировании духовности и патриотизма в российском обществе |
Место и роль СМИ в формировании духовности и патриотизма в российском обществе
Генерал-майор В.И. ОСТАНКОВ,
доктор военных наук, профессор;
полковник В.И. ЛУТОВИНОВ,
доктор философских наук, доцент
Духовный облик нашего народа, его важнейшие жизненные ценности формировались и утверждались на протяжении многих веков. Русским людям, российским гражданам издревле были присущи духовно-нравственные и патриотические ценности, отражавшие специфику формирования и развития нашего образа жизни, отечественной истории и культуры, миропонимания и веры. Со времен образования русского централизованного государства общественное сознание наших соотечественников отличалось:
беззаветной преданностью своему царю и Отечеству;
гордостью за принадлежность к великому народу;
почитанием национальных святынь и символов.
В формировании духовно-нравственного облика русских людей главное внимание уделялось «духу» (моральной силе) и «нравам» (общезначимым ценностям и общепринятым правилам поведения).
Основополагающими добродетелями в российском обществе традиционно считались: преданность Отечеству, верность гражданскому и военному долгу, самоотверженность, мужество, храбрость, стойкость, взаимовыручка. Эти ценностные качества составляли основу воинской доблести, которая особенно ярко проявилась во время битв и сражений в защиту свободы и независимости нашей Родины.
Происходящие в настоящее время в Российской Федерации процессы преобразований в важнейших сферах жизни общества выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного государства, на деле обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их социальной и правовой защищенности.
Успешное решение этих задач требует глубокого осмысления гражданами РФ всего происходящего, развития активной жизненной позиции и повсеместного вовлечения их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у граждан, прежде всего у подрастающего поколения, высоких духовно-нравственных и патриотических ценностей, среди которых особое значение имеют гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите, государственность, федерализм, уважение к отечественной истории, культуре, к традициям нашего народа, социальная справедливость, самоотверженность, национальная и конфессиональная терпимость, законность, правопорядок, мир, благополучие, коллективизм и другие.
Данная проблема не может рассматриваться вне тесной связи со сложными и противоречивыми процессами и явлениями, происходящими не только в российском обществе, но и в мире в целом, без учета важнейших факторов — социально-экономических, военно-политических, духовно-идеологических, информационно-психологических и других, оказывающих возрастающее воздействие на наших граждан.
Как известно, в 90-е годы вследствие обострения кризисных явлений во всех сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей и патриотическому воспитанию граждан России. С началом перестроечных процессов в нашем обществе роль и значение духовно-нравственного и патриотического воспитания (как, впрочем, и воспитания вообще) потеряли былую актуальность, а деятельность, продолжавшая осуществляться в этом направлении, подверглась неуемной и деструктивной критике, в чем особенно преуспели средства массовой информации. Это в значительной мере способствовало дискредитации не только существовавшей тогда системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, огромного опыта в его организации и проведении, но и самой идеи формирования и развития духовно-нравственной личности гражданина и патриота.
По данным социологических исследований, отношение к непреходящим по своему значению духовно-нравственным и патриотическим ценностям в российском обществе резко изменилось в худшую сторону — к прагматизму, индивидоцентризму и конъюнктуре с ярко выраженными проявлениями эгоистичного, антисоциального и антигуманного характера. Формирование в течение многих лет в весьма ущербном, деформированном виде духовно-нравственных и патриотических ценностей сменилось их глубоким кризисом, который крайне негативно отражается на изменениях во взглядах и ориентирах большинства российских граждан. Среди них сегодня доминируют ценности материально-потребительские, индивидуально-прагматические и даже асоциально-маргинальные, которые, по сути, представляют собой уже антиценности. Многие же вершины общенационального, особенно молодежного сознания разрушены. Соответственно, не приходится удивляться отсутствию патриотизма у значительной части российских граждан, ибо в их бездуховности — главная причина слабого, порой лишь символического проявления любви к нашему Отечеству, к родной земле, к святыням великих предков.
Духовный вакуум, культ материальных ценностей, эгоцентризма, прагматической расчетливости, усиление иррационализма обрекают многих людей на личностную деградацию, деформируют у них понимание истинного смысла жизни, толкают их к извращенным проявлениям: бездумному потребительству, бессмысленной роскоши, псевдокультуре, сексу, алкоголизму, наркомании, преступности и даже к суициду. Особенно трагичным является духовно-нравственное падение современной молодежи, которое оборачивается наиболее страшным по своим последствиям разрушением наших надежд на возрождение Великой России.
