✅ О ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКАХ И НЕ ТОЛЬКО…. ЧАСТЬ 14. БОРЬБА КАЗАКОВ С АМБИЦИЯМИ...
✅ О ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКАХ И НЕ ТОЛЬКО…
ЧАСТЬ 14. БОРЬБА КАЗАКОВ С АМБИЦИЯМИ РОМАНОВЫХ
Распад Ардынской диктатуры, отнюдь, не означал бесследную гибель Славяно-Арийской культуры. Даже в сепаратной Москве, выделившейся в самостоятельное царство, первым на царствование в 1547 г. был венчан Великий князь Иван IV, очень набожный человек Славяно-Арийских традиций. Он велел, чтобы из всех городов присылали в Москву «людей избранных, всякого чина и состояния, для важного дела государственного». Так был создан Земский Собор.
Вокруг мудрого царя подобрался кружок соответствующих людей: разумных, мудрых отличавшихся широтой взглядов – «Избранная рада». Так начались реформы при царе Иоанне IV Васильевиче, который возрождал Славяно-Арийские традиции, вводил зачатки подлинного народовластья.
Но это не устраивало бояр Шуйских, Мстиславских, Нагих, Басмановых, Плещеевых, Романовых. Братья Романовы, дети прожженного царедворца-интригана Романа Захарьина-Юрьева, сумели выдать свою сестру Анастасию за Ивана IV с целью «погреть руки» у самодержавного огня.
Романовы-Захарьины-Юрьевы, выходцы из Пруссии, постоянно тянулись к западу – Литве, Польше, Пруссии – и с ненавистью относились к Ардынским, Славяно-Арийским традициям и порядкам.
Воспользовавшись болезнью царя Ивана IV, в 1553 г. они сумели отстранить его от престола. На престол был посажен Дмитрий, малолетний сын Ивана IV, который правил с 1553 года по 1563 год. Опекунами царя-малолетки стали братья Романовы и их клика.
Укрепив свои позиции во власти, клика Романовых принялась сводить счеты со своими противниками: Казанской Ардой на Волге, представлявшей серьезную угрозу романовским притязаниям, с «Избранной радой» и ее лидерами.
Войска Казани и Крыма всегда поддерживали военной силой Ардынских царей и князей на Руси. Крымский хан Девлет-Гирей пытался помочь Казани, но был отбит от Тулы.
Начавшиеся жестокие репрессии Романовых сплотили против них Боярскую Думу, которая сумела оттеснить их от опекунства и взять опеку над малолетним царем в свои руки. Такой поворот событий не устраивал Романовых, и они решились на очередной переворот, чтобы устранить вышедшего из-под их влияния Дмитрия и заменить его на другого, малолетку Ивана Ивановича, который правил с 1563 по 1572 годы, уже под «чутким» руководством Романовых. Они не замедлили устроить резню своим политическим противникам, сторонникам политики Ивана IV. В феврале 1565 года Романовы от имени малолетнего Ивана Ивановича учредили пресловутую «опричнину», состоявшую в жестком переделе собственности, государственном терроре и системе чрезвычайных мер. Опричные репрессии нанесли сильнейший удар по остаткам Славяно-Арийских традиций.
Бесчинства Романовых не имели предела. Поэтому казаки Синей Арды: крымские татары и казаки Запорожья (черкасы), как остатки регулярной Имперской армии – поспешили восстановить порядок в потрясаемой раздорами Московии. В 1570-71 годах бывшие синеардынские воины (крымские татары и запорожские казаки-черкасы) под руководством Девлет-Гирея вторглась в пределы Московского государства. Весной 1571 года 120 тысяч ардынцев взяли Москву. Малюта Скуратов и Василий Грязной уничтожили романовскую опричную «жандармерию».
В 1572 году царствующий юнец Иван Иванович, был отстранён ардынцами от власти. Во власть на московском престоле вступил в 1572 году 70-летний Ардынский царь Симеон Бекбулатович, дядя умершего Ивана IV и принял царское имя Иоанн. Он продолжил войну со шведами в Ливонии и овладел замком Пайда. При штурме Пайды в бою погиб достойно ардынскому боярину-воину Малюта Скуратов, сокрушивший кровавую тиранию узурпаторов Романовых. Его соратник Василий Грязной ушёл с казаками-черкасами в Синюю Арду.
