ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА.
Мышление - одна из высших форм деятельности человека

Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определённые приёмы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация)

Выделяют три вида мышления:
1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребёнка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребёнку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

КТО ЧТО ЛЮБИТ?
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...

КЛАССИФИКАЦИЯ
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ:
развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Берёза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

ЧЕРЕДОВАНИЕ
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определённой последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

ОТВЕЧАЙ БЫСТРО
Взрослый, бросая ребёнку мяч, называет цвет, ребёнок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

УПРАЖНЕНИЕ на развитие гибкости ума и словарного запаса.
Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие: «Назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. - назови слова, относящиеся к спорту. - назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт».

ГОВОРИ НАОБОРОТ
Предложите ребёнку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: весёлый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжёлый - лёгкий, трусливый - храбрый, белый - чёрный, твёрдый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.

БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребёнку мяч. Ребёнок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушёл на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принёс письмо; яблоко солёное; дом пошёл гулять; туфли стеклянные и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ на развитие скорости мышления.
Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.
Если ребёнок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)
Ребёнок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка, или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Взрослый предлагает угадать, о чём (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и даёт описание этого предмета. Например: «Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор)». Если ребёнок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

КТО КЕМ БУДЕТ?
Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребёнок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыплёнок, жёлудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребёнка за несколько ответов на вопрос.

РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребёнку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребёнок составляет рассказ по картинкам.

ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ
Взрослый рассказывает о чём-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребёнок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: «Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?»
«Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растёт. Среди листочков зелёных спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришёл я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сухарик жуёт. Я подошёл, а она прыг в воду - и уплыла».

НЕЛЕПИЦЫ
Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

Как его разговорить...

Версия для печати

До поры до времени наши детки загадочно молчат. И в этом есть своя прелесть. Мы находимся в предвкушении важного события, представляем, каким голоском будет говорить малыш, заключаем пари с папочкой насчет первого слова – «мама» или «папа»…

Умом мы понимаем, чтобы малыш заговорил, ему сначала надо как следует к этому подготовиться, но нетерпеливая женская натура заставляет нас подчас сомневаться в том, правильно ли развивается ребенок. Особенно если видишь, как хорошо говорит соседская девочка, которая на несколько месяцев младше твоего сына. И тут же возникает почти стандартное чувство вины: я что-то делаю не так. Ну почему он только мычит и пальцем показывает, ведь все слышит и понимает.

Сегодня о развитии речи у деток мы поговорим с детским психологом Натальей Таран. А в следующем номере будем разгадывать тайны детской молчаливости и разговорчивости с точки зрения физиологии. В возрастной психологии есть такое понятие, как «сензитивный период». Это такое время в жизни каждого человека, когда он особенно чувствителен к определенным психологическим воздействиям.

Для развития речи сензитивен период от 0 до 6 лет. Обычно на первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором году лавинообразно нарастает словарь ребенка, речь перестает быть ситуативной, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, согласование слов, усваиваются многие грамматические нормы. В 2,5 – 3 года ребенок начинает говорить фразами, использует соединительные союзы и местоимения. Часто говорит сам с собой, чувствует, что нуждается в языке. К этому возрасту речь становится средством общения и средством управления поведением.

Но опять же это очень индивидуально. Девочки обычно начинают говорить раньше, и словарный запас у них больше. И не потому, что они умнее мальчиков, просто женский мозг организован несколько по-другому, чем мужской (об этом можно почитать в книге Аллана и Барбары Пиз «Почему мужчины врут, а женщины ревут»). Даже детей одного пола и возраста нельзя сравниват, так как они все разные и каждый развивается своим темпом и идет своим путем. Лучше присмотреться именно к своему единственному и неповторимому малышу и ОБЯЗАТЕЛЬНО проанализировать то, как вы с ним общаетесь.

Может, так?
Маленький мальчик ест яблоко и спрашивает у папы:
-Папа, а почему яблочко коричневеет?
-Hу, понимаешь, сынок, в яблоке содержится железо. А железо при соединении с кислородом, который есть в нашей атмосфере, окисляется, образуя оксид железа Fe2O3, так как железо имеет валентость 3, а окись железа имеет коричневый цвет.
- !? Папа, а с кем ты сейчас разговаривал?
Если ваш язык прост и понятен – замечательно.
Далее прислушайтесь, правильно ли и внятно вы говорите с ребенком. Если, например, мама произносит слова четко, а бабушка сюсюкает при общении с малышом, то кроха теряется, а пока размышляет, кому все-таки подражать, выбирает нейтральную позицию — молчит.