Данные социологических исследований свидетельствуют также о том, что выхолощены и в значительной степени деформированы глубоко нравственные чувства любви к отчему дому, к родной природе, к своему народу, к России и ко многому тому, что связано с ней в жизни каждого человека. Ценности великой отечественной культуры, как народной, так и классической, вытесняются схематизированными стереотипами — образами массовой культуры, ориентированными на достижение стандартов западного, прежде всего американского образа жизни в самом примитивном и облегченном восприятии. Героем нашего времени и в определенной степени образцом для подражания выставляется «негативный лидер» — эгоистичный, циничный, агрессивный, примитивный, но преуспевающий и добивающийся успеха, не считаясь со средствами.
Особенно ярко этот принцип был продемонстрирован во время Олимпиады в Солт-Лейк-Сити, когда североамериканцы в лице США и Канады пустили в ход самые изощренные средства для завоевания высших олимпийских наград любой ценой, отбросив при этом какие бы то ни было нормы и ценности, преступив любую мораль, даже самые элементарные правила гостеприимства. В попытках ограничить национальные интересы России и возможности российского общества по их достижению особые усилия предпринимаются именно в сфере информации и информационных технологий. Внешняя информационная экспансия, распространившаяся и оказывающая активное воздействие на информационное пространство России, самым негативным образом влияет не только на нравственное, но и на психическое здоровье большинства населения, усиливая нестабильность в обществе в связи с трудностями переходного периода. Большинство социологических опросов, проводившихся в России в последние годы, свидетельствуют о доминировании негативных психических состояний среди всех категорий россиян: тревожности, беспокойства, неуверенности (около половины респондентов); ощущения незащищенности (более 80% опрошенных). Экраны телевизоров заполонены валом низкопробной аудио- и видеопродукции, и также всепроникающей и агрессивной рекламой. Насилие, порнография, пропаганда потребительства на западный манер рекой льются в сознание детей и взрослых. В силу тех или иных факторов через некоторое время сознание человека начинает давать сбои. Происходит подмена исторически сложившихся морально-ценностных установок, сформировавшихся веками и заложенных в основу образа жизни нашего народа. Ставший популярным среди наших школьников «Робот-полицейский» в своем первом варианте убивает по ходу фильма 32 человека. «Робот-полицейский — 2» — уже 81 человека. «Рэмбо: первая кровь»- 61 труп, «Рэмбо-3» — более 106 убитых.
В этих и множестве других подобных фильмах, причем не только американских, но и отечественных, целенаправленно и демонстративно насаждается культ насилия, который, равно как и секс, страх, другие низшие потребности и инстинкты, возбуждает в человеке все самое низменное и бездуховное. Экспонента роста пороков российского общества напрямую коррелирует с объемами такого рода низкопробной безнравственной и антигуманной информационной продукции. Не нужно голода, эпидемий, крематориев, войн, чтобы уничтожить будущее народа. Достаточно отравить сознание подрастающего поколения, заставить его забыть свою историю, навязать чужие взгляды, противные самой природе выживания этноса.
Характерно, что основной целью национальной стратегии США в области безопасности является защита важнейших ценностей и устоев жизни. «Защита нашей национальной безопасности — народа, территории и образа жизни — является главной задачей и конституционной обязанностью моей администрации» — утверждает президент США.
Оценивая в целом роль СМИ в духовном, нравственном и патриотическом воспитании граждан РФ, можно отметить, что данное направление воспитания по сравнению с другими — экономическим, правовым, экологическим, религиозным, эстетическим и даже физическим, — находится в наихудшем положении. Предпринимаемые же федеральными органами власти попытки изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону резко критикуются определенными средствами массовой информации.
Так, завидную мобильность и оперативность проявили СМИ в связи с принятием 16 февраля 2001 г. постановления Правительства Российской Федерации №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 гг.» и государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 гг.».
Некоторые телеканалы почти без промедления, как по команде, выразили весьма резкую и негативную позицию по поводу этих правительственных документов. Особенно усердствовал бывший ведущий телепрограммы «Итоги» господин Е. Киселев. Отбросив свои наиболее «важные» дела, отложив в сторону результаты анализа основных политических событий в стране и за рубежом, он посчитал своим первейшим долгом львиную долю отведенного ему времени посвятить борьбе с «угрозой» возрождения патриотизма в России. Энергия отрицания и унижения этим господином патриотизма в лице данной программы была столь активной и неуемной, словно речь шла о фашизме, агрессии против России, угрозе национальной катастрофы и т.д. Такова степень патологического антипатриотизма у подобных господ, представляющих, к глубокому сожалению, все еще значительную часть политической и интеллектуальной элиты.
