✅ ДИВНОГОРЬЕ. ЛЕГЕНДЫ ВЕРХНЕГО ДОНА. Древние городища. Легенды Воронежской...
✅ ДИВНОГОРЬЕ. ЛЕГЕНДЫ ВЕРХНЕГО ДОНА
Древние городища. Легенды Воронежской области
Река Дон и степи вокруг нее были населены людьми с незапамятных времен: скифами, сарматами, древними славянами. Было это за много веков до основания в этих местах современного Воронежа. Но деревни, леса и степи до сих пор хранят в себе множество древних тайн. Местные старожилы об этих местах рассказывают легенды.
Древний Дон
В Воронеже есть много людей, которые уверены: город гораздо старше своих 426 лет. Краеведы с удовольствием рассказывают о сарматских святилищах на Дону, о скифских захоронениях и древних городищах, где люди жили за много тысяч лет до наших дней.
Дон — это великая река. Я не говорю даже об известном нам «Волга-матушка, Дон-батюшка». Эту реку знали еще древние, скифы звали ее Танаис, древние ей поклонялись не меньше, чем Ганге! Есть древние города, которые описаны еще в Ведах, и, по некоторым неофициальным версиям, они стояли на Дону. Есть даже легенды, что в окрестностях Верхнего Дона жили предки скандинавов и бог Один.
Алексей Воронков, координатор историко-археологического сообщества «Вантит», SmartNews
Например, есть комплекс древних городищ под названием Вантит («земля вятичей»). По легендам, давным-давно там жило два особенных племени — ваны и асы, которые, по одним поверьям, были богами, по другим — людьми, владевшими магией. Никто доподлинно не знает, стоял Вантит на Оке, на Киевщине или на Дону. Однако жители Воронежа верят, что древний Вантит находился именно на месте их города. Существует даже пешеходный маршрут «Экотропа», который по задумке создателей повторяет места расселения древних племен. Местные жители любят собираться большими компаниями и гулять по этой тропе.
Еще одна легенда этих мест — священный город Варанаси, обитель легендарных ариев, который вполне мог стоять здесь еще за десятки тысяч лет до нашей эры. Официально Варанаси — это современный индийский город Бенарес. Если верить древнеиндийской «Махабхарате», Варанаси был самым великим из семи священных городов мира. В то, что «Махабхарата» описывает Воронеж, верится с трудом… Однако у воронежцев на этот счет свое мнение.
Во-первых, само название Воронеж более близко к древнеарийскому Варанаси (Вара-наши), нежели современное индийское Бен-Арес (город Ареса), тем более что в XVI веке крепость называли Воронец, а в XVII — Воранаш. Во-вторых, древнеарийский эпос указывает в районе Варанаси ряд географических объектов, отсутствующих в Индии. Помимо реки Вараны (Великой Вороны) возле Варанаси текли реки Аси, Кавери, Дева. Но у самого Воронежа и сейчас текут реки Усмань, Каверье, Девица. Недалеко от Варанаси находились водоем Вай-дурья («дурья» — гора) и горы Дева-сабха («сабха» — сопка). Но и сейчас в Воронежской и Липецкой областях течет река Бай-гора, а холмы южнее Воронежа, у рек Сосны и Дона, зовутся Девогорье.
Светлана Жарникова, член научно-общественного движения «Северная традиция», отрывок из статьи «Золотая нить»
Официально эту версию вам, конечно, никто не подтвердит. Однако мы не можем быть уверены, что часть событий древности 40–50 тыс. лет до нашей эры, описанных в древнем эпосе, не происходили здесь. Ведь здесь мог быть другой климат, не зря же в селе Костёнки откопали останки мамонтов. Некоторые, например, уверены, что это слоны, которые участвовали в битвах, описанных в «Махабхарате».
Алексей Воронков, координатор историко-археологического сообщества «Вантит»
Воронежский Стоунхендж
О знаменитом английском Стоунхендже знают все. А вот о том, что похожий лабиринт есть под Воронежем, известно, пожалуй, даже не всем местным. Находится он на хуторе Мостище в Острогожском районе, и ему около 5 тыс. лет. Ученые говорят, что Мостищенский лабиринт — это единственная археологическая находка бронзового века в средней полосе России. Выложен он из меловых камней, имеет форму овала 26 на 38 метров.
На этом заканчивается официальная информация и начинаются вопросы. Кто же построил древний лабиринт? Для чего? Был он святилищем или обсерваторией древних астрономов?
Археолог А.Т. Синюк предполагает, что Мостищенский лабиринт имел функции святилища. В том, что это сооружение культового значения, ученый не сомневается. Предположения об использовании Мостищенского лабиринта в качестве древней обсерватории также не исключаются. Не хочу утомлять читателя дальнейшими рассуждениями, пусть смотрит на рисунки и рассуждает сам. Что это: святилище, обсерватория или привет от инопланетян?
