Люди, изменившие Мир. Конфуций. Философия конфуцианства.

Люди, изменившие Мир. Конфуций. Философия конфуцианства.

Мы живем, как правило, не задумываясь о том, что наш сегодняшний день тысячами незримых нитей связан с событиями и людьми далекого прошлого. Наш мир вырос , как дерево, питаясь корнями в плодотворной почве прошедших эпох, создаваемых временем и людьми. Эти давным-давно умершие люди и столь же давние события зачастую оказывают заметное влияние на современную жизнь независимо от того, сознаем мы это или нет.
Наскальные фигуры.

Казалось бы, что общего между демократическими обществами конца XX века и античными Афинами V века до новой эры? Между тем, именно в Афинах той бесконечно отдаленной от нас эпохи родилась та самая демократия, плодами которой пользуются народы на значительной части нашей планеты. Или кто бы мог подумать полтора столетия назад, в 1848 году, что сочиненный Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом «Манифест Коммунистической партии» настолько круто изменит жизнь нескольких поколений в России, Китае и в других странах Европы, Азии и Латинской Америки.

Наиболее сильное и благотворное (если оно не сопровождается государственным насилием) влияние на судьбы человечества оказала религия, притягательность которой во многом определяется утверждаемым ею бессмертием души. Это возлагает на каждого человека большую ответственность за его земную жизнь, поведение и поступки. Каждая из религий имела своих лидеров-основоположников, учения которых продолжают оказывать глубокое воздействие на людей столетиями и даже тысячелетиями.

Великий китайский мудрец Конфуций, индийский принц Гаутама, воплотившийся в Будду, богочеловек Иисус Христос, основатель ислама Мухаммед, создатель протестантской церкви Мартин Лютер— все они до сих пор вдохновляют миллионы своих последователей в разных частях света, во многом определяя не только их мировоззрение, но даже повседневную жизнь.

«Дракоша». Такие скульптуры в Китае можно увидеть на каждом шагу.Гуманистические начала, заложенные в христианстве, легли в основу деятельности общества Красного Креста, созданного усилиями Дюнана. Те же христианские идеалы вдохновляли Мартина Лютера Кинга, борца за гражданские права в США.
Человеку изначально присуще стремление к познанию окружающего мира, к расширению представления о нем и, наконец, к освоению его. История знает немало людей, которым мы обязаны открытием новых земель, что имело огромное значение для развития человеческой цивилизации. Колумб и Магеллан, Марко Поло и Кук — наиболее яркие примеры первооткрывателей и исследователей, благодаря которым началось освоение новых континентов и земель.


Всемирная история дает нам множество примеров удивительной способности человечества к выживанию и даже возрождению после мировых и иных катаклизмов и потрясений. Казалось бы, «черная смерть», поразившая Европу в середине XIV века, должна была стереть с лица земли все население Старого Света, а невиданный голод 1842 года — поставить точку в истории Ирландии. «Великий кризис» 1929 года грозил полным крахом экономики промышленно развитых стран.
Так нет. Всякий раз удивительная человеческая жизнестойкость и энергия делали чудеса. История продолжается, и во многом от нас самих зависит дальнейшая судьба цивилизации да и самого рода человеческого.

Конфуций и его учение.

2500 лет назад Китай представлял собой множество враждующих царств. В этом хаосе один мудрец попытался сформулировать нормы поведения, которые сделали бы мир прочным и позволили всем людям жить «добродетельной жизнью». Это был Конфуций. Его идеи продолжают воздействовать на миллионы людей и поныне. Он основал одну из наиболее влиятельных мировых религий— конфуцианство — и на протяжении двух тысяч лет считался в Китае величайшим учителем. Кто же такой Конфуций и почему он оказал такое влияние на сознание китайцев?

