Ах, у нашего сударя света батюшки
Ах, у нашего сударя света батюшки,
У доброго живота, всё кругом ворота!
Ой, окошечки в избушке косящатые,
Ах, матицы в избушке таволжаные,
Ах, крюки да пробои по булату золочены!
Благослови, сударь хозяин, благослови, господин,
Поскакати, поплясати, про все городы сказати,
Про все было уезды, про все низовые,
Про все низовые, остродемидовые!
Хороша наша деревня, про нее слава худа!
Называют нас ворами и разбойниками,
Ах, ворами, блядунами, чернокнижниками!
Ах, мы ли не воры, ах, мы да рыболовы,
Ах, мы да рыболовы, государевы ловцы,
Ай, мы рыбочку ловили по хлевам, по клетям,
По клетям да по хлевам, по новым по дворам;
Мы карасиков ловили со щетиночками,
Мы сорочек-то ловили всё с крючками!
Ах, матушка Нева да промыла нам бока!
Ах, батюшка Иртыш на боку дыру вертит!
Ах, батюшка Исять, на коленочки присядь!
Хоть не нас секут батожьем, у нас спинушки болят;
На работу посылают, нам и денег не дают;
Ах, с голоду морят, студенцою поят;
Ах, на каторгу сажают, да не выпускают;
Ах, не нас вешать ведут, на нас петельки кладут!
Русские народные песни. / Сост. и вводн. тексты В. В. Варгановой. – М.: Правда, 1988
Косящатое (косевчатое, косивчатое) окно – окно с косяками и рамой (в противоположность простому прорубленному в стене).
Остродемидовые – остроги Демидовых, владельцев уральских заводов.
Таволга – береза; таволжаный – из березы.
В сборнике песня дана в разделе «песни рабочих». Это так, но в отличие от большинства ранних рабочих песен, она восходит не к тюремно-каторжным песням, а к песенной традиции скоморохов. Это, собственно, скоморошья песня, даже с традиционной скоморошьей присказкой:
Называют нас ворами и разбойниками,
Ах, ворами, блядунами, чернокнижниками!
Скоморохи, уничтоженные на Руси при царе Алексее Михайловиче (официально скоморошество запрещено его грамотой 1648 года, к 1680-м слово "скоморох" перестает упоминаться в письменных источниках), последнее свое пристанище нашли на восточных окраинах – в Прикамье и в Приуралье - в землях промышленников Строгановых. Там даже возникли деревни со скоморошьими названиями. По договору с русскими царями, который продлевался каждые 20 лет, Строгановы сами судили своих людей. Царская юрисдикция на эти земли не распространялась. Из того немногого, что уцелело из песенного наследия скоморохов, значительная часть была сбережена именно здесь. Демидовские заводы возникли на Урале в 18 веке, несколько десятков лет спустя после исчезновения скоморохов – а песня еще жила. На Вятке еще и в 19 веке потомки скоморохов водили по ярмаркам медведей. Как эту песню пели сами скоморохи, неизвестно - нот они не знали, никаких нотных записей после себя не оставили, а до того момента, когда появились профессиональные собиратели фольклора, дожить им не удалось.