Симеон-Иоанн умер в 1584 году. После него царём стал его сын Фёдор Иоаннович (1584-1598 гг). После смерти Фёдора Иоанновича преемником на царском престоле стал его сын Борис. Борис Фёдорович был последним Ардынским царём на Московском престоле. Мстительные Романовы и Шуйские отравили царя Бориса, удавили верёвкой его жену Марию и его малолетнего сына Фёдора, избавляясь от законного наследника, которому в столице уже успели принести присягу. Так была оборвана ещё одна ветвь Ардынского наследия в Москве.
На смену Борису мятежные бояре проталкивали на Московский престол царевича Дмитрия, сына Ивана Ивановича и Марии Нагой. В воцарении Дмитрия была также заинтересована польская шляхта, желавшая держать Москву под своим влиянием.
Однако он отказал польскому королю в требовании возводить костелы и вводить римско-католическое духовенство, особенно иезуитов. Он не спешил отдавать Польше Смоленск и Северскую область. Впрочем, на Руси он тоже всех разочаровал презрением к древним Славяно-Арийским традициям и обычаям, и тем, что начал готовить государство к непопулярной войне с Турцией и «татарами», то есть с казаками. Крымская Татария – военный округ Синей Арды, а турки всегда были союзниками.
Падением популярности Дмитрия воспользовались бояре Шуйские, которые составили и реализовали заговор против него. Они изгнали Дмитрия с поляками из Москвы и в мае 1606 г. избрали царем на импровизированном Земском соборе на кремлевской соборной площади придворного интригана князя Василия Шуйского. Но против Шуйского поднялось все казачество Днепра, Дона, Терека, Кубани. Казаки нанесли войскам Шуйского ряд сокрушительных поражений и осадили Москву. Правда, несогласованность в войсках казаков не позволила им добиться окончательной победы.
В это время Дмитрий вновь собрал войско в несколько десятков тысяч и летом 1608 г. подступил к Москве, расположившись в селе Тушино. В его войске воевали даже донские казаки атамана Заруцкого. Но никаких решительных действий он не предпринимал, а армия грабила окрестные уезды, вызывая недовольство населения.
Всеми недовольствами, в конечном итоге, воспользовались Романовы. Они свергли Шуйского, освободив для себя московский престол, а затем убили Дмитрия и даже его четырехлетнего сына, устранив таким образом последних конкурентов из Ардынской династии.
В 1613 г. Романовы собрали еще один импровизированный Земский собор из частично подкупленных, частично запуганных бояр, который избрал царём 16-летнего Михаила Романова. Казаки под предводительством атамана Заруцкого начали войну с узурпаторами царского престола Романовыми. Однако Романовым удалось расколоть казачий союз, и войска Заруцкого были разгромлены. Заруцкий был казнён. Белая Арда была полностью сокрушена.
После крушения Белой Арды, разрушения волжского Сарая и постепенной оккупации территории Синей Арды Ардынская империя утратила свою монолитность, ее оставшиеся военные округа в основном действовали автономно, без достаточной взаимосвязи. Воины-казаки бывшей Синей Арды, будучи не в состоянии противостоять жестокой военной экспансии Польши и Литвы, переселялись на острова в низовьях Днепра, Южного Буга и Днестра, оборудовали в зарослях военные лагеря с одинаковыми названиями Сечь. Они построили укрепления-засеки и впоследствии стали Запорожскими казаками-сечевиками. «Сечевое товарищество» представляло собой военно-монашеский орден, существующий при соблюдении непременных условий: борьба за чистоту Славяно-Арийской культуры и образа жизни, принесение присяги на верность Сечи, отсутствие брачных уз, совершенная воинская выучка, защита главных ценностей общества, противостояние экспансии агрессивных сил. Казаки стремились сохранить духовные и военные традиции Славяно-Арийской, а затем Ардынской империи.
Польский хронист Мартин Бельский в 1489 г. писал о создании в низовьях Днепра укреплённого казацкого лагеря (Сечи). На острове в засеке (деревянной крепости) находились казаки, вооруженные огнестрельным оружием и пушками, представлявшие собой квалифицированное профессиональное воинство. К концу XVI в. низовая казачья вольница разрослась в самостоятельную Низовую Запорожскую республику Сечь.