Китайская стена.Религия играла огромную роль в жизни аристократов. Они поклонялась верховному божеству Шан-ди, а также духам умерших предков. Все знатные семьи,как утверждалось, произошли от Шан-ди, император же считался его прямым потомком. Центральным зданием в Китае был императорский дворец. Именно здесь император просил советов у Шан-ди и приносил жертвы ему, а также духам других своих предков. Конфуций включил многие элементы этой религии в своё учение.
К моменту рождения Конфуция (ок. 551 до н.э.) династия Шан была свергнута могущественным племенем чжоу, которое основало новую династию. Династия Чжоу оказала большое влияние на китайскую историю, потому что в эту эпоху процветали культура и философия— учение о смысле жизни и о том, как люди должны жить.
Идеи и высказывания Конфуция (551—479 до н.э.) стали популярны много лет спустя после его смерти. Конфуцианство действительно превратилось в религию.
Китайское имя Конфуция— Кун-цзы. Его предки (вероятно, люди знатные) со временем утратили свои богатства, и Конфуций на собственном опыте узнал, что такое бедность и борьба за выживание. Однако он жаждал знаний, и, хотя в то время книг было написано немного, он прочел все, что мог, и изучил китайские традиции и религии.
Конфуций поведал своим друзьям и ученикам о том, что узнал сам. Люди, учил он, должны жить в согласии друг с другом, быть хорошими, честными и послушными, уважать своих родителей. Он также говорил, что «простыми людьми» нужно управлять с помощью доброты, а не силы. От этого учения зародилась китайская традиция, согласно которой правитель считается «отцом» народа.

Конфуций подчеркивал, что люди должны занимать более высокое положение не потому, что они родились в знатной семье, а благодаря своим способностям. У Конфуция было немного последователей при жизни. Он провел долгие годы скитаясь и проповедуя, но люди часто не желали его слушать. Однако он не сдавался, говоря: «Небо призвало меня, а настоящий человек не теряет мужества, если на пути ему встречаются препятствия».


На фото- Обнаруженная при раскопках фигура воина огромной армии из терракоты (глина), относящаяся к периоду Цинь (III в. до н.э.).


Терракотовое войско.

Две тысячи лет спустя после смерти Кун-цзы и Мэн-цзы христианские миссионеры дали им латинские имена — Конфуций и Менций.


Конфуций учил уважать старших и почитать предков. Отсюда подчеркнутое уважение, проявляемое к родителям, в традиционной китайской культуре. Его учение развилось в религию с присущими ей обрядами. Китайские императоры приносили жертвы Конфуцию и его знаменитым ученикам. Идеи Конфуция оказывали влияние на китайский народ более двух тысяч лет. Конфуций провел последние годы жизни, записывая свои мысли. Маленькая группа его последователей также записала многие его проповеди и высказывания. Но лишь после смерти Конфуция в 479 году до н.э. его учение получило широкое признание.
Знаменитым учителем конфуцианства был Мэн-цзы, живший в 371-289 годах до н.э. Известный позднее как Менций, он развил учение Конфуция, подчеркивая, что в конце концов добро должно одержать победу над злом.

Конфуций придавал большое значение образованию и воспитанию. Многие его последователи занимали важные должности в правительстве, и, когда в 202 году до н.э. к власти пришла династия Хань, последователи Конфуция оказались единственными людьми, кто обладал опытом ведения государственных дел. С их помощью конфуцианство стало популярным, а высокообразованные люди распространили идеи Конфуция по всему Китаю.

Однако Конфуций не оставил цельного письменного изложения своих идей. Ему приписывают составление и редактирование знаменитого ''Пятикнижия'' , которое издавна рассматривалось в Китае как исходный пункт всей китайской литературы . Особое место среди этих источников занимает книга ''Лунь-юй''— ''Изречения'', составленная учениками Конфуция уже после его смерти . Она состоит главным образом из отдельных афоризмов ,которые начинаются словами ''Учитель сказал ...''. В этих афоризмах мы можем найти мысли сходные с мыслями античных философов, например мысли об идеальном правителе и идеальном государстве : какими они должны быть?

..."Кто правит согласно добродетели, Подобен северной звезде: Стоит на своем месте В кругу других созвездий. ...Благородный муж Ничего не разрешает И не запрещает в Поднебесной А соизмеряется со справедливостью Правление - это: ...когда будет государем государь, Слугой слуга, Отцом отец, И сыном сын. ...есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, Когда исправитесь вы сами? ...Когда ведешь себя ты правильно, То за тобой пойдут и без приказа; Когда же ты ведешь себя неправильно, То не послушают, хоть и прикажут. ... Когда бы власть в стране принадлежала добрым людям, Они в течении ста лет могли бы победить жестоких И отменить казни." Т.е. идеальный правитель должен быть справедливым , стремиться к добру ,тогда и народ пойдет за ним ,как ''...склоняется трава вслед ветру.'' По словам Конфуция ,на месте государя должен стоять человек , которому от рождения положено править. Правитель должен быть такой , чтобы ''...были рады те, что близко ,и приходили те, что далеко.'' Также мы можем встретить мысли об идеальном государстве: ''...Если богатство распределить равномерно, то не будет бедных , если в стране установить гармонию , то население не будет казаться малочисленным .Если же народ будет находиться в состоянии покоя ,то государству не будут грозить никакие опасности ''. Но самое главное ,по мнению Конфуция , это то, что народ должен верить своим ''управляющим, иначе государству не устоять''. Большая часть афоризмов , приведенная в хрестоматии, относится к очень интересным жизненным поучениям и правилам:

..."Всегда будь искренним , люби учиться, Стой насмерть, совершенствуй путь... Стыдись быть бедным и убогим, когда в стране есть путь; Стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути. …Не печалься о том ,что нет места, А заботься о том ,чем себя утвердить; Не печалься о том,что никто не знает тебя , А стремись быть тем, кого могут знать. ... Человек может сделать путь великим , Не путь делает великим человека". Представляют большой интерес некоторые философские афоризмы Конфуция, которые имеют жизненную ценность вплоть до настоящего времени: ..."Что ненавидят все, то требует проверки. Что любят все, то требует проверки. ...Лишь та - ошибка ,что не исправляется. ...Не происходит изменений лишь с высшей мудростью, И низшей глупостью". Все эти афоризмы дают некоторое представление о характере мировосприятия Конфуция , становиться ясно, почему его учение нашло столько много последователей. Однако они не могут дать полное представление об этом , влиятельнейшем учении древности .

Труд Конфуция "Лунь юй" (Изречения). "Лунь юй" - "Изречения" - наиболее надежный памятник, передающий воззрения Конфуция, аутентичность которого не оспаривается специалистами. Конфуций (ср. кит. - Кун Фу-цзы, т.е учитель Кун) жил в VI-V вв. до н.э. Основное в его учении - социально-этический аспект, опирающийся на авторитет древности. Конфуций разделяет людей на три этические категории: цзинь-цзы, жэнь, и сяо жень. Цзюнь-цзы - благородный муж, совершенный человек, обладающий человеколюбием и чувством долга. Сяо жэнь - маленький человек или человек с маленькой буквы, Жэнь - средний человек, потенциально могущий стать либо тем, либо другим.

Основой правил поведения людей, по мнению Конфуция, должно быть сяо - сыновья почтительность, которая вместе с любовью к старшим братьям являлось основой человеколюбия.

Управление государством и обществом базируется на "ли", правилах, приобретших функцию закона. Для того, чтобы поддержать управление, основанное на правилах поведения, Конфуций выдвинул требование "об исправлении имен", т.е. о соответствии слов реалиям, тем самым привести действительность в надлежащий порядок.

Согласно учению Конфуция, идеальные правила существовали только в древности, поэтому именно тогда в Поднебесной царил порядок. На этот "золотой век", в прошлое ориентировал мыслитель свою модель государства.

Во II в. до н.э. при императоре У-ди принципы конфуцианства были канонизированы, сам же Конфуций был обожествлен. При династии Тан текст "Лунь юй" вместе с другими конфуцианскими текстами был выбит на каменных стеллах.