Посчитали своим долгом внести посильный вклад в дискриминацию программы и другие известные и не очень господа, представляющие пишущую братию и дружно выдавшие соответствующие (под заказ?) антипатриотические публикации в «Московском комсомольце», «Известиях», «Комсомольской правде», «Новой газете», «Труде» и других газетах. Шумная трескотня, направленная против государственной программы, вылилась в целую кампанию, вызвавшую впечатление умело срежиссированной в масс-медиа. Характерно, что при этом критике подвергались не конкретные недостатки программы (которые в ней, безусловно, имеются), а сама идея и проблема воссоздания системы патриотического воспитания в России.
Это свидетельствует не только о полной некомпетентности критикующих программу особ в вопросах теории и практики патриотического воспитания, но и об их истинных намерениях, не имеющих ничего общего с объективной оценкой данного документа (в разработке которого приняли участие практически все (!) федеральные министерства и ведомства, администрации субъектов РФ, ведущие ветеранские, творческие, научные и общественные организации страны, Русская православная церковь), сводившихся к тому, чтобы максимально опорочить и дискредитировать его, не предлагая при этом ничего конструктивного или хотя бы компромиссного.
Столь решительная, даже беспардонная атака, предпринятая СМИ в ответ на попытку изменить ситуацию с депатриотизацией в обществе к лучшему, свидетельствует о том, что ростки антипатриотизма пустили глубокие корни в толще значительной части российской элиты.
В целях преодоления негативного отношения средств массовой информации к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию и создания условий для более активного их участия в этой деятельности в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы» предлагается:
1. В связи с довольно насыщенной типологией категории патриотизма и существованием большого количества форм лжепатриотизма необходимо определить понятие истинного патриотизма на государственном уровне, ограничивая голословные изыскания неподготовленного обывателя, ангажированного журналиста по этому поводу. Это предлагается делать, в том числе, посредством дальнейшего разъяснения на государственном уровне сопутствующих патриотизму базовых категорий, по объективным причинам не определенных в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы».
2. Необходимо налаживать более тесный контакт государства со средствами массовой информации, в частности, с печатью. Применять в отношениях с прессой дифференцированный подход к изданиям объективным и ангажированным. Это можно реализовать, например, в области предоставления информации, не выходя при этом за рамки закона, путем законного усложнения или смягчения процедуры получения официальных сведений, путем финансовой поддержки ряда изданий, защищающих интересы государства.
3. В связи с особой важностью информационной безопасности, наличием ряда информационных угроз государству и существованием при этом изданий, проявляющих антигосударственность, установку на дестабилизацию политической ситуации, несоблюдение законности, рекомендуется введение жесткого контроля, вероятно специального государственного или общественного контрольного органа, за соблюдением со стороны средств массовой информации законности, в частности закона о СМИ, Конституции, Уголовного кодекса и т.п.
4. В связи с повышением значения патриотического воспитания, необходимо определение социального заказа на пропаганду патриотизма в государственных рамках с учетом перехода прессы к доминирующей роли воздействия на общество.
5. Для стимулирования соперничества изданий за патриотическую информационную нишу, развития желания у прессы правильно освещать проблемы патриотизма, подачи российскому обществу объективной, не ангажированной информации, необходимо предоставить стартовые возможности ряду изданий военной печати для выхода на федеральный рынок, участия в информационной конкуренции.
В настоящее время российское общество не имеет общепризнанного идеала, а его духовно-нравственные ориентиры оттеснены на второй план приоритетами рыночной экономики. В этой ситуации общество и государство должны вновь вступить на путь развития, основанный на использовании бесценных богатств и ресурсов, которые используются крайне не эффективно. Основываясь на огромном духовно-нравственном и патриотическом потенциале народов России, мы можем решить важнейшие задачи в различных сферах нашей жизни.
Государственная стратегия Российской державы должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие своего народа, ибо никогда не возродится Россия, ее экономическая и военная мощь, если не будут воссоединены присущие ему мироощущение и национальное самосознание. Вся героическая и драматическая история Руси, России, ее величайшая культура и традиции представляют собой многовековые корни духовных и патриотических ценностей, являющихся стержнем общественного бытия, деятельности в любой сфере нашей жизни. Первоочередной задачей, требующей безотлагательного решения в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан РФ, является предотвращение информационно-психологической экспансии, продолжающейся против них в настоящее время.
Основные направления деятельности по решению этой задачи следующие:
выработка цивилизованных форм и способо