Владимир Елецких, зампредседателя Воронежского областного совета краеведов, отрывок из книги «За гранью чуда»
По рассказам путешественников, это место обладает мощной энергетикой. На подъезде к нему бушует буйная растительность, у людей же начинается необъяснимый страх. А придя на место, кто-то падает в обморок, кого-то накрывает и придавливает к земле. Лабиринт словно не пускает к себе непосвященных. Но, побывав там, люди признаются, что заряжаются энергией и покоем и не чувствуют совсем никакой усталости.
Видео: Поездка в Мостище. «Космопоиск Воронеж»
Недавно ездили семьей в это интересное местечко! Самого лабиринта из-за заросшей травы видно не было, но камни видны. Вообще это место уникально по своей энергетике! Жена болела, пока ехали кашляла всю дорогу, по приезду кашель прошел и она почувствовала себя намного лучше! Так что советую побывать там! Для здоровья полезно!
Дивногорье
Так называется место на слиянии Дона и Тихой Сосны. Свое название Дивногорье получило за удивительной красоты меловые столбы, вертикально поднимающиеся над крутыми откосами берегов двух рек. Местные исстари называли их «дивами» не только за красоту: это место всегда считалось волшебным.
Дивногорье — одно из самых волшебных мест Воронежской области, о нем я собрал множество легенд, целых два тома выпустил. По сути, легенда — это сказка, люди могут привязать ее к любому месту. Но Дивногорье, или Дивы, всегда были особыми, ведь неспроста на этом месте основали монастырь. Хотя люди жили там еще за много веков до этого.
Владимир Елецких, зампредседателя Воронежского областного совета краеведов
Считается, что каждый, кто приезжает сюда и погружает руки в воды Тихой Сосны, находит душевный покой. Сегодня Дивногорье известно Успенским монастырем, выдолбленным внутри меловой горы. Лабиринт меловых пещер монастыря насчитывает сотни метров узких извилистых ходов, соединяющих вырубленные в скале кельи, колодцы, подземные часовни. Cегодня сюда приходят сотни людей за благословением.
Это так называемое место силы, то есть место с особой энергией. Люди туда приезжают для достижения особого состояния. Хотя легенды ходят разные. По одной версий, Дивногорье было святым задолго до основания монастыря: древние язычники, жившие здесь, вполне могли поклоняться этим меловым столбам. По другим легендам, здесь сильна женская энергия и здесь даже когда-то жили амазонки. По самой причудливой версии, в Дивногорье в начале мая слетаются ведьмы и устраивают шабаш.
Алексей Воронков, координатор историко-археологического сообщества «Вантит»
Одна из самых известных легенд Дивногорья — предание о кладе, затопленном на дне речки Тихая Сосна. По одним поверьям, это клад черного монаха — призрака, живущего в ходах монастыря. Другие говорят, что его спрятал здесь Степан Разин, скрывавшийся в этих местах. Существует даже легенда о том, что в меловых пещерах горы Шатрище, что неподалеку от Див, есть надпись «Да здравствует Стенька Разин!», сделанная его братом.
Согласно легендам, клад состоит из трех сундуков, один затоплен в реке, другие два спрятаны в пещерах. Но сам клад есть только в одном из трех — это было сделано, чтобы запутать тех, кто будет его искать. Многие пытались найти этот клад, руководствуясь сказаниями о том, что один из меловых столбов в определенный час отбрасывает тень на гладь реки Тихая Сосна и эта тень указывает на клад. Но ничего не нашли.
Владимир Елецких, зампредседателя Воронежского областного совета краеведов
Гаркун
Одна из самых знаменитых легенд Дивногорья — сказание о гаркуне, лесном человеке, или снежном человеке. Сегодня ее знают и рассказывают только бабушки и дедушки. Гаркуна описывают как чудище высотой метра два — два с половиной, обросшее густой шерстью, и с дикими повадками. Свое прозвище он получил за то, что не разговаривал, а «гаркал». По окрестным селениям бродили страшилки о том, что гаркун всегда ищет себе «невесту» среди людей и для этого крадет в хуторах первых красавиц, обязательно девственниц. Именно поэтому среди местных жителей долгое время была жива традиция вхождения в половую жизнь в 12, а то и в 10 лет, «дабы гаркун не украл».
Одно из преданий рассказывает о хуторской казачке Настасье. Видная, статная была девка. Всем парням на загляденье. Да подстерег ее Гаркун, когда она в лес за малиной на пироги пошла. Едва та присела отдохнуть на пенек у опушки, вышел лесной человек из чащи, сгреб в охапку, да и утащил в свою берлогу-пещеру. Стала Настя женой горевого чудища. Когда тот уходил в лес, заваливал вход в жилище огромным белым камнем. Приносил ей добычу разную, дичь, орехи, ягоды, коренья лесные. Прожила Настя такой жизнью два с половиной года. И ребеночка родила от лесного человека. Но был он вовсе не в отца, обычный человеческий ребенок – только крупный очень. Пересилило людское в его образе. Но вдруг однажды заболело дитя, все хуже и хуже ему становилось. Взмолилась Настасья перед Гаркуном на коленях: «Отпусти ты меня. Дома вылечу ребеночка, на ноги поставлю. Пусть как вырастет, сам решит, как жить ему». И случилось чудо. Отвалил Гаркун от входа в пещеру камень, иди, мол, отпускаю. Так вернулась Настя с дитем домой. Выходила-вылечила сына, назвала Дубрынею. Рос он быстро, был силен и крепок. Когда было ему от роду двенадцать лет, он уже выглядел на все восемнадцать. Да только говорить стал все реже и реже. И в церковь не ходил, креста не творил. А все в лесу пропадал. А однажды и вовсе пропал Дубрынюшка. Разыскал в лесу жилище отца своего и не захотел уже уходить из него. Настасья приходила к нему, в его берлогу тайную, звала домой, но тот так и не вернулся в селение. Оброс волосами, гаркать выучился. Говорят, не раз видели и слышали его в окрестностях Подонья. А однажды пропала в соседнем селе первая красавица. И с тех пор исчез Дубрыня-Гаркун из этих мест. Видели его потом в далеком Карабуте, в низовьях под Павловском, встречали в новохоперских лесах.