Теперь подумайте, много ли вы вообще говорите с ребенком. Может, это происходит лишь по необходимости («помой руки», «пойдем кушать», «это трогать нельзя»). Или же вы обращаете внимание ребенка на все, что его окружает, называете и описываете предметы, которые он держит в руках. «Какой зайчик красивый у тебя, какие у него длинные уши. И глазки есть. А это что? Маленький носик». Ребенок познает мир и понемногу начинает понимать, что все то, что он делает и все, что с ним происходит, можно описать словами и есть смысл самому научиться рассказывать об этом.

Очень важно поощрять детей учиться говорить. Мама, находясь с ребенком с момента его рождения, естественно, может понять его без слов: по жестам, мимике. И это понятно, ведь изначально ребенок не умеет говорить. Но малыш растет. И в полтора года, два, а тем более в три его уже нельзя понимать только по жестам. Как часто бывает – ребенок не успел и рта открыть, а мама уже все сделала, что он хотел. Но для развития речи малыша такой подход не очень удачен. Иногда для того, чтобы стимулировать малыша научиться говорить, маме полезно притвориться слегка непонимающей. И хотя она прекрасно знает, чего хочет ее ребенок, показывая рукой на холодильник и хитро заглядывая ей в глаза, хорошо бы ей сделать вид, что она его не понимает, и лишний раз переспросить: «Что ты хочешь?» Часто родители спрашивают, а не будет ли ребенок болезненно воспринимать то, что мама вдруг перестала его понимать. Представьте ситуацию: вы разговариваете с кем-то по телефону, и собеседник вдруг говорит, что не расслышал вас и просит повторить последнее слово. Болезненно ли это для вас? Да вы не задумываясь повторите текст, да еще постараетесь сделать это громко и отчетливо, потому что вам необходимо продолжить связанный разговор. Ваше непонимание будет стимулировать ребенка объяснять вам еще и еще, подбирая подходящие слова. Но, главное, малыш будет стараться произносить их так, чтобы вы, наконец, «поняли», чего он так страстно желает в данный момент. Стоит только малышу почувствовать, что когда он выражает свою просьбу словом, мама очень радуется, ему захочется говорить.

Отдельно стоит сказать о чтении. Речь деток быстрее развивается, а словарный запас становится богаче, если книги - лучшие друзья мамы и малыша. Что читать? Лучше стихи. Они ритмичны и легко запоминаются, тут пригодятся книжки Агнии Барто, Корнея Чуковского, Сергея Михалкова. Что делать, если ребенок не слушает, когда ему читают? Первое правило – не злиться на ребенка, второе – не обращать внимание на беготню, прыжки, пляски. Речь можно развивать и так: он прыгает, а вы ему стихи — «Девочки и мальчики прыгают, как мячики, вверх- вниз, вверх-вниз, ну-ка, улыбнись», взял в руки мяч, а вы ему — «Мой веселый звонкий мяч…», танцует, а вы ему песенку — «Кукла с Мишкой громко топают…». Некоторые стихи особенно понравятся малышу. Приготовьтесь к тому, что малыш будет повторять свои действия, требуя от вас рассказывать их еще и еще. А нам только это и надо…

Не ждите, что все получится быстро и сразу, все очень индивидуально. Один ребеночек «выдает» по одному новому слову в день. Другой — по одному в месяц, а третий молчит, молчит, а потом вдруг неожиданно начинает говорить целыми предложениями. Главное, верить. Все будет хорошо. Нет, все будет просто замечательно.

Детский психолог - Таран Наталья Константиновна

Игры на развитие внимания

Версия для печати

Внимание есть сосредоточенность на чем-либо

Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.

Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребёнком доступного для него объёма знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребёнок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
Объём - это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Объем внимания ребёнка 1-5 объектов. Для ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом. По мере овладения техникой чтения увеличивается и объём внимания, необходимый для беглого чтения.
Устойчивость - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.
Интенсивность характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью.
Концентрация - это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, н