Понятие Порчи по этнографическим материалам
Понятие Порчи по этнографическим материалам
Лекция А. Андреева на семинаре в г. Удомля, октябрь 1994
… этнографический сбор. По сути этнографическая редкость, это сделано в Петербурге в 27 году. Некая Никитина делает доклад на каком-то из съездов Музея Антропологии и Этнографии, который так и называется “ К вопросу о русских колдунах”, Сборник Музея Антропологии и Этнографии, Ленинград, 1928, том 7.
Очень мало хороших этнографических сборов по колдовству. Это хороший сборник. Она обобщает не только свои сборы, но и сборы студентов.
Я взял из него только часть, связанную с порчей.
“Самым распространенным и важным действием колдунов является насылание порчи, вреда, иначе говоря. Колдун может портить людей, животных и неодушевленные предметы. Он насылает порчу одним своим взглядом, прикосновением, через слово, через произнесение особых магических формул”.
… нет проблем вырубить любого из вас, достаточно применить эффект неопределенности. Например:
— Что это с тобой сегодня? Что это ты такая? Ты как себя чувствуешь? Нет, ты не обращай внимания. Я просто так спросил, как ты себя чувствуешь? Ты знаешь, ты сегодня мне очень нравишься. Ты сегодня впервые в контроле и розовенькая, что хорошо. Так что, ты держись.
Все, что я спрашивал, это демонстрировал способы, как растравить западки. А на самом деле ты мне сегодня очень нравишься. Ты не обращай внимания, что я именно тебя спросил.
Вы почувствовали, как вас часто водят этими штуками. Если не ведут, то вы сами начинаете искать, а что это во мне. По принципу: “А что это у тебя нитка на самом красивом месте? Где?” Вы же знаете, где искать. Достаточно эффект неопределенности применить, и ты уже знаешь, где у тебя недостаток. Ведьмачество произошло, ты уже вышиблен.
Когда я вам читаю сейчас про порчу, вы должны иметь в виду, что исторической науке ничего не известно о колдуне, потому что наука живет по тому принципу, который мы с вами в летописях разбирали: летопись не описывает жизнь, она описывает патологию жизни.
«И пошел князь такой-то и подчинил ятвягов …. И пошел князь такой-то, и согнал толпы народа, и построил Петербург на костях…». Летопись рассказывает об отклонениях от нормы. А в остальное время запись такая: “И бысть тишина…” “В лето такое-то бысть тишина”. Вот “бысть тишина” и есть настоящая жизнь. Но ее не распишешь.
Что расписывать? Летописец не знает, что расписывать, он живет в этом.
……
Даже когда вы читаете самых лучших наших историков типа Ключевского, Соловьева, помните, что это летопись патологий. И все записи про колдуна, когда вы читаете — это летопись патологий. А настоящее осталось за этим, потому что отмечали, записывали, рассказывали патологические проявления. Вот этот — страшный, его запомнили, он не так себя вел. Остальные были растворены. Их даже часто не считали колдунами. И когда вы читаете, что он насылает порчу одним своим взглядом, прикосновением, словом, через произнесение особых магических формул или свершение магических действий, видьте и противоположный знак. То, что я делал здесь. Он снимает порчу одним своим взглядом, словом, прикосновением, через произнесение особых магических формул или свершение магических действий. Можно растравить западок этим же, можно убрать.
Но даже попыткой вылечить ты можешь растравить, попыткой помочь ты можешь растравить. Надо очень точно владеть школой, чтобы помогать, целить, а не лечить, продавать себя выгоднее.
“Особые магические формулы, наговоры над предметами, к которым прикасалась жертва. Чаще над пищей или одеждой. Иногда он для этого приготавливает специальные снадобья. Состав их разнообразен. В него обычно входят чудодейственные травы, сорванные колдуном в определенные дни, например, на Ивана Купала, некоторые органы человека и животного: легкое, язык, мясо змеи, лягушки и т. п.”
