Уряд Макошья.

Уряд Макошья.

СЛОВО О МАКОШИ. Если спросить современного родновера о Макоши – то он скорее всего станет говорить на прядильно-ткаческую тему. Но поле деятельности Великой Матери значительно шире. Конечно, тысячи лет этот вид индивидуальной женской деятельности был весьма актуален, но в наши дни женщины в большинстве своём не прядут и не ткут. И ранее, в течение десятков тысяч лет женщины тянули жилы (буквально), нанизывали на них раковины, зубы, косточки, выделывали и сшивали шкуры, а не ткали... А Боги и Богини уже были.

Я считаю, что основная функция Макоши – СОЗДАНИЕ ПРОТЯЖЁННОСТИ
(пространства, времени, жизни, рода, семьи – всего, что имеет продолжение и состоит из череды сходных элементов)
И ВОЛЯ ЕЁ РАЗРЫВАТЬ.
Понимая Мать в таком, широком смысле – нам самим будет легче ощутить свою ежедневную причастность к Её силам. А фокусируясь на ткачестве и прядении – мы отдаляем себя от Неё, ведь мы-то не ткём…
В этом смысле однотипные дамские романы, телесериалы, пасьянсы, вязание, ежедневные маршруты: дом–детсад–работа–магазин–детсад–дом, еженедельная генеральная уборка квартиры, традиционное весеннее мытьё окон, отмечание дней рождений, праздников, обрядов (а шире – верчение годового кола) – есть сегодняшнее ведомство Макоши. Возможность переносить эту тягомотину нам даёт она же. Дублирование, создание однотипных клише, например, книгопечатание и даже биологическое клонирование – тоже дела Макоши.
Я пишу эти строки, группируя буквы в протяжённые ряды, стараясь связно выразить нить своей мысли, я ращу детей, продолжая свой род, я «делаю жизнь», и мне, современной женщине, вовсе не обязательно уметь прясть, чтобы почувствовать благословляющее присутствие Макоши.

Уряд Макошья
Чествование Земли и Воды, Бабье Свято (помин Великих Матерей)

1) Подготовка большого и малого капища. Открытие и освящение большого капища (жрецы и/или жрицы). Жрицы совершают ритуальное круговое обметание.
Одна из женщин собирает принесенные мотки ниток, украшение малого капища и Макоши.
В это время торг у капища.

2) Общий сбор под призыв жриц:
Кто ушел – воротитеся,
Кто заснул – пробудитеся.
Здесь и сейчас мы – Соль Земли!
(под бубен)

3) Слово о празднике. Все стоят в коло, речёт жрец или жрица:
Мужчина это активное, творческое начало, которое движет прогресс, меняет мир и даёт роду человеческому возможность развиваться. Но любое семя по сути своей бесплодно, если нет той почвы, которая способна его взрастить, дать ему продолжение. Женщина и есть та самая земля, которая даёт возможность Жить. Издавна именно женщина – хранительница родовых законов, мудрости.
У каждой женщины есть несколько периодов жизни, в которые ей покровительствуют в разной степени разные Богини. Но в каждом вздохе женщины всегда есть Макошь – Великая Богиня Судьбы, хранительница Очага, Богиня-Мать.
Великая Богиня, как пряха, – Хозяйка Судьбы и она присутствует в жизни каждого человека.
Так пусть и сегодня, как много веков назад, в Её честь горит пламя!

4) Проход на капище. Обряд очищения «Огонь, вода, и медные трубы» – т.е. звуком, например голосом. На входе два очистительных костра, женщина с крынкой воды для омывания рук. Остальные женщины стоят по краям прохода и опевают входящих (А мы Роду…).

5) Раздача Доли. На входе в капище стоит простоволосая жрица с корзинкой мотков. Каждый входящий берет один моток, согревает в своих ладонях, по возможности кладет за пазуху. Осыпание житом, обметание метлою.

