Кто придумал матрёшку?
Кто придумал матрёшку?
Меня зовут Матрешка, родом я из... в общем, все по порядку.
Честно говоря, откуда я появилась и кто мои настоящие родители, никто не знает. У моей истории есть две версии. Некоторые утверждают, что меня, как уникальную складную игрушку, сделали в Японии на острове Хонсю. Говорят, что оттуда в конце XIX века меня привезла жена русского мецената Саввы Мамонтова (1841—1918). С другой стороны, по словам некоторых японцев, впервые идею создать такую удивительную куклу им привезли из России. Но как бы там ни было, сама идея понравилась русским мастерам, и вот на свет появилась Матрешка.
В конце 1880-х годов в России начала развиваться экономика и культура. В то же время русские хотели сохранить свою народную традицию. Желая возродить русскую культуру, вокруг Мамонтова начала собираться русская интеллигенция, включая таких известных художников, как Илья Репин, Виктор Васнецов и Михаил Врубель. Чтобы запечатлеть жизнь русского крестьянства, в Подмосковье были построены мастерские. Туда из всех уголков страны свозились народные поделки, игрушки и куклы.
Профессиональный художник Сергей Малютин первый нарисовал меня, но выглядела я немножко не так, как сейчас. Хотели, чтобы я изображала круглолицую крестьянскую девушку с ясными глазами. Я была в русском сарафане, с гладкой, аккуратно убранной под нарядный платок прической. Внутри меня мал-мала меньше располагались другие фигурки. Они были одеты в косоворотки, рубахи, поддевки и фартуки. И вот по этим-то эскизам Малютина приблизительно в 1891 году меня изготовили в Москве.
Я неоднократно задавала себе вопрос: почему меня так назвали? Оказывается, в конце XIX века самое популярное в России женское имя было Матрена (ласково Матрешка). Это имя, образованное от латинского корня слова матрона, означает «мать», «почтенная женщина» или «мать семейства». Также вкладывание одной фигурки в другую символизировало продолжение жизни и плодородие.
Не так-то легко сделать
Пытаясь сделать меня, сколько же материала люди перепортили, а так ничего у них и не получилось. И это не случайно, до недавнего времени это был секрет. И только немногие становились моими обладателями. Но теперь я поделюсь с вами секретом.
Чтобы меня изготовить, требуется большое мастерство. Сначала важно подобрать подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или березу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем тщательно складируют бревна и хранят несколько лет в хорошо вентилируемом месте, чтобы они высыхали.
К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она ни сухая, но и ни сырая. Только мастер может определить кондицию сырья. Каждая заготовка проходит около 15 операций. Самую маленькую куклу в серии — неразборную — делают первой. Порой ее можно разглядеть лишь пристально всматриваясь, иногда для этого необходима лупа.
Когда «малышка» готова, мастер начинает следующую фигурку, в которую войдет первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Кстати, настоящему мастеру замерять не нужно, достаточно опыта. Потом он повторяет процесс, делая немного бо́льшую куклу, в которую войдут две предыдущие.
Количество кукол колеблется от 2 до 60. Самая большая может быть с человеческий рост!
История возникновения
В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.
Имя "Матрена" тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название - "матрешки".
Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую. Игрушки, не вкладывающиеся одна в другую, - просто "точеная игрушка".
В начале 1900-х гг. мастерская "Детское воспитание" закрылась, но изготовление матрешек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы, в учебно-показательной мастерской. Первые матрешки продавались дорого, но все равно привлекали покупателей и пользовались большим спросом. Изготовление матрешек быстро распространилось по Сергиеву Посаду, появились мастерские Ивановых, Богоявленских. Переехал сюда и Василий Звездочкин. Вокруг Сергиева Посада было много лесов, а в нем самом - опытных токарей по дереву. Изготовление матрешек стало настолько распространенным явлением, что заказы на производство стали поступать даже из Парижа, продавались они и в Германии, на знаменитой Лейпцигской ярмарке. В начале XX века начался массовый вывоз матрешек за границу. Роспись матрешек стала красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались по самому разному принципу, чтобы отвечать основному своему назначению - преподносить сюрприз. Так, внутри матрешки "Невеста и жених" помещались родственники. Матрешки, отражающие эти темы, были приурочены к определенным датам. Кроме семейной тематики были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности. Так, к 100-летию со дня рождения Н.В.Гоголя были изготовлены матрешки, изображавшие героев его произведений: персонажи комедии "Ревизор" (Хлестаков, городничий, судья, почтмейстер и другие). В 1912 г., к столетию Бородинской битвы, были выполнены матрешки "Кутузов" и "Наполеон". Внутри этих матрешек помещались фигурки поменьше, на которых были изображены сподвижники, члены их штабов, участники военных советов. Много матрешек были посвящены обрядам, фольклору. Всегда привлекали внимание матрешечников темы сказок. Иллюстрировались "Репка", "Золотая рыбка", "Иван царевич", "Жар-птица" и др. Матрешки обогащались не только росписью, но и усложнялись количеством вкладываемых фигурок. Так, в начале века в Сергиевом Посаде уже изготавливались матрешки, насчитывающие до 24 вкладышей, а в 1913 г. токарь Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив 48-местную матрешку. В этом же году в Сергиевом Посаде организовалась кустарно-промышленная артель игрушек, что говорило о том, что спрос увеличивался и приносил немалый доход.
Матрешка распространялась, стали изготовляться далеко за пределами Сергиева Посада - в Семеновском районе Нижегородской губернии. В чем-то она была похожа, но во многом отличалась. Если в Сергиевом Посаде матрешку видели приземистой и плотной, то семеновские мастера точили ее более стройной и вытянутой, изображали бойких девушек-красавиц в ярких полушалках.