Дети и их воспитание Кружки авиа- и судомоделирования.
Дети и их воспитание Кружки авиа- и судомоделирования.
Гуляя как-то раз по Тушинскому парку, я услышал пронзительный вой «турбины», а вслед за ним из-за деревьев в небо поднялась модель какого-то большого самолета, напоминавшего Ту-22М3. Как потом выяснилось, это вообще был F-14. Покопавшись в яндексе, я довольно быстро выяснил, что недалеко от моего дома находится Дворец творчества детей и молодежи «Остров Свободы», где, помимо модных и традиционных развивающих занятий, есть два кружка: авиа- и судомоделирования. Одни из немногих сохранившихся в Москве.
А ведь раньше тысячи детей и подростков строили свои модели судов и самолетов, даря себе путевку в крупные конструкторские бюро или получая хобби на всю жизнь. А для кого-то это была просто хорошая школа того, как что-то сделать своими руками. Увы, в лихие 90-е вся эта система была развалена, почти все кружки оказались закрыты. Дети были выброшены буквально на улицу. Да и у них появилось другое увлечение — компьютер.
Давайте посмотрим на сохранившиеся кружки авиа- и судомоделирования.
1. Дворец творчества расположен на первом этаже обычного жилого дома по улице Свободы. Отсюда и название — «Остров Свободы». Помимо него в Москве есть ещё два острова: «Остров Ангелов», расположенный в Митино, в Ангеловом переулке, и «Остров Героев», находящийся на улице Героев Панфиловцев.
2. В каждом из дворцов проводятся такие традиционные занятия для детей и подростков, как танцы, театр, развивалки для малышей, английский язык, туризм, информатика и т.д. Но самые необычные, на мой взгляд, кружки — это авиа- и судомоделирование.
3. Педагог судомоделистов — Бохонов Юрий Георгиевич. Он отдал судомоделированию более 30 лет. Сюда он пришел в далеком 1971 году, когда здесь находилась станция юных техников (центр моделизма). Он был директором этого центра, а когда вышел на пенсию — не смог уйти на заслуженный отдых, стал снова учить ребят строить корабли. Помимо этого Юрий Георгиевич консультирует администрацию по многим вопросам управления — благо, опыт у него огромный. А от станции осталось всего два кружка — теперь это Дворец творчества детей и молодежи.
4. Он говорит, что раньше во всех этих помещениях располагались различные технические кружки. Комнаты для них были даже в соседнем здании. Теперь же здесь — всего лишь чудом сохранившиеся два кружка по техническому творчеству.
5. Ребят, откровенно говоря, приходит немного. Увы, такие кружки стали весьма непопулярны, не выдержав конкуренции с компьютером, с улицей, а порой — и с государственной машиной, которой бывает весьма наплевать на детское творчество. Но, видимо, самое главное — это дороговизна такого хобби. Хотя дети занимаются бесплатно, постройка моделей — дело недешевое. Особенно сложных и высокотехничных.
6. Сейчас у Юрия Георгиевича занимается примерно 15 ребят. Два раза в неделю по вечерам на два-три часа они приходят к нему в мастерскую.
В 80-е года у Юрия Георгиевича и его учеников был подшефный корабль — эсминец «Современный». Они ездили к морякам в гости, выходили в море и даже участвовали при боевых стрельбах! Вы представляете, какое это невероятное приключение для пацана в 10 лет? В итоге многие его ученики связали свою жизнь с флотом.
7. Сначала занимается младшая группа, затем старшая. Но в тот день, когда я был, ребят было очень мало и малыши плавно захватили время старших. С каким удовольствием ребята строгали, выпиливали, чертили и склеивали!
В мастерской было сделано множество макетов для различных музеев, выставок и даже для Мосфильма. Но больше всего мне понравился рассказ о фотоохоте на корабли. Для профессионального моделиста чертеж — вещь полезная, но не совсем обязательная. Зная ТТХ и основные размеры, можно понять, как устроен корпус, какие у него обводы. Самое ценное — детали. В ту эпоху секретности их взять было неоткуда. Поэтому моделисты отправлялись в Мурманск, на Дальний восток, в Севастополь — вели фотоохоту за нужными кораблями, чтобы сфотографировать детали для макета-копии. Конечно, кого-то крутила местная КГБ, а кого-то, говорят, даже посадили. «Но», — Юрий Георгиевич смеется, — «мы были фанатиками своего дела, и нас это не останавливало».
8. Существует два распространенных способа сделать модель. Первый — выточить из бруска обводы корпуса и выдолбить в нем отверстия для оборудования. Или, как на фотографии — обмазать болванку (мастер-модель) эпоксидкой со специальной тканью. Тогда получается полностью полый корпус.
9. Юрий Георгиевич сетует на то, что в школах уже давно нет технического труда. Тут я с ним полностью согласен, что базовые навыки работы с инструментом детям нужно давать в обязательном порядке. А то сейчас приходится учить, что такое пассатижи и как они выглядят.