6) «Рождение» огня в краде. Самая старшая женщина, имеющая детей, независимо от звания, принимает факел от жреца Сварога и возжигает краду. Если она не в силах сделать это, то, приняв факел, она молча жестами показывает, что передает эту честь ему. Возжигание крады. Пять старших женщин образуют малое коло и вместе с жрецом Сварога говорят заговор на огонь (Батюшка ты Царь-Огонь…).

Батюшка ты Царь-Огонь!
Всем царям ты Царь!
Всем огням ты Огонь!
Молимся тебе, коримся тебе,
Радуемся с тобой, делимся с тобой!
Будь ты кроток, будь милосерд,
Как ты жарок и пылок!
Как ты жжешь да палишь в чистом поле
Травы и муравы, чащи да трущобы,
У сырого дуба подземные коренья, –
Так сожги с нас скорби и болезни,
Страхи и переполохи!

После заговора, пока разгорается огонь, одна женщина ходит между большим и малым кругом и рассказывает:

Всего лишь 80 лет назад каждая из ваших прабабушек независимо от того, жила она в городе или в деревне, была с Огнем «на ты», потому что каждый день разводила в печи огонь, кормила его, приручала его, а Он помогал женщинам «делать жизнь» – питать, согревать, мыть, лечить её родичей.
Восславим же всех наших праматерей, жриц Огня! Слава!

7) Обнос караваем с возложением рук. Треба огню. Личные требы. После того, как треба взошла, круговая чара.

8) Связывание частных Долей воедино. Люди посолонь начинают связывать нити, чтоб получилась одна, замкнутая. (Песня-загадка «Ой, ниточки тоненькие».)

Ой, ниточки, тоненькие, мотовилочки зелененькие.
Когда ж мене тонко прясть, когда ж мене часто ткать?
Ой, ниточки, тоненькие, мотовилочки зелененькие.
Во середу я не прядывала, в четверток я не закладывала.
Ой, ниточки, тоненькие, мотовилочки зелененькие.
А в пятницу грех-грешно, во субботу жарко баню топила.
Ой, ниточки, тоненькие, мотовилочки зелененькие.
В воскресенье я на торг ходила, в понедельник свою печь белила.
Ой, ниточки, тоненькие, мотовилочки зелененькие.
Возле печки позамазывалась, мужу своему понравилась.
Ой, ниточки, тоненькие, мотовилочки зелененькие.
Когда ж мене тонко прясть, когда ж мене часто ткать?

Жрица Макоши (варианты: самая старшая женщина, женщина, у которой больше всего детей) спрашивает:
– А что, люди добрые, крепка ли связь? (3 раза)
– Крепка! (3 раза)
– Так пусть связь между нами и Богами будет так же крепка, как эта нить!
Сматывает в единый клубок, кладёт на подол (передник) и относит на малое капище.

9) Проход на малое капище. Все женщины образуют два ряда напротив друг друга (делают «арку», либо смыкаясь руками с раскрытыми ладонями – жест Макоши, либо растянутыми вверху рушниками, которые для затруднения прохода могут подниматься и опускаться), под которыми проходят мужчины (Государыня богата…, под бубен).

Государыня богата:
У нее кичка рогата,
А в ушах у ней серёжки,
В подолах у ней мерёжки,
А рубашки-то льняные,
Алым шелком расшитые.
Она деток поджидает,
Счастьем-Долей наделяет.

Вошедшие образуют коло вокруг чура Макоши, сплавление Макоши (возможны варианты):

В начале всего сотворила Материю
Великая Мать, спрявшая нитку из Времени, О Макошь!
И вымесив плоть в полотно замотала,
Вложила в палату ума все, что знала, О Мага!
И вынесла вон, и рекла отпуская:
«Вы мне не рабы, я же Мать вам родная», о Маха!
Мелькнет в отдаленье, маячит мигая,
И манит обратно Большая, Сырая.

10) Принесение требы Земле. Моток ниток кладется в ритуальную ямку-жертвенник у подножия идола Макоши со словами:

Гой-еси Земля Сырая, Земля Матерая,
Матушка неурочливая,
Мать ты нам еси родная.
Сохрани и умножь нашу долю.
Сохрани и крепи связь нашу
От матери к дочери,
От отца к сыну,
От веку до веку.
Прости, Мать-Земля если чем досадили тебе.
Слава!

