КАВКАЗСКИЕ АСЫ. СЛЕДАМИ ТУРА ХЕЕРДАЛА.
КАВКАЗСКИЕ АСЫ. СЛЕДАМИ ТУРА ХЕЕРДАЛА.
Когда внимательно изучаешь экспозицию музеев иногда находишь удивительные вещи. Бродя в апреле по залам Государственного Исторического музея посвященным бронзовому веку наткнулся на эти удивительные скульптурки из Казбекского клада (Кобанская археологическая культура)
. Этот комплекс бронзовых, серебряных и железных предметов (около 200 шт.), обнаружил в 1877 Г. Д. Филимонов на территории станции Казбек Военно-Грузинской дороги (ныне поселок Казбеги в Грузия). Это серебряные чаши и фигурки баранов, бронзовые сосуды, фибулы, фигуры оленей, фаллические изображения человека, ритуальные навершия, рукоятки, бронзовые пояса, железные мечи, копья и удила датируемые концом 1 тысячелетия до нашей эры. Считается что большинство предметов связаны с религиозным культом древних племён Кавказа. Ученые считают, что кобанцы делились на три крупных союза племен — центральный (он занимал нынешнюю территорию Осетии), западный и восточный и являются предками алан — восточно-сарматских ираноязычных племен, оказавшийся в поле зрения античных авторов в середине I века н. э. Термин «алан» происходит от древнеиранского слова «ариана», популярного в этнонимике скифо-сарматского населения. Аланы особенно выделялись воинственностью среди восточных сарматских союзов, возглавляемых аорсами. Упоминаниями о «неукротимых», «храбрых», «вечно воинственных» аланах пестрят источники той поры. Античная традиция упоминает их и в низовьях Дуная, и в Северном Причерноморье, и в степях Предкавказья.
Навершие ритуального посоха. Кобанская археологическая культура.
Скульптурки явно изображающие бога громовержца и бога плодородия удивительно напоминают скандинавские изображения Тора и Фрейера. Представляется, что они по виду и смыслу наиболее близки этим идолам Кобанской культуры Кавказа.
Любопытно, что известный исландский путешественник и археолог-экспериментатор Тур Хейердал проводивший не один год раскопки в низовьях Волги и Дона в своих исследованиях утверждал, что один из скандинавских княжеских родов до своего прихода в Скандинавию обитал на территории нижней Волги, Дона и Кавказа. По легенде, изложенной исландцем Снорре Стуруллссоном, родина скандинавов находилась на юге и называлась Аз-Хоф, и была расположена в устье Таны. Хейердал предположил, что таинственный город мог быть российским Азовом, а расположенная рядом с ним река – Доном.
Один, Тор и Фрейр. Гобелен (XII в.). Один держит в руках топор и копье, в руках у Тора молот Мьелльнир, Фрейр держит колос.
Ритуальный бронзовый молот. Кобанская археологическая культура. Почти что ваджра — священное орудие бога Индры.
Обитателей этой страны называли «азами» или «асами», и, как можно предположить, это название привело к термину «ас» — бог скандинавской мифологии. Основателя династии звали Один. И он, по мнению Хейердала, разумеется, никаким богом не был. Он либо был назван в честь мифологического существа, либо его собственная жизнь послужила основанием для легенд, а после смерти он был «обожествлен».
Его раскопки в районе Азова показали, что на донском берегу располагаться древнее городище I века до н.э. Это место давно было известно российским археологам, которые определили, что в 42 году до н.э. римские войска стояли в этом районе недалеко от древнегреческой колонии Танаис. До сих пор регулярные археологические работы здесь никогда не проводилось, так что очевидно требуются дальнейшие исследования.
Благодаря этим исследованиям выяснилось, что на месте нынешнего Азова в I в. до н.э. (а именно это время Стурулссон называет датой ухода викингов на Север) происходили крупные миграции разных народов.
К асам относится еще одна гипотеза Хейердала, связанная с Азербайджаном – землей Азер, которая также имеет корень, схожий с «ас». Хейердал предполагал, что одними из предков скандинавов могли стать люди небольшой народности Азербайджана под названием удины. Покинув страну из-за внешней агрессии или массовых миграций чужих племен, они могли уйти на северо-запад и проникнуть сначала на территорию Дании, а уж затем – Скандинавских стран.
Сам Хейердал не успел подтвердить или опровергнуть какую-либо из этих гипотез. Однако как видим он оказался не так уж далек от правды. Кстати после смерти великого путешественника и практика экспериментальной археологии в 2002 году, раскопки на территории России и Азербайджана продолжаются…