10. Эта радиоуправляемая модель-копия корабля БМО (Бронированный Морской Охотник, выпускался в блокадном Ленинграде и сразу со стапеля шел в бой) была сделана учеником за два года. Она участвовала в соревнованиях и показательных выступлениях.
11. Соревнования проводятся ежегодно. Но если раньше они собирали сотни ребят и десятки новых моделей, то сейчас, увы — всего лишь несколько команд. Случается даже, что участвуют модели прошлых лет. А раньше приехать на соревнования без новой модели считалось страшным позором.
12. Модель-копия ракетного катера, которая была построена специально для показательных выступлений. Её реальный прототип — проект 183Р (был создан в 1959 году на базе торпедного катера проекта 183 (являлся первым в мире ракетным катером), на котором вместо торпедного вооружения были смонтированы две пусковые установки ангарного типа для ракет П-15).
13. Этот дворец — одно из немногих учреждений г. Москвы, имеющих специальный бассейн для запуска моделей кораблей и судов. На базе бассейна ежегодно проводится первенство Москвы по судомоделизму среди младших школьников, посвященное Дню защитника Отечества, а также показательные выступления учащихся. К ним приходят ветераны флота, на выступлениях проводятся построения с гимном и флагом. Ведется большая патриотическая работа.
14. А на 9 мая, День День Военно-Морского Флота и День города проводятся показательные выступления около подводной лодки Б-396 «Новосибирский комсомолец», установленной в Химкинском водохранилище, в музее Военно-морского флота России. Юрию Георгиевичу удалось наладить контакт с администрацией этого музея, чего раньше не удавалось никому, несмотря на множество попыток.
15. Совсем маленькие дети смотрят на плавающие модели с круглыми глазами. Увы, вполне может случиться, что когда они чуть подрастут, кружков уже не будет — нет смены для педагогов, да и у подрастающего поколения падает интерес. И если Юрий Георгиевич вроде бы нашел себе замену (ну, немного подучить ещё надо, конечно), то детей надо ещё увлечь.
16. Этот корабль (БМО) строился во время войны. Для унификации и экономии ресурсов на него ставили башни от танка Т-34.
17. А это уже серьезная модель, сделанная в конце 80-х годов взрослым для всесоюзных соревнований. Лодка должна была проплыть под водой 50 метров и всплыть в заданном квадрате. Субмарина имела цистерны плавучести, приводилась в движение электродвигателями, на борту стояли очень редкие (по тогдашним меркам) серебряно-цинковые аккумуляторы. Лодка была программируемой, а программа для неё набиралась с помощью бинарной логики. Как — неизвестно, электронная начинка из лодки уже давно утеряна. И да, на лодке стоял гироскоп. Сейчас вся эта электроника, как и гироскопы, кажется простыми вещами, которые можно купить в любом электронном магазине. Но в конце 80-х годов это была очень технологичная модель. А уж достать тогда гироскоп — разве что от ракеты открутить. Я уже не говорю про вечно дефицитную элементную базу. А на всесоюзных соревнованиях модель заняла третье место. Подводная лодка, которая заняла первое место, была создана в этом же кружке, но, увы, не сохранилась.
18. Тем не менее, кружок пока существует, во дворце проводятся соревнования. В этом огромная заслуга и прошлого директора — Алексея Александровича Анисина, который не жалел денег на оснащения мастерских. Покупались дорогостоящие станки и другое оборудование. А сейчас Алексей работает начальником управления образования СЗАО.
19. В соседней комнате расположился кружок авиамоделизма. В нем занимается примерно столько же ребят, но в тот день их было всего двое.
20. По полкам разложены различные модели. У авиационной модели самая незавидная судьба — они часто бьются. Либо из-за ошибки пилотирования, либо из-за отказа (или помех) в канале радиоуправления.
21. Это ещё не самые большие модели, сделанные в кружке. Например, ЯК-54 имел размах крыльев — 3 метра, а другой планер — все 4.
22. Ведущий кружка — Ртищев Андрей Владимирович. Давным-давно он пришел на станцию юных техников пионером, потом работал в КБ Ильюшина. Но любовь к авиамоделизму осталась на всю жизнь. Теперь он преподает эту науку ребятам, которые приходят к нему на занятия.
23. Конечно, увлеченных людей видно сразу. С Андреем я тут же нашел общий язык по авиационной тематике. Я с большим удовольствием послушал его рассказы про то, как на Ходынку садились Ил-76 и не только. Оказывается, для облегчения веса в них заливали буквально литры керосина, которого хватало только на один заход.
24. А пока ребята с увлеченим мастерят свои модели самолетов.
25. Потом будут соревнования, выступления и, к сожалению, аварии.
26. «Вот смотри, я тебя просил разметить правую и левую стороны фюзеляжа. А ты зачем-то сделал две правых. Ну и что с тобой делать?» — несмотря на строгость, Андрей всегда находит с детьми общий язык.
27. Скоро в небо!