Софья Нуриджанова: Читайте полотенца!
Софья Нуриджанова: Читайте полотенца!
В очередной раз заглянув в букинистический на Кузнецком, я заинтересовалась небольшой книжечкой. Это удивительная книга удивительной женщины. Знакомьтесь! Софья Нуриджанова (Хордикайнен) и ее книга "Читайте полотенца!"
Многие, кто интересуется народными промыслами, знают, что в старину буквально каждая черточка, каждый завиточек, цвет - все было символикой чего-то, часто служило оберегом. Меня всегда магически притягивает эта символика. На последней Ладье (выставка в Москве) я долго любовалась рушниками.
Поэтому неудивительно, что не смогла пройти мимо этой книги. Но это книга дала мне даже больше, чем просто информацию, она познакомила меня (пусть и заочно) с удивительной женщиной Софьей Нуриджановой. Путь ее жизни вдохновляет, наставляет и прививает любовь к народному творчеству. заражает этой любовью.
Вот здесь можно прочитать краткую биографию Софьи Александровны.
"Вместе с коллекцией изделий русских народных промыслов: жостовские и тагильские подносы, резное и расписное дерево, златоустовская гравюра, глиняные игрушки, кружева, сибайская яшма и т.д. - росла и углублялась моя любовь к национальному ткачеству".
"Все же должна признать, что есть и некоторые обстоятельства, сыгравшие свою роль в таком повороте моей судьбы. В середине 90-х я занялась нашим семейным архивом. Маме удалось сберечь папины документы , свои справки о работе во время ссылки в 30-е и много-много ценного другого... Я работала в архивах Санкт-Петербурга,Москвы. Открылось немало."
"Абсолютно новым для меня было узнать о серьезном увлечении бестужевок. мамы и ее приятельниц, народным искусством. Мама окончила Высшие женские Бесстужевские курсы в 1914 году. "
"Вглядитесь! Как современны были эти девушки самым высоким идеям и пристрастиям своего Серебрянного века, как жадно вдыхали его воздух. Сотворение такого наряда требовало от них и высокой культуры, и эрудиции, и таланта "услышать" этот особый звук, особый тон крестьянской эстетики в русском народном костюме."
"Многие мои полотенца отнюдь не те, которые составляют гордость национальных музеев. Не многие из них, как выражаются теперь, эксклюзив. Но в связи с этим я хорошо помню слова тогдашнего директора Всероссийского музея декоративного и прикладного искусства В.А. Гусева, которые он сказал на открытии выставки моей коллекции 4.08.2002: "Коллекция Софьи Александровны уникальна:она собирала то, мимо чего прошли музеи. Музеи покупали другое".
И это полностью относится к моему собранию полотенец. Не все из них высокохудожественная старина вовсе, но зато они все без исключения-свидетельства той жизни, той среды, в какой они были сотворены, и тех событий народной жизни (прежде всего семейных), непременными участниками которых они являлись."
"Мое первое полотенце, тастамал, точнее его узорный конец (66х43,5). Я неоднократно писала об этом татарском полотенце. Это подарок Розы Мазитовны Ахмадеевой, учительницы математики в нашей ШРМ-26 1964г. Оно заняло почетное место в той части коллекции, которую я передала на хранение в Центральный московский архив-музей личных собраний (ЦМА МЛС)."
"Конец полотенца (71х52). Необыкновенной мощью дышит это произведение прикладного искусства."
"В центре двойной разомкнутый ромб (блестящие белые нитки, точно шелк!) и странные "цитаты" из разомкнутых ромбов, зигзагов, какая-то одна его сторона, на конце которой геометрическая композиция больше всего похожа на стилизованный цветок. В зеркальных полосах геометрические фигуры вызывают в памяти изображения бабочек. Великолепное торжественное песнопение о силе народного духа. Передала в ЦМАМЛС. "
"Конец полотенца (69х49). На медовом, густо-желтом полотне-ритмы и ритмы повторений, подтверждений, мощный хорал во имя торжества Света и Радости.... По существу, необычайно современное, актуальное художественное решение! И цветные (в цвета полос) "кисти" как затухающие аккорды... Дивная красота! Передала в ЦМАМЛС."
