✅ РОДОГОЩЬ (Щуровъ день)
✅ РОДОГОЩЬ (Щуровъ день)
Въ Лѣтъ 7530 ѿ С.М.З.Х., Мѣсѧца Беилѣтъ (Мѣсѧцъ Белаго Сiѧнiѧ и Покоѧ Мiра), 29-го днѧ, наступаетъ Праздникъ Родагощь (Щуровъ День)
Ето дни егда поминали нашихъ Прѣдковъ Щуровъ – Пращуровъ и Бога Перуна, которыи освободилъ ихъ въ дрѣвнiе верѣмена изъ Пекельныхъ мiровъ. Считалось, что апослѧ освобожденiѧ нашихъ Прѣдковъ завлеченныхъ въ Пекло обманомъ, они гостили у своихъ родичеи на земле, а потомъ ѿправлѧлись въ высшiе мiры Слави, длѧ дальнеишаго развитiѧ. Поэтому етотъ день еще и называли «Родогощь», когда члены нашего Рода и самъ Богъ Перунъ приходѧтъ къ намъ въ гости. На етотъ пРАздникъ Родагощь накладывалъ сѧ еще и день побѣды Бога Велеса надъ Кощеемъ. Заканчивались эти свѧта (праздники) Зимнимъ днемъ Бога Перуна (наступаетъ черезъ три днѧ апослѧ Родогоща). Некоторыѧ славѧнскiе Рода (напримеръ болгары-помаки) ѿмечали начало новаго круголѣта именно ѿ этихъ пРАздниковъ (другiе ѿ Колѧды, ѿ Овсенѧ, ѿ Краснагора). Ниже привѣдемъ краткiи переводъ песенъ болгаръ-помаковъ соответствующихъ этому свѧто, которыѧ были записаны и изданы С. Верковичем въ 1871 г.
НА ЩУРАВЪ день (Родогошь).
Песнѧ 1.
Ои, Сива-Пращуръ! Садилъ сѧ Сива въ вышине,
На зелену гору, здесь ѧго златои кладенец,
А въ немъ жаркаѧ свѧтаѧ вода,
И ѿ нее огонь до самаго неба.
Тамъ Жива Юда сидитъ у огнѧ
Въ позолоченныѧ одежды одетаѧ всѧ.
Въ деснои руке у нее ковшъ золотои,
Жаркои водои онъ до краевъ налитои.
Она Сиве Богу службу велику служитъ.
Жаркую воду ему стужитъ.
А девчоночки въ поле жертву воздаютъ
И Богу песни такiе поютъ:
«Ои, Боже Сива Перуне! Тебе жертву, воздаемъ,
Въ твои личныи день песни поемъ.
Днесь ты съ небесъ до насъ соиди.
Какъ напьешь сѧ жаркои воды, чашу подними,
И прысни на насъ этои светлаи водои,
И будемъ мы жити тыщу лѣтъ ѿ воды тои живои».
Такъ девушки песню поютъ,
Богу молвѧтъ, и живу воду ждутъ.
И вотъ Сива Богъ Юде речь молвитъ:
«Юда Жива самовила, ѿ менѧ наказъ возьми,
Чтобъ наточить всемъ жаркои воды,
Въ руке твоеи ковшъ золотои,
Слети ты на поле и девчонокъ возьми съ собои,
Они длѧ тебѧ венки берутъ
И въ крепкiи градъ тебѧ сведутъ
И ты поидешь ѿ двора ко двору,
Тамъ златыѧ венки обовьют главу твою.
Ведь ты Богинѧ новои годины!
Три днѧ тебе быть на земле, (ѿ Родагоща до Зимнѧго днѧ Перуна три днѧ)
Въ наступившеи тамъ темнои мгле».
Жива Юда послушалась, и пошла
Жаркои воды наточила она
И внизъ она къ девушкамъ сошла.
И каждаѧ венокъ еи дала.
Девчата песни еи поютъ
И живую воду пьютъ:
«Ои, Юда прысни жаркою водои,
На таго кто требу разделилъ съ тобои.
Ты Богинѧ и ждетъ тебѧ наша землѧ
Ведь на нее пришла изъ Пекла мгла».
(на Родогощь акромѧ гостеванiѧ нашихъ Прѣдковъ, накладываетъ сѧ и еще одинъ пРАздникъ, это день побѣды Бога Велеса надъ Кощеемъ, просто эти событiѧ происходили въ различныѧ верѣменныѧ периоды, далеко ѿстоѧщiе другъ ѿ друга).
Вылезъ изъ Пекла лютыи змеи,
Этотъ змеи настоѧщiи Кощеи.
Боги мольбамъ людеи внимали
И светлаго Ѧрабога (Ѧростныи одно изъ прозванiи Велеса) къ нимъ посылали
И вотъ съ тѧжкои булавои въ руке
Богъ Ѧръ-Велесъ уже на реке.
И девушекъ онъ вопрошаетъ
О змее-кощее ихъ пытаетъ
Девицы, заплакали, закликали,
Свѣтлому Ѧру такъ сказали:
«Тотъ лютыи змеи девѧть девицъ забралъ
Да на реку съ ними убежалъ, но вернуть сѧ обещалъ».
Ѧръ-Велесъ на реку ѿезжалъ
И тамъ трехглаваго змеѧ увидалъ.
«Эи, ты змеи, скоро утонешь въ этои реке,
Ѿ тѧжкои булавы въ моеи руке.
Боги менѧ на землю послали,
Рассечь тебѧ на куски приказали.
Свѣтлыи Ѧръ булаву поднѧлъ,
И три главы змею разомъ снѧлъ,
И ѿтуда три реки изошли:
И вокругъ земли они прошли
Перваѧ река зелена вина,
Втораѧ река бел молока,
А третьѧ свежего медка.
Как девушки это увидали,
Белаго конѧ, подъ уздцы хватали,
И Ѧрабога въ гости приглашали.
Дары ему дарить обещали.
Но свѣтлыи Ѧръ имъ такъ сказалъ
И крепко–накрепко приказалъ:
«Иа къ вамъ, девы сеичас не поиду
И подарки Ваши не возьму
Но какъ только мои личныи день придетъ
Пусть народъ тогда мне требы и принесетъ».
Еще словъ онъ не досказалъ,
Тронулъ конѧ и на небеса поскакалъ.
Девчоночки же во дворецъ побежали
И царю все рассказали.
К нему ѧвилась такъ же Жива Юда самовила,
И царю то же все повторила:
«Эи, слушаи, Сiла-царь менѧ,
За то что Велесъ победилъ сѧго змеѧ,
Въ ѧго личныи день требу Богу воздаи,
Когда день сеи наступитъ, девѧть овновъ ѿдаи.
И длѧ менѧ ты жертву сотвори,
Когда иа къ тебе приду, всехъ людеи жаркои водои напои».
Речь Жива Юда лишь произнесла, пошелъ царь все исполнѧть,
Девѧть овнов рогатых искать, чтобъ Богу Ѧру въ жертву ихъ послать
(на день Бога Велеса на требу пекли печеньѧ с изображенiем домашних животныхъ)
СЛАВА БОГАМЪ И ПРѢДКАМЪ НАША!!!