Грандиозные сооружения. Обсерватория Улугбека и Джантар-Мантар. Если...
Грандиозные сооружения. Обсерватория Улугбека и Джантар-Мантар.
Если взглянуть на гравюры эпохи Возрождения, то по правую руку от аллегорической фигуры Науки, среди множества величайших ученых, изображен Муххамад Тарагай Улугбек. Никто из астрономов в течение столетий не смог сравниться с ним в точности расчетов и наблюдений. Его звездные таблицы были настолько точны, что многие ученые сомневались в их подлинности. Кажется невероятным, что в 15 веке она была достижима еще до изобретения телескопа.
В 1908 году остатки обсерватории Улугбека были найдены российским археологом Вяткиным. Раскопки и исследования дали нам представление о том, что представляла собой обсерватория Улугбека.
На одном из самых высоких холмов Самарканда высилось одинокое круглое здание. Его высота достигала 40 метров, а диаметр превышал 50 метров. На крыше располагались небольшие приборы, в центре которых стоял главный инструмент – квадрант, представлявший собой вертикально установленную четверть круга. Радиус дуги превышал 40 метров. Большая часть инструментов находилась внутри обсерватории, в подземной траншее. Общая протяженность разделенной на градусы дуги этого вертикального круга превышала 60 метров. При помощи такого огромного инструмента самаркандские астрономы могли производить измерения с высочайшей точностью. С обеих сторон квадранта располагались помещения для наблюдения за Солнцем и звездами. Цоколь обсерватории был облицован мрамором, а арки и портал цветными изразцами. Внутри стены были покрыты схемами, картинами и изображениями небесных сфер. В здании также располагалась богатая библиотека, т.к. в те времена в ней трудились лучшие умы в сфере математики, философии, астрологии. А сама астрология была «царицей» наук.
Книга Улубека «Новые астрономические таблицы» разошлась по всему миру. Ее перепечатывали и издавали в Лондоне, Париже, Флоренции, Женеве. Однажды она попала в руки индийскому магараджу Джайсингху II. Он был храбрым воином и уже в свои пятнадцать лет командовал джайпурскими конниками, но книги были его еще большей страстью.
Шли годы, время воин сменялось мирным временем, и Джайсингх возвращался в один из своих дворцов и вновь открывал растрепанную книгу Улугбека. При его дворе жили и работали величайшие астрономы и математики, множество видных умов того времени. Зная об образованности раджи мудрецы со всех сторон опустошенной войной страны стекались в его дворец.
В 1724 году Джайсингх начал строительство своей первой обсерватории. Грандиозное сооружение было построено в Джайпуре из белоснежного мрамора и красного песчаника. Представьте себе, как тянутся ввысь башни без окон, узкие лестницы круто изгибаются и стремительно уходят в ослепительное тропическое небо. Это и есть Джантар-Мантар.
Здесь Джайсингх и его помощники проверяли таблицы Улугбека. Оптические приборы того времени он считал недостаточно точными и поэтому решил построить огромные, высотой до 27 метров, неподвижные инструменты. Главным из них стал «императорский инструмент» - это солнечные часы и гномон. Гномон представлял собой 17 метровый треугольник, поставленный на катет. Лестница длиной 36 метров ведет по гипотенузе треугольника к его вершине и точно указывает на Полярную звезду.
В Джайпуре Джайсингх поставил солнечные часы для проверки расчетов своей обсерватории в Дели. Основание этих солнечных часов выложено циклопической кладкой, чтобы ничто не могло поколебать их циферблат, установленный параллельно плоскости экватора.
Но Джайсингх не учел, что невозможно предотвратить внутренние сдвиги и осадку огромных неподвижных инструментов – и спустя некоторое время приборами джайпурской обсерватории пользоваться уже было нельзя. И многотонный Самрат Джантра – самый большой инструмент Джайсингха II, поставленный некогда параллельно земной оси, – теперь только памятник, как и другие инструменты обсерватории Джантар Мантар.