11) Ритуальное действо «Лен». Жрица говорит: «Вспомним, как рождались эти нити, как их делали наши праматери». «Посеяли девки лён» (на мотив «Как на горочке на горе…»).

Посеяли девки лён (2р),
Девки лён, девки лён, слава Макоши великой, посеяли девки лён!
Посеявши пололи (повторы по схеме)
Белы ручки кололи,
Златы перстни ломали,
Прополовши дёргали,
Выдергавши стелили,
Расстеливши, мочили,
Намочивши сушили,
Высушивши трепали,
Оттрепавши чесали,
Расчесавши прядали...

12) Совместное плетение Макошина пояса возле чура Богини. Этот женский обряд созидания, гадания и налаживания будущей доли общины подробно описан в работе: Ведунья Лада. Женский обряд плетения Пояса Макоши // Волхв Велеслав. Книга Велесовых радений. М., Велигор, 2008. С. 779–782.

13) Принесение требы воде. Жрица: «Почтили мы Мать-Землю дающую, почтим же и Мать-Воду, без которой Земля не родит». Проход с малого капища на берег реки. Заговор-оберег:

Вир-вир-вир, серебряна водица,
На водице есть престол-столица.
На престоле красная девица.
Серебряны ноги по колено,
Руки золотые по рамена (т.е. предплечья. Сербия).

В это время кладут престол, на него всходит босая девушка с распущенными волосами, молча на цыпочках кружится противосолонь на мосте, скрестив руки. Ей подносят каравай с солью, она пускает его по Воде со словами:
Вода-царица, Матушка неурочливая,
Прими хлеб-соль нашу!
Речка Раздериха (имя местной реки),
Раздери неудачи наши и горести,
Смой укосы и призоры,
Намой, принеси нам
Таланы и радости!
Затихай, остывай, покрывайся ледком.
До Весны-красны только добрые сны.

Загодя из крады на капище берутся 9 угольков (в горшке), несем их к реке и бросаем в воду по одному, считая обратным счетом.

Личные требы воде со священного мостка. Умывание с просьбами, например:
Смой долю несчастливую, намой долю счастливую,
Смой убожество, дай хорошество.

Уход от реки ОБЯЗАТЕЛЬНО: другой дорогой и не оборачиваясь. Выход на горку.

14) Игрища. Торг. Игра «Гуси-гуси», «Олень», скоморошина «Коза» и другие с брачной темой. Ярмарка с весёлым зазывом покупателей и взаимными препираниями (Макошь – она такая!) типа:
Продавец: Подходи, честной народ, здесь весёлый торг идёт!
Покупатель: Чем торгуешь, совестью?
– Разуй глаза, бубнами заморскими!
– Славны бубны за горами, а к нам пришли – решето решетом! И т.д.
15) Пир горой. «Ломать петуха». Главам общин подносится на блюде жареный петух, они берут его за ножки и тянут на себя. Кто оторвет больший кус – тот и открывает пир.

Принести на праздник всем:

1) Каждая женщина: мотки ниток и рушники (кто сколько сможет).
2) Еда на общий стол.
3) Ткань, ленты для украшения Макоши и её капища.
4) Плоды, фрукты для Макоши.

Что нужно для действ:
1) Корзинка для ниток.
2) Крынка для воды, зерно для обсыпания.
3) Два каравая – огню и воде.
4) Соль.
5) Фанерку под подношение воде.
6) Престол (для воды, рушник постелить).
7) Жрицам мутовки (типа рогаток с длинным череном).
8) Всякие шумелки и звенелки (колокольчики), кроме свистелок.
9) Венки из рябины.
10) Печенье из теста, по возможности: змея, орешек, челн, конь.
11) Жареный петух на блюде.
12) Прялки, веретёна, серпы и т.п.
13) Сухие маковые головки на стеблях.
Ритуальные жесты и движения женщин: поза «оранта», хромающая или переваливающаяся походка.
Рогатые головные уборы.