"Маленькое узкое полотенце (170х25,5). Цельнотканное, лен. Традиционные три полосы. Думаю, узор воспринят от тех полотенец, которые ткали шерстяными нитками. Работа мастера:узор выткан аккуратно, красная нитка узора лежит плотно, туго. Милое полотенце! Узор - цепочка двойных ромбов посередине, полосы с обеих сторон - половинки таких же ромбов. Они белые - цвет основы. Скромные, нежные полоски с синим утком оживляют узор.Хороши мелкие , тонкие бордюрные строчки концов сверху и снизу. Позднее. Довоенное? Послевоенное?.
Милый, несмелый мой тастамал!" (Перевод с татарского тастымал - салфетка, небольшое полотенце)
"Конец старинного татарского полотенца (65х60). Вышивка шерстью, техника-тамбур.Ковровый шов."
"Выразить словами впечатление от этого пышного цветения жизни - неисполнимая затея. Изящная, обдуманная, гармоничная композиция воплощает идею бесконечного обновления природы, радостного восприятия бытия. Изумительная техника. Отмечаю плавный переход от насыщенного, сгущенного цветом и разнообразными формами цветов и листьев серединного поля к более разреженным зеркальным полям по обеим сторонам его. И затем - к почти прозрачному, тонко рисованному стеблю в крайней полосе, в конце полотенца "
"Концы русского тканного полотенца, сшитые в салфеточку. Бранное ткачество, лен, красно-белые нитки. Сколько себя помню, эта "салфетка" была у насв доме. Мамина. Из маминой юности на Бестужевских курсах, из увлечения народным искусством.О том, что это узорные концы полотенца, поняла только в Уфе. Узор - солярный знак. свастика в сложных переплетениях геометрического узора. Дореволюционное. Старинное уже в 1912г."
"Мой последний тастамал."
"Вафельное, длинное (214х42,5), истинно музейное: вышивка крестом (ширина полосы 13см) фигурами бранного ткачества, то есть они по памяти ли , с образца ли трансформированы в то, что можно изобразить вышивкой крестом! Половинки ромбов с отростками. какие-то ломаные геометрические линии. Цвет вышивки : черный, голубой,ярко-желтые кубики внутри серединок цветов (бывших ромбов,от которых остались по четыре остролистных лепестка?).
Я придаю особое, важное значение этому на первый взгляд простому полотенцу. Ведь нельзя сказать, что эта вышивка сделана "по мотивам национального ткачества", но и назвать этот узор "традиционным геометрическим узором бранного ткачества" - будет не совсем точно..."
"Пропамять .... Живые зеленые побеги из глубин народной жизни....
Не знаю, есть ли подобные композиции в современных альбомах для вышивания. Просто не знаю. Во всяком случае создание такого альбома "Крестом - узоры старинных полотенец" одухотворило бы рукодельниц и. очень верю в это, наполнило бы красотой национального ткачества. Уж точно - приобщило бы к ней."
Я привела всего несколько фотографий полотенец из этой книги. На самом деле их намного больше представлено в книге.
Надеюсь я вас заинтриговала)))
Все фотографии и цитаты приведены из книги. Надеюсь автор не будет против. Такие книги нужно рекламировать! Они как сокровище средь того хлама, который царствует на книжных полках.
И в заключение еще несколько важных слов от Софьи Александровны (на самом деле как цитату можно привести всю книгу) :
"Рассказать о старинном полотенце для меня было очень близким к тому, что я делала на уроках литературы, когда помогала ученикам понять, как сумел автор передать свои чувства , свою мысль, свой идеал меры, гармонии, красоты...
Всмотреться. вдуматься и ... восхититься! Иногда это приходит не сразу. Хорошо, если у человека уже накоплен некий эстетический опыт. Но если его нет или мало, не беда! Стоит начать!"