“Очень распространена порча через приемы симпатической магии. Например, вынимают след, то есть отпечаток ноги жертвы и подвешивают в мешочке в чело печи, в трубе замазывают глиной волосы, иногда кладут след под матицу потолка. По мере высыхания земли должен сохнуть и человек. Рыльский и Новосельский уезды”.
“Чтобы испортить человека насмерть, стараются добыть его волосы. Кладут их в воск или глину, лепят подобие человеческой фигуры, эту фигуру кладут в гробик, закапывают в землю и заваливают камнем. Тот человек, чьи волосы положены в закопанную фигуру должен скоро умереть”.
Здесь не совсем понятно, то ли он должен скоро умереть — и закапывают волосы, то ли наоборот волосы закапывают — и он должен скоро умереть.
“Волосы можно заменить частью одежды, землею со следа. Иногда лепят фигуру без всего этого, но тогда ее нужно окстить, то есть назвать именем того человека, которого чаруют насмерть”.
Теперь давайте разберемся. Мы читаем текст, и текст искажен. Вы чувствуете, за этим что-то скрывается, механика…
Помните, как я говорил, что бабка три раза головешкой обвела вокруг роженицы, и она родила без боли, даже ребенок не кричал, и понесла к печи. Ее тут же схватили, волосы обрезали, объявили ведьмой. … Она смогла сделать так, чтобы женщина родила безболезненно. Значит, они владели способами родовспоможения, способами рожать безболезненно.
Мы всегда можем с вами найти победу в том, что кажется поражением.
“Иногда лепят фигуру без всего этого, но тогда надо окстить, то есть назвать именем”.
Но смотрите, что он делает.
Я только вчера объяснял вам понятие идола, капь, которая делается для того чтобы окончательно вылечить. Мы читаем строго наоборот. Здесь чтобы убить, а мы берем, чтобы вылечить окончательно, чтобы ничего не осталось, дочиста, насмерть убрать это. Что надо сделать? Надо или создать фигуру, вылепить ее, или в любом случае дать имя тому духу, которым одержим больной. Я сейчас не буду излагать вам теорию творения западка как мира, когда Жива подсасывает любой дух, который нужен, чтобы мир существовал, чтобы он не распался. Потом еще на кресении поговорим подробнее об этом. Суть нашей работы на кресении — дать имя духу, которым ты одержим, тогда он окончательно уходит. На обычном кресении нет смысла делать куколку, достаточно дать имя духу и он уйдет.
“Крестьянка Порховского уезда, Семенова рассказывала мне, что колдун посадил в рукав армяка ее зятя порчу в виде человеческой фигуры, сделанной из бумаги, насаженной на палочку”.
“Можно послать порчу по ветру”.
“Порче подвержены главным образом женщины и девушки”.
Заметьте, что они преимущественно были подвержены и кликушеству, мужики кликушеством не занимались, не кликали, не падали по папертям. Здесь очень важно, поинтересуйтесь для себя темой истерии. Вы боитесь ее трогать, потому что подумают, что ты про себя подозреваешь, что ты истеричка. Примите сразу. Ну, подумаешь, ну истеричка. Истеричка. Нормально изучайте эту тему. Тему истерии вы должны изучать, потому что кликушества неоднократно связывалась психиатрами с понятием истерии. Точно также порчу мы должны рассматривать с вами с точки зрения истероидных проявлений. Мы сейчас вернемся к этому подробнее.
“Порча входит в человека внезапно”.
“Одному крестьянину порча влетела в рот как муха. После чего он два года лаял и мяукал. Крестьянка Морозова 22 лет из Михалкина Майдана рассказывала мне, как она возвращалась 9 лет назад от колдуна Бестыжего, к которому она заходила по хозяйственным делам. Они поссорились. Идет по полю, вдруг чувствует — в нее что-то вошло. Она ослабла вся, села тут же у дороги и не может двинуться дальше. Проходившая мимо соседка отвела ее домой”.
“Место пребывания порчи внутри человека большей частью горло, желудок”.
“В одном человеке могут быть одновременно две разные порчи. В человеке порча растет, развивается. Временами она рассказывает человеческим голосом, кто и как ее наслал”.