Владимир Елецких, зампредседателя Воронежского областного совета краеведов, фрагмент из книги «Легенды Дивногорья» (Выпуск 2)
Моя бабуля встречала этого товарища в 20–21-м году прошлого века, описывала очень подробно, и тот ужас от встречи тоже — бежали они от него со скоростью света.
Виталий Власов
Пришельцы Желтояра
Озеро Желтояр — это так называемая аномальная зона в районе Новохоперска Воронежской области. Знаменита тем, что там часто появляются НЛО, призраки, провалы во времени и другие необъяснимые явления. За это Жетояр, или Новохоперскую зону, знают все уфологии и любители мистики, причем не только в России. Зона Желтояр находится в районе геологических разломов, и это одно из немногих мест, сказания о котором прочно перешли из разряда легенд в область науки.
Изучать феномен аномальной зоны под Новохоперском начали еще в середине 1980-х годов. Группа ученых во главе с известным в стране и мире исследователем аномальных явлений геофизиком Генрихом Силановым организовала десяток экспедиций. Они и правда столкнулись там с фантомами, призраками и НЛО. Желтояр некоторые сравнивают с зоной из «Сталкера» братьев Стругацких, а Генриха Силанова, главного исследователя уникального явления, коллеги прозвали воронежским сталкером.
Корреспондент воронежской газеты «Молодой коммунар» Константин Кравцов в своей статье выдвинул три версии аномальных явлений Желтояра.
Версия № 1: Портал в параллельный мир. Рассказывают, что в здешних местах таинственно пропадали люди. Это роднит Желтояр с кучей других «чертовых» мест, самым известным из которых является Бермудский треугольник. Истории, связанные с подобными местами, на удивление похожи. Люди пропадают в них, а затем могут появиться через 20, 50, даже 300 лет. При этом сами говорят, что пробыли в иной реальности, населенной какими-то другими существами, причем считаные секунды.
Версия № 2: База для инопланетных НЛО. Военные летчики, пролетая над территорией Хоперского заповедника, постоянно видят светящиеся предметы, которые сопровождают самолеты до самой посадки. Пилоты рассказывали, что иной раз НЛО, сопровождая машину, выдерживало ее скорость, высоту и дистанцию, а порой имитировало атаку на самолет и даже мешало посадке. Пилоты прозвали странные объекты «белыми ангелами».
Версия № 3: Логово снежного человека. У исследователей популярна гипотеза, что неуловимость снежного человека объясняется его телепатическими способностями, которые позволяют избегать контактов с людьми, настраиваясь на их мысли, а также внушая им страх и тревогу. И если в Желтояре действительно находится логово снежного человека, то состояние подавленности, возникающее в аномальной зоне, может иметь и такое объяснение. И, видимо, это существо знает, кого надо мысленно притянуть сюда, чтобы создать максимум проблем разработчикам никеля.
Константин Кравцов, «Молодой коммунар», № 51 (17.05.2012)
Однако НЛО и привидения — это не единственное, чем известен Желтояр. Может быть, все дело, опять же, в особой энергетике этого места, но считается, что здесь издавна селились люди с характером. Новохоперский район — место, где и сейчас живут вольнолюбивые казаки.
Там жили казаки, была вольница, нередко происходили восстания, например восстание Кондратия Булавина. Да и сейчас посмотрите — там пытаются разведывать никель, и он очень плохо «разведывается», потому что народ сопротивляется и активно бунтует. Возможно, это само место не хочет вмешательства извне.
Алексей Воронков, координатор историко-археологического сообщества «Вантит»
Это лишь малая часть легенд, витающих вокруг Воронежа и его окрестностей. О всех поверьях со слов людей написано множество книг. Но гораздо лучше, чем прочесть книги, — приехать в эти места, посмотреть на белые горы, древние курганы и лабиринты, полюбоваться красотами Дона.
Взбегу на холм и упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола.
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг
В крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя!…
Россия, Русь — куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы —
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы.
Они несут на флагах чёрный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов
в окрестностях
России…
Кресты, кресты…
Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они — и где-то у осин
Подхватит это медленное ржанье,
И надо мной —
бессмертных звёзд Руси,
Высоких звезд покойное мерцанье…