Запретное удовольствие или традиции древних грязнуль.

Запретное удовольствие или традиции древних грязнуль.

Запретное удовольствие или традиции древних грязнуль.

Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят "да" и будут правы. "…Чистота приближает человека к божеству", – заметил один европейский социолог.
Само слово "гигиена" произошло от имени одной из дочерей греческого бога-врачевателя Асклепия – Гигеи (богини чистоты и здоровья).

Все мы наслышаны о термах Древней Греции. При раскопках археологами были обнаружены развалины городов-курортов с бассейнами, специальными колодцами и водолечебницами. Жители Эллады ценили чистоту, их примеру следовали и римляне.

Древнегреческий историк Геродот считал, что первые бани появились у древних народов примерно в одно и то же время. Учёный немало путешествовал, за свою жизнь он побывал во многих странах – в Египте, Сирии, Вавилоне, на территории современной Украины, которую в то время населяли скифские племена.

После посещения Египта он писал: "Дважды днём и дважды ночью египетские жрецы совершают омовение. Повсюду бани, которые хорошо устроены и доступны каждому".

Баню испокон веков любили и ценили не только египтяне, но и шумеры, халдеи, финикийцы, скифы и викинги, персы и славяне.

Историки Византии не раз писали, что баня сопровождала древних славян всю жизнь – от рождения и свадьбы до самого последнего дня; именно бане они приписывали славянскую силу и выносливость. То, что в Древней Греции вода в банях текла по серебряным трубам, теперь кажется прекрасной сказкой.

Но совсем иначе обстояли дела в Средневековой Европе. С V по XII век, практически 700 лет, Европа вообще не мылась. Грязь была обычным явлением, о гигиене и слыхом не слыхивали. О канализации не имели представления, все нечистоты просто выплёскивались из окон на улицы.

Американский учёный-востоковед Генри Харт в книге о знаменитом венецианском путешественнике XII века Марко Поло писал, что в средневековой Венеции мылись единицы и то, в виде исключения. Бельё вообще считалось неслыханной роскошью.

Венецианцы заботились о своём внешнем виде – роскошной одежде, золотых украшениях и вовсе не придавали значения чистоплотности.
Нижняя одежда у них, в лучшем случае, была жутко грязной и дурно пахнущей, либо её вообще не было. Зато сверху были надеты дорогие шелка и меха.

Галантные рыцари, которыми до сих пор восхищаются девы, и сладкоголосые трубадуры той эпохи источали вокруг себя вовсе не аромат нежнейших роз, а невыносимую вонь. Так же благоухали и прекрасные дамы. Лучшими друзьями девушек в то время были чесалки для спины из дорогого дерева или слоновой кости, и блохоловки.

Сама королева Испании Изабелла Кастильская, не смущаясь, призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы. Что же говорить о других?

Крестоносцы поразили мавров не столько оружием, сколько "бомжовым" ароматом...

Вернувшиеся в Европу воины христовы, научившиеся за годы скитаний мыться на Востоке, попытались привить обычай мытья в бане своим согражданам, но, увы! С XIII века бани официально запретила Церковь как источник разврата и заразы. Хотя в уме современного человека это просто не укладывается.

Киевская княжна Анна, ставшая французской королевой, была единственной, кто регулярно мылся и заботился о своей чистоте. Плюс к этому она оказалась единственным грамотным при дворе человеком.

Французский король Людовик XIV издал распоряжение, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

Средневековые европейцы считали мытьё не только необязательным, но некоторые святоши всерьёз утверждали, что омовение греховно, ибо оно излишне услаждает плоть.

Поэтому не стоит удивляться, что по всей Европе, раз за разом прокатывались жуткие эпидемии холеры, чумы, проказы, унося тысячи жизней. В 1644 году в Европе была издана книга "Законы французской вежливости", в которой советовали каждый день мыть руки, а лицо "почти столь же часто".

А в XVII веке в Европе всё ещё ставили специальные блюдца на стол, чтобы гости могли давить в них пойманных на себе вшей. В России, к счастью, этого не было, бани спасали от этих кровососущих насекомых.

Сегодня американцы считаются одной из самых чистоплотных наций, но когда первые европейцы высадились на побережье Северной Америки, индейцы были изумлены их неопрятностью. До этого они никогда не встречали таких грязнуль и нерях. Сами они постоянно купались в реках, озёрах, водопадах и тщательно ухаживали за своими длинными смоляными волосами.

И уже позже из хроник профессора Леонарда Джеффриса, главы кафедры исследований африкано-американской культуