✅ ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ, КАК ОН ЕСТЬ. Невозможно представить себе любителя славянской...
✅ ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ, КАК ОН ЕСТЬ
Невозможно представить себе любителя славянской истории, который никогда не видел бы изображений знаменитого Збручского идола. Однако увидеть его собственными глазами не так-то просто – несмотря на то, что формально он был найден на территории Украины, государственные границы 1848 г. были устроены таким образом, что идол оказался в Краковском археологическом музее. Хотя идол мог бы стать первоклассным объектом исторического туризма, информации о нем в туристических публикациях Кракова минимум (вероятно, сказывается отношение убежденных католиков к болванам поганским 😊 В этом году я его отфотографировал со всех сторон и могу показать во всей красе – с пояснениями в меру собственных исторических познаний. Идол представляет собой четырехстороннюю трехъярусную композицию под одной шляпой. Верхнюю часть традиционно интерпретируют как полноростовую фигуру одного из божеств, среднюю – как своеобразный «хоровод» жителей земного мира, нижнюю – как изображение некоего подземного бога, «поддерживающего» земной мир. Божество на лицевой стороне идола – рогоносец фигура с рогом. Принято считать, что фигура – женская. Женская сущность фигуры среднего яруса опознается гораздо более уверенно. Чтобы в этом не оставалось сомнения, справа от лица женщины изображена микроскопическая фигура ребенка. Левая сторона идола представляет собой всадника с висящей у пояса саблей (палашом?) и изображением коня у подножия на том месте, где у первого божества были ноги. В среднем уровне изображена, судя по всему, уже земная (а не божественная) мужская фигура, а в нижнем – тот же стоящий на коленях «атлант», что и на лицевой стороне, только теперь – вид слева. Правая сторона идола – «Властелин колец». Никогда бы не догадался, но это, как считается, тоже женщина. Галадриэль, наверное. Под ногами у Властелинки колец находится «земная» женщина, длине пальцев которой позавидовали бы кошачьи лемуры. В нижнем ярусе – уже знакомый нам «атлант», вид справа. И, наконец, задняя сторона. В верхней части – мужская фигура, которая стоит без всякой пользы каких бы то ни было атрибутов. Говорят, что на его одежде должен быть некий солярный знак, но я при всем старании ничего не смог найти. Возможно, имелось в виду вот это (с сильным увеличением, сорри за качество). Зато на этой стороне хорошо видны остатки исходной окраски идола. Судя по всему, она была красного цвета. В среднем ярусе задней части идола – уже знакомая нам лемуроподобная фигура, на этот раз мужская. А в нижнем ярусе никакого изображения нету. Есть предположение, что этим местом идол к чему-то примыкал, потому там ничего и не изобразили. А мне кажется, что древний скульптор просто постеснялся изобразить вид «атланта» сзади, ибо, с учетом позы «атланта», там поместились бы в основном его пятки и филейная часть… И, наконец, пояснение к идолу от польских музейщиков. Не так, чтобы очень подробно – но после 20 минут кругосветных идольных маневров с фотоаппаратом – вполне достаточно!