Это в Лукояновском, Порховском уезде под Ленинградом.
“Наславшего называют отцом или матерью. Выявляется порча в виде болезни, от которой человек теряет работоспособность, и может умереть. Это часто периодические припадки вроде эпилепсии, которые случаются при упоминании в разговоре в присутствии порченного некоторых животных, например, раков, мышей, или при приближении к нему предметов сакраментального значения, икон, причастия. Народ часто считает порчу нечистым духом, посланным человеком. Очень распространено представление о порче как о животном, зародившемся в человеке. Знахарки дают больному рвотные средства, и таким образом якобы извлекают порчу наружу. В материалах Томского архива описан следующий случай. В 1920 году у мещанки Пырсиковой вышла в рвоте с кровью лягушка средней величины, полосатая, желто-серого цвета. Пырсикова предположила, что ее испортила невестка. Извлеченную порчу надо сжечь”.
Здесь текст идет по кресению, чувствуете? Местопребывание порчи внутри человека большей частью горло и желудок. Мы начинаем с горла, входим сюда, и в желудок.
Но давайте исходить из того, кто были эти колдуны, которые занимались порчей и лечением порчи. Это те недоучки, которые недополучили. Они знают, что идет такая работа, но кресения, может быть, не видели ни разу. Они только слышали, про то, как идет такая работа, какая структура человека. И они знают только первый уровень — горло, желудок. … Про живот и голову они уже не говорят. Но в других местах можно встретить, что и в голове бывает порча.
“Временами она рассказывает человеческим голосом, кто и как ее наслал”.
Вы неоднократно наблюдали, как она рассказывает человеческим голосом, кто и как ее наслал. Но вы пока еще не достаточно очистили свое восприятие. Когда вы достаточно очистите, вы начнете слышать, что он сейчас говорит не своим голосом. Некоторые уже замечали, да? Что в момент, когда он рассказывает от лица кого-то, когда слова пошли, и голос меняется. Не человек, который сейчас здесь сидит, рассказывает, а тот, кто сквозь него рассказывает, реальный дух. На кресении мы это подробнее с вами посмотрим.
“Наславшего называют отцом или матерью”.
Опять искажение. Того, кто вычищает, называют кресным отцом или кресной матерью. Это же кресение, кресный, кресная и кресник.
“Выявляется порча в виде болезни, от которой человек теряет работоспособность и может умереть. Это часто периодические припадки вроде эпилепсии, которые случаются при упоминании в разговоре в присутствии порченного некоторых животных, например, раков, мышей, или предметов сакраментального значения…”
Вроде эпилепсии, псевдоэпилепсии. Это то же самое, что истероидные проявления. Что такое псевдоэпилепсия? Органических изменений мозга, которые характерны для эпилепсии, нет, а человек падает, бьется в припадках. То же самое, что кликушество.
Мы вроде бы выходим на истероидные проявления, а на самом деле мы выходим на проклятия, на порчу, на духа, который вселился. Этот дух вроде как фотографический слепок, магнитофонная запись с разговора, который произошел тогда, когда было замутнение сознания, когда входил в тебя этот западок. Но теперь он живет своей собственной жизнью. Он говорит себя, как магнитофонная пленка. И тем самым он заставляет тебя вести себя так. Ты слышишь у себя что-то в голове, ты воспринимаешь это как свою мысль.
Когда у тебя есть желание, ты есть это желание, когда у тебя есть эта мысль, ты есть эта мысль. Когда есть слово, которое звучит сквозь твою голову, ты считаешь, что это ты звучишь, и, безусловно, этим становишься. Имя этого духа не только эти слова, но и звуки, что рядом, и тактильные ощущения, и запахи. Все это тобой управляет…
“При упоминании в разговоре в присутствии порченого некоторых животных, например, раков, мышей…”
Представьте себе беременную женщину, при которой мышь проскочила, рака принесли, или еще гусеницу какую-нибудь посадили. Чаще всего это входит в утробе. И чаще всего мать носит этот псевдодух. Чаще всего мать и плюс кто-нибудь другой. Беременная женщина да еще сама с такими же западками. И при ней все эти животные…
“Народ часто считает порчу нечистым духом”.