А рядом был Крым, в котором обитали соратники сечевиков по Синей Арде, воины-татары тюркского происхождения, выходцы с Алтая, но давно сроднившиеся со славяно-арийской культурой. Поэтому сечевые казаки не имели причин относиться с враждой к крымчакам. До средины XVI в. между ними сохранялись родственные отношения, а до XVII в. не было заметно постоянной враждебности.
Северные границы Крымского ханства от Дона до Днестра с XV в. охраняли легкоконные отряды казаков-татар. Их называли азовскими, перекопскими, белгородскими и буджакскими казаками. По польским летописям эти «белгородские молодики» считались самыми отчаянными молодцами и отличались особенной манерой брить голову, оставляя на макушке чуб, закручивая его за ухо – то есть татарские казаки придерживались тех же древних Славяно-Арийских традиций, что и запорожцы.
В 1475 г. крымцы приняли вассальную зависимость от турецкого султана. Получив поддержку турок, сильнейшей на то время армии в Европе, крымцы совместно с запорожцами смело атаковали польско-литовские и московские территории, на которых царило рабство, угнетение и насилие. С 1487 по 1500 г. они совершили ряд походов на Киев, Подолию, Волынь, Галицию вплоть до Люблина и Вислы, то есть на территории, разбойно захваченные польско-литовскими оккупантами, закабалившими в жесточайшую крепостную неволю, местное население.
Что касается пресловутых невольников, которых захватывали татары, то, прежде всего, это были богатые шляхтичи, за которых можно было получить хороший выкуп. Для крепостных крестьян татарская неволя была освобождением от жесточайшей польско-литовской неволи. Многие такие невольники становились жителями Крыма. Во второй половине XVII в. этнические малоросцы составляли большинство населения полуострова. Славяне составляли большинство в рядах османских придворных и военачальников.
О единстве военных традиций и порядков в братских войсках сообщал в 1670 г. плененный татарами боярин В.Б. Шереметев: «...порядок татарский в чем-то сближался с казацким. А дума басурманская была похожа на раду казацкую: если хан и ближние люди приговорят, а «черные» юртовые люди не захотят, и то дело никакими мерами сделано не будет». На рубеже XVI – XVII в.в. понятие «татары» стало этническим именем крымцев.
Ведя жизнь обособленную, сечевые казаки не признавали никакой другой власти, кроме атаманской, никаких посторонних давлений на их волю, никакого вмешательства в их дела; народ исключительно военный, часто безбрачный, они были надежным щитом непрерывно растущего казачьего населения Запорожского Низа.
Самой близкой к ним по духу группой оставался слой семейных запорожцев, которых называли «зимовиками», «гнездюками» или «сиднями». В случае войны «сечевики» становились ядром армии, которая могла моментально пополниться за счет «зимовиков», а за ними следовало крестьянское население Понизовья. Таким образом, «сечевики» составляли гвардию Войска Запорожского. Инициатива сбора армии могла исходить не из самой Сечи, но по ее согласию, особенно после принятия Люблинской унии (1569 г.), когда на земли Киевщины и Брацлавщины хлынули толпы служилого польского дворянства. Польские гетманы, воеводы и прочие чиновные магнаты получали в пожизненное владение крупные поместья. Местных жителей они превращали в своих холопов, свободных пахарей – в крепостных невольников. Привыкший к свободе в Синей Арде кочевой крестьянский люд убегал из неволи в Низовские степи под защиту запорожских и татарских казаков. Беглых крестьян Низовая республика принимала охотно. Они могли заниматься там свободным и мирным трудом на выделенных им участках земли. Их усилиями распахивались целинные земли, развивались скотоводство и промыслы. Крестьяне занимались хозяйственной деятельностью и при этом платили налоги и выполняли различные повинности казацкому войску. Понизовье все больше разрасталось. В степной части Украины, где насчитывалось уже более 10 тысяч крестьянских дворов, не менее 50-60 тысяч человек были готовы в случае необходимости пополнить Войско Запорожское Низовое.
Таким образом, казачество на рубеже XV— XVI вв. представляло собой немалую силу, уходившую корнями в Синюю Арду, с ее выучкой и традициями Славяно-Арийского военного искусства.
Продолжение следует…
Николай ПОСЕВИН