Каждый образованный китаец был обязан знать текст "Лунь юй" наизусть, а затем руководствоваться им в течении всей своей жизни.

Основные принципы учения Конфуция К тридцати годам созрели основные этико - философские концепции будущего учения Конфуция. 1. Концепция жень ("гуманность", "человеколюбие") и ли ("правила", "этикет"). Ли провозглашалось высшим проявлением жень. Эти два компонента отражали воззрения Конфуция на государственное устройство и социальную организацию общества. 2. Суть второй концепции - "быть преданным, (честным) сановником, почитать правителей". Она охватывала целый комплекс проблем, связанных с системой управления и прежде всего с нормами взаимоотношения главы государства и чиновничества. 3. Третья концепция известна как "следование среднему пути" (чжун юн) или "учение о середине", которым Конфуций предостерегает от увлечения крайностями. 4. Рассуждая о проблеме власти, Конфуций считал, что все дела должны решаться на основе принципа справедливости, т.е., по существу соединил воедино такие отдаленные понятия, как "власть" и "справедливость". 5. Пятая концепция касается отношения человека к той вере, которую он исповедует:" Будь непреклоненно верен нашему учению, старательно овладевай им; рискуя жизнью, оберегай его".Куан Ямин отмечает, что вся дальнейшая жизнь Конфуция явилась наглядным примером непрелонной приверженности этой доктрине. 6. К этому времени сформировались его начальные представления о Воле Неба, пока еще непоследовательно выразившие его критическое отношение к повсеместно распространненой тогда вере в духов. Нетрудно заметить, что большинство концепций было связано с проблемой управления государством и обществом. Это вполне отражало ситуацию в сложнейший переходный период в истории Китая и в социально-экономическом и в политическом плане.

Хотя конфуцианство учило людей в основном тому, как они должны жить, это учение превратилось в государственную религию и сыграло важную роль в жизни Китая, особенно в воспитании чиновников, которые правили империей. Однако в XX веке его влияние в Китае резко упало.

Из истории развития человечества известно, что там, где различные духовные потоки объединялись, возникали новые, живые, естественные и передовые течения. Там же, где потоки обособлялись и ограждали себя от "инакомыслящих" из желания сохранить свое наследие в "чистоте", происходило сужение, возникали догмы и ортодоксы и образовывались секты. Результатом этого являлась оторванность от Единого Целого.

Даосская традиция. Конфуций и Лаоцзы.

Конфуций был современником Будды.

Его учение состояло из 3300 правил. Он был вельможей, аристократом* и Великим Учителем, но не Мастером. Конфуций был идеологом родовой знати и считал, что существующие при нем нравы и общественные порядки сложились в результате забвения истинных нравов и порядков, которые существовали во времена древней династии Ся (XXI — XV вв. до н.э.) и в начале правления династии Чжоу (1027 — 771 гг. до н.э.). Задачу правителей своего времени он видел в подражании основателям этих династий.

(* Аристократ — это слово имеет ведическое происхождение - «арий-сто-крат».)

Основными принципами отношений между людьми Конфуций провозгласил человеколюбие и справедливость. Основой порядка в семье и государстве он считал четкое определение места каждого человека в структуре семейных и общественных отношений.



конфуций (319x450, 24Kb)
Конфуцианское общество — общество строгой иерархии с неукоснительным подчинением младшего старшему. В семье такая иерархия поддерживалась принципом сыновней почтительности, а в отношениях между правителем и подданным — принципом преданности.

В своем учении Конфуций расписал все: как человек должен думать и кушать, спать, рожать детей и кормить их, как он должен одеваться и строить отношения с людьми. Возможно, если бы так пошло и дальше, то общество, впитавшее в себя так много мудрости, могло бы кристаллизоваться, омертветь. Но не зря говорится: "На каждого мудреца довольно простоты". Наверное, простота — это сила, которая не позволяет разуму захватить все рычаги управления в человеческой природе и в обществе. Ибо общество похоже на живой организ