Так реально и есть это дух, только нечистый, это псевдожизнь. Есть живой дух, чистый дух, божественный, и есть нечистый дух, псевдодух. Но они стремятся к полной форме жизни. Мы будем это потом подробнее разбирать.
“Очень распространено представление о порче как о животном, зародившемся в человеке”.
Живая, живой, как животное без души. Помните мы разбирали понятие три души. С Живой тело будет живым, но человека не будет, пока не войдет душа. При этом Жива объединяет нас с миром животных по сути, то есть тело с Живой — животное. Душа же всегда имеет в себе грани народа, Родины. Дух же не имеет уже национальности, он целиком в Боге. Душа без народа, без культуры не существует. Мы будем еще это разбирать.
“Знахарки дают больному рвотное средство и таким образом якобы извлекают порчу наружу”.
Вспоминайте теперь современные психотерапевтические методы. Заставить человека прокричаться, найти какую-нибудь ямку в земле, в нее покричать.
И дальше.
“Извлеченную порчу надо сжечь.”
Что такое кресение — на крес, на огонь выносить. А что мы делаем? Извлеченную порчу сжигаем.
“Из одного человека в другого порча сама не переходит. Поэтому для окружающих порченные не опасны. Но вылечиваются от порчи редко.”
А то, что не переходит, это не совсем точно. Не переходит явно в сознание, но если ты сам ушел в замутнение сознания, порча вполне может перейти. Это для вас, как для профессионалов, должно быть ясно, что порча переходит при замутнении сознания. При ясном сознании ты сколько угодно можешь рассказывать о порче и быть в ней внутри, это безопасно.
Тут еще дальше идет, что надо при порче животных делать.
“При порче животных колдун употребляет приемы, основанные на тех же принципах, что и при порче людей. Чтобы вызвать падеж и болезнь скота выбрасывают хлеб в шарике, сваленном из шерсти сдохших животных, собачьей, кошачьей, овечьей. Сообщил крестьянин Лукоянского уезда Каратаев.”
“Закапывают во дворе шкуры и кости палой скотины. Арзамасский уезд”. “Особым образом метят скот. Чтобы отнять у коров молоко ударяют их на утренней заре наговоренной веревкой. Колдун посылает порчу и на неодушевленные предметы: поля, леса, мельницы, пасеки и т. д.”
Точно увидели творящего обряд колдуна, который посылает обряд на поля, мельницы, леса, пасеки. Заметьте, это как раз те сферы деятельности, которые преимущественно обрабатываются колдунами: пасечником, мельником, лесником и крестьянином. Вспомните по поводу крестьянского труда, что все обряды плодородия направлены на то, чтобы хлеб родился. Это основное место применения колдовства. Все обряды календарного цикла направлены на то, чтобы земля родила. И плюс колдовские места — лес, пасека, мельница. Куда он посылает? Себе на мельницу! Колдун живет на мельнице.
Восточные славяне до сих пор признают возможность порчи хлеба в поле через заломы во ржи. Понятие залом (как с хлебом) употребляется в работе следующего этапа. Если в теле мы обнаруживаем западки, то заломы — это наброды ума, которые так заплелись, что делают тебя управляемым и заставляют нерационально поступать.
“Белорусы говорят, что колдун может наслать на пчелиный рой медведей и причинить им вред”.
“Сотрудники Института истории искусств летом 1926 были В Павелецком уезде у колдуна Титова, который славится в целом округе тем, что взглядом может остановить мельницу на полном ходу. Сообщила Астахова”.
“Колдун может наслать порчу на лес, и он засохнет”.
Вы поняли, что это немного из другой «оперы», что это не порча, это работа накатом, которую мы уже начали.
Надеюсь, вы поняли, что в этнографическом материале, если вы имеете ключ, найдется колоссальный материал для учебы. Вы помните, что в русской традиции то, что делает колдун, по воздействию сопоставимо с действием грибного, плодотворящего дождя.
Александр Шевцов - Кресение, писанка.