День Всех Святых – или просто «Всех Святых (Wszystkich Świętych)» ...
День Всех Святых – или просто «Всех Святых (Wszystkich Świętych)» - традиционный духовный праздник в современной Польше, корнями уходящий глубоко в историю.
Старые традиции, связанные с праздником, хоть и не культивируются массово по всей Польше, но память о них жива, и некоторые можно встретить и в наши дни.
В старину на Всех Святых особенным вниманием и почтением одаривали нищих и так называемых просильных дедов (Proszalny dziad), которые обычно сидели у входа в костел и на кладбищах. Чтобы почтить память предков, за день или два до 1 ноября женщины выпекали специальные небольшие хлебцы - повалки (powałki). Делалось это для того, чтобы не жечь огонь в печи в сам день поминовения. Считалось, что души предков, возвращающиеся в свой дом в этот день, собираются именно в печи. Печь вообще считалась любимым местом обитания духов. Если же кто-то разводил огонь 1 ноября, то это считали плохой приметой, грозящей хозяйству пожаром.
Согласно традиции, пеклось столько хлебцев, о скольких умерших вспоминали в семье. Хлебцы эти вручались нищим с просьбой помолиться о душе усопших родных. В некоторых регионах Польши нищим давали также кашу, сыры и мясо. Хлебец также преподносился кзёндзу, чтобы тот молился о душах, о которых никто не помнил.
Вечером 1 ноября вся семья собиралась в доме на молитву по умершим. На заранее приготовленном столе, покрытом белой скатертью, хозяйки также ставили испеченные хлебцы, чтобы души родных не ушли голодными.
Традиция «кормления умерших» восходит к древнеславянским традициям, когда на могилах предков оставляли кашу, мед и хлеб. Часто на кладбищах или рядом с ними устраивались чествования «дедов». Призывались души умерших, столы заставлялись кушаньями, люди пели, считая, что это нравится духам их предков.
Другим немаловажным акцентом праздника было разжигание костров. Изначально их разводили у развилок дорог, чтобы указать путешествующей душе путь и чтобы она могла обогреться от тепла огня. Примерно на стыке XVI и XVII веков костры начали жечь на могилах. В наше время их заменили свечи. В первые ночи ноября в Польше можно увидеть реки света, заливающие кладбища. Это горят свечи, зажженные людьми в память о своих ушедших родственниках. Также в костеле подаются поминальные записки с просьбой помолиться за усопших.
Деды - предтеча Задушек, а точнее, их языческий аналог. Этот тот праздник, который был замещен Задушным Днем стараниями святого Одилона Клюнийского в X веке. Разницу составлял тот факт, что празднование дня Дедов не было привязано к конкретной дате в ноябре, а вычислялось по фазам луны. В итоге он приходился на начало ноября или на конец октября.
Праздник этот мало чем отличался от того, в какой традиции проходит Задушный день, ведь суть его заключалась абсолютно в том же самом – почтении памяти предков. Правда, многие из традиций сейчас невозможно повторить чисто технически. В этот день также устраивались празднества с обрядами поминовения, на кладбищах зажигали огонь, приносили хлеба и кашу.
Важно было, чтобы пища, приносимая на место памяти предков, была горячей. Уносимый вверх теплый пар должен был обогреть и привлечь душу на трапезу. Характерным было выливание части напитков или еды на пол или на землю, чтобы как бы разделить еду с теми, кто в земле, и с самой землей, которая дает жизнь.
Другой традицией, связанной с разжиганием огня, может поделиться с нами Подгалье (регион в Малопольском воеводстве на границе со Словакией - Podhale). Там костры зажигали на месте внезапной трагической гибели человека. Каждый, кто проходил мимо этого места, должен был кинуть на него веточку. В празднование Дедов образовавшийся курган из веток поджигали. Это должно было остановить мятежную душу внезапно погибшего самоубийцы (их причисляли к нечистой силе) или даже демонов. Считалось, что «на Дедов» последние проявляли исключительную активность.
Также в местах поминовения устраивались бани. Душам предков следовало иметь место, где бы они могли помыться и обогреться.
Кроме того традиция подавания хлеба бродящим по свету старцам, дожившая кое-где и до наших дней, тоже берет свое начало в Дедах. Дедами называли и стариков, просящих милостыню. Считалсь, что они умеют вступать в контакт с душами умерших, а потому в этот день их одаривали специальным хлебом, прося помянуть души ушедших предков.
Обряд празднования Дедов стал вдохновением для второй части драмы «Dziady» («Деды») Адама Мицкевича, центральным мотивом которых являются сцены призывания духов во время деревенского собрания в покинутой капличке на кладбище. Собранию предводительствует старец-гусляр, произносящий ритуальные речи и призывающий души из чистилища. Души должны поведать собравшимся о том, что именно нужно им для спасения и вкусить приготовленные для них яства. Исследователи творчества Мицкевича склоняются к версии, что в данном случае читатель имеет дело с художественной стилизацией, заимствованной автором из белорусского фольклора. Христианскому поминанию были свойственны иные, более сдержанные черты.
Так или иначе традиция Дедов была настолько сильна, что костелу просто не имело смысла её запрещать. Тем более что подобные формы этот праздник имел не только на землях Европы, но и в совсем далеких от неё странах. Предприняв немало усилий, праздник христианизировали и теперь это знакомый всей Польше Задушный день - 2 ноября, вытекающий из Дня Всех Святых.
Праздник памяти ушедших душ «Осенние деды» проводится иначе в Белоруси
В Беларуси перед наступление поминального или задушного дня для покойников готовится целая пирушка там делают стол с различными блюдами и напитками и вызывают души усопших, зажигая вино и лен и по цвету пламени судят о явлении душ говоря при этом : «Чего потребуешь душечка, чтобы попасть на небо?» Иногда пир устраивают не на кладбище , а дома тогда по окончании его хозяин берет полотенце и укладывает его на открытое окно ставит рюмку с вином или стакан воды и кладет по кусочку всех кушаньев и оставляет на ночь.
Несоблюдение обычая поминать и оставлять пищу для Дедов, считающихся хранителями рода, может вызвать недовольство и всевозможные беды. "Нельзя не отмечать дедов,— говорили белорусы,— один раз не отметишь — и уже у тебя скотина издохла”.В Белоруси это праздник семейный, домашний, обязательным является присутствие в доме всех членов семьи. Лишь в некоторых западных районах Беларуси известны случаи, когда люди ходили сами навещать предков на кладбище. Это весной, на Радуницу принято навещать умерших на кладбище, а на Дзядов приглашают предков к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство.
Перед Дзядами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда, обязательным считалось на столе присутствие мясных блюд, а также горячих, "чтобы пар шёл”. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы души предков могли беспрепятственно заходить и садиться за стол. Хозяин зажигал свечу и приглашал всех предков на ужин. Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Колюще-режущих предметов на столе быть не должно — кушали ложками, которые время от времени оставляли на столе, чтобы Предки могли ими воспользоваться. Каждое блюдо подавалось парно (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие.
Поминальный стол начинали обычно с обрядовой каши, а перед тем, как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов, которую обычно размещали на подоконнике.
Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода.
Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах — их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно.
Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам.