Человечество водят за нос борцы с вирусами.
Человечество водят за нос борцы с вирусами.
Наверное, всем памятен ажиотаж, раздутый вокруг предсказанного Апокалипсиса в декабре прошлого года. Миллионы людей во всем мире раскупали залежалые запасы свечей, консервов, круп и палаток, готовясь к "дням тьмы и тишины", как якобы предсказывал некий "лама из Гьяндреки", оказавшийся простой мистификацией, как и его шарлатанские пророчества.
Но, оказывается, для того, чтобы превратить любую проблему в угрозу мирового масштаба, не обязательно использовать туманные измышления астрологов, экстрасенсов и даже жаждущих дутой славы ученых-космологов. Создание ложных сенсаций уже давно поставлено на поток — в медицине. Особенно в этом преуспела Всемирная организация здравоохранения — во главе с ее генеральным директором Маргарет Чен.
Так, еще свежи в памяти похоронные пророчества ВОЗ 4-летней давности насчет "смертельно опасного свиного гриппа". Проделанная этой ООНовской конторой работа может стать образцом для подражания самых искусных пиарщиков. На ВОЗовском сайте в режиме реального времени публиковались все возрастающие цифры заболевших в мире, тут же значились внушительные цифры уже умерших. Нагнеталась атмосфера безысходности и ужаса. Из которого, правда, был "единственный выход" — покупка чудо-препарата "Тамифлю". Ну и, конечно, спешно создавались вакцины против "смертельного" вируса.
Итогом этой глобальной кампании стали прибыли фармацевтических компаний, преимущественно с американско-швейцарской пропиской. А погибло от "свиного" гриппа 6 тысяч человек. Немало конечно, но ведь это же в масштабах всего мира. В то время, как жертвами самой обычной эпидемии гриппа сезонного обычно становится не менее полумиллиона жизней. Но почему-то никто не бьет по этому поводу в колокола — все к такому давно привыкли.
Впрочем, о свином гриппе и ВОЗ, и мировая общественность уже немного подзабыли. На очереди — новые "герои дня". Это, конечно же, "смертельно опасный" коронавирус — и новый штамм вируса птичьего гриппа H7N9. Пожалуй, именно освещение ситуации с последним является просто классическим примером того, как из мухи делают слона.
Вот отрывок из новостного сообщения, растиражированного целым рядом СМИ. "Китайский штамм птичьего гриппа H7N9 одинаково легко заражает клетки птиц и людей. Кроме того, ученые заметили, что свойства нового штамма птичьего гриппа делают его практически "невидимым" для иммунной системы. За весну им переболело 130 китайцев, примерно половина больных скончалась. Также стало известно, что грипп способен передаваться от человека к человеку. Кроме того, вирус очень заразен, поскольку легко "цепляется" за выросты на клетках трахеи и легких людей и птиц".
Рассмотрим эту информацию повнимательнее. Итак, указанный грипп "очень заразен, невидим для имунной системы". Одним словом, просто чума какая-то, возбудитель которой, хотя и не был "невидимкой" для человеческого иммунитета, но вызывал с его стороны столь сильную реакцию, что заканчивалось это для заболевшего очень плачевно. Смертность от бубонной формы чумы доходила до 95 процентов, от легочной — до 99.
Однако новый "птичий" штамм, по цитированным данным, вообще для иммунитета не виден. То есть, остановить его при попадании в организм некому и нечем — специфических противовирусных препаратов крайне мало. Так что, по логике вещей, он должен обладать вообще 100-процентной летальностью. Как банальные инфекции у больных СПИДом, когда собственный их иммунитет уже не борется, пораженный ВИЧ. Однако почему-то из 130 заболевших умерла только половина.
Также не выдерживает никакой критики и тезис о жуткой заразности нового штамма, ведь выявлен он был не где-то на полярной станции или в высокогорном ауле, откуда до обитаемых мест тысячи километров, а в густонаселенных районах Китая. Где народу — как сельдей в бочке. Все контактируют друг с другом, ездят в переполненном общественном транспорте, общаются на работе и дома. При этом ходят отнюдь не в скафандрах и противочумных костюмах — да даже марлевые маски перестали надевать после стихания эпидемии атипичной пневмонии десяток лет назад.
Да во времена эпидемий той же чумы число жертв и в Европе и в Китае исчислялось миллионами. В Авиньоне, тогдашней папской резиденции, вымерло 80 процентов, столько же потеряла и Германия, остров Кипр почти полностью обезлюдел. Характерна запись в русской летописи того времени об исходе эпидемии в Смоленске "осталось живу семеро (это из всех горожан!) — и они из града изыдоша и врата его затвориша".
Но тогдашняя пандемия "черной смерти", зародившись в Китае в середине 30-х годов XIV века, добиралась до Европы и Руси больше полутора десятилетий. Слишком медленными тогда были коммуникации. Теперь же мало-мальски заразному вирусу для распространения по всему миру достаточно нескольких дней — благодаря развитому авиасообщению и наличию среди пассажиров бессимптомных носителей и больных в инкубационном периоде. Однако "очень заразный" вирус H7N9 не только не покинул пределы Китая, но и в самой Поднебесной умудрился заразить всего-то неполные полторы сотни человек. Маловато как-то для "новой чумы", не правда ли?
Последний миф из этой серии — высокая смертность от нового "птичьего гриппа". Все-таки как-то страшновато, когда умирает половина заболевших — пусть даже при относительно небольшой заразности. На самом деле, здесь идет банальное "жонглирование" со статистикой. Ведь выявить вирус не так просто, как скажем, бактерию. Для лабораторной диагностики последней надо просто взять мазок из носоглотки (или другого места) посеять на питательную среду в чашке Петри, положить на стекло под микроскоп, покрасив "по Граму" — и наблюдай, какой именно дрянью заболел страждущий.
С вирусами же этот процесс проходит намного сложнее. Под обычным микроскопом их не увидишь — только под электронным. В обычных средах на агар-агаре эти организмы тоже не размножаются — только на куриных эмбрионах (яйцах). Да и заключение о наличии того или иного штамма делается не по визуальному наблюдению, а по косвенным признакам. Чаще же всего используются иммунологические методы определения не столько самого вируса, а антител к нему в организме человека.
Понятно, что вся эта "кухня" весьма громоздка, дорогостояща и далеко не всем и не всегда доступна. Опять же, в больницы обращаются тоже далеко не все больные, а только самые тяжелые. Вот из них и выживает половина, у которых искомый вирус точно и определяется в хорошо оснащенных лабораториях. Как это, увы, нередко бывает и при самом обычном сезонном гриппе, вызывающем в тяжелых случаях менингит, энцефалит, опасные для жизни поражение сердца, почек и других органов.
А тысячи и миллионы остальных заболевших ощущают лишь небольшой насморк и подъем температуры, максимум — стандартный "букет" при обычном гриппе.
Вот так на свет Божий и появляются нездоровые сенсации насчет очередного "угрожающего человечеству вируса". Да и как им не появляться, если основным спонсором Всемирной организации здравоохранения являются все те же фармацевтические компании.