БЕРЕГИНЯ

БЕРЕГИНЯ
Существо миров Светлой Нави, оберегающее что-либо: дерево, ле¬сок, поляну, утёс, ручей или другие места («бер» – лес, беречь; «йоги-ня» («егиня») – владеющая йогой, то есть наукой единения со сти-хиями). Они дети той стихии, которую хранят и оберегают: Земли, Воды, Воздуха, Огня. У каждой стихии Природы есть свои Берегини – лесные, горные, водяные, воздушные и другие. Обычно они неви¬димы или прозрачны, но могут являться людям в виде красивых и нежных девушек, легко передвигающихся по воздуху и воде, сквозь горы и огонь.
Обычно Берегини доброжелательны к лю¬дям, и помогают человеку на суше и в воде при трудных обстоятельст¬вах. Они обе¬регают сон усталых путников в лесу, если те знают законы лесного гостеприим-ства и приносят дары лесу. В христианских рукопи¬сях новгородского Софийского собора упоминается о требах, кото¬рые ставили Славяне рекам, источникам и Берегиням. Раньше люди дружили с Берегинями и пользовались их помощью и советами, так как эти Девы – храни-тельницы древней мудро¬сти. В старину древние празднества в честь Берегинь назывались «Русалиями», позднее их стали называть Ру-сальной неделей. Одни считают, что эти названия даны в честь русо-волосых светлых Дев, другие говорят – в честь защитниц всех Русов. В эти дни наши предки ставили угоще¬ние всем Берегиням на опушках лесов, берегах рек и озёр, оставляли им подарки и украшения на кам-нях, на стволах и ветвях деревьев. Считалось, что в эти дни Берегини собираются вместе для своих особых обрядов и водят хороводы под земным небом, и нельзя было им мешать. Когда Русалии заканчива-лись, и Бере¬гини покидали землю, чтобы вернуться к своим местам обитания или в Светлую Навь, люди устраивали им весёлые проводы: пели, плясали, играли на гуслях и свирелях, водили хороводы, уст-раивали игрища, уносили в лес или в воды рек подарки.
Берегиня может жить только в чистом месте; она может погибнуть в нашем мире (то есть вер¬нётся в мир Светлой Нави), если будет уничтожено место её обитания здесь: высохнет река, разрушится го-ра, будет вырублена роща.
Берегини на Западе называются греческим словом «Нимфы», мор¬ские Берегини – «Нереиды», Берегини земных вод – «Наяды», а Бе¬ре¬гини – покровительницы деревьев называются по-гречески «Дриады». Они – часть живой природы вокруг человека, часть нашего мира.
На севере Руси, до сих пор, берёза счита¬ется деревом Берегинь, как воплощение небесного света и чистоты. Поэтому опавшую осеннюю листву берёз там и сегодня называют «золотом Берегинь».

«Пошёл пригожий молодец в лес – и видит: на ветвях большой бе¬рёзы качается красавица. Волосы у неё зелёные, будто берёзовые ли¬стья, а на теле и нитки нет. Увидала красавица парня и засмеялась так, что у него мурашки по коже побежали. Понял он, что это не про¬стая девушка, а Берегиня».
(«Энциклопедии русских преданий»)

«Ах, разве это было не вчера, -
Дочь леса светлая свою справляла свадьбу,
И вместе с нею веселились все?
Она была и птицей, и ручьём,
Тропинкой тайной и кустом весёлым.
Она была безстрашной и хмельной,
Она не знала этой ночью меры
Стыдливости и смеха, попросив
Калиновую дудку у кукушки.
Она прошла, танцуя, меж озёр,
Наигрывая песенку, и – сразу
Ни одного несчастного не стало
На праздничной, на свадебной земле.
Дочь леса светлая не признаёт печали…»
(Э. Сёдергран, стихи Эстонии)

«Русалочка не чувствовала смерти; она видела ясное солнце и сот-ни каких-то прозрачных, чудных созданий, реявших над ней, а сквозь них просвечивали белые паруса кораблей и розовые облака в небе. Голоса их звучали, как музыка, но такая нежная, что человеческое ухо не расслышало бы её, так же как человеческие глаза не различали их самих. У них не было крыльев, но они носились в воздухе, лёгкие и незримые. Русалочка увидала, что и у неё такое же тело, как и у них, и она всё больше и больше отделяется от морской пены. «К кому я иду?» – спросила она, поднимаясь в воздухе, и её голос звучал такою дивною музыкой, какой не в силах передать земные звуки. «К доче¬рям воздуха! – ответили ей воздушные созданья. – У Русалки нет без-смертной души, и обрести её она может, только если полюбит чело-века. У дочерей Воздуха тоже нет безсмертной души, но они могут заслужить её добрыми делами…».
(«Русалочка» Х.К. Андерсен)

«Люси посмотрела на серебристую берёзу: у неё был мягкий лью-щийся голос, и она походила на стройную девушку, с развевающими-ся вокруг лица волосами. Она взглянула на дуб: это был высокий, но крепкий старик с курчавой бородой; но лучше всех было буковое де-рево, под которым она стояла: это была грациозная богиня, спокойная и величественная.
«Деревья, деревья, деревья, - начала Люси. – Проснитесь, деревья, проснитесь. Разве вы не помните? Разве вы не помните меня? Дриады и нимфы, придите, придите ко мне!».
Хотя не было ни дуновения ветерка, они зашелестели, и шум лист-вы был похож на слова. Люси показалось, что она вот-вот поймёт то, что пытаются сказать деревья».
(«Принц Каспиан» К.С. Льюис)

«Лёг дикий посох мимо ног;
На ней из воздуха одежда;
Листов берёзовых венок
Её опора и надежда»
(«Вила и Леший» В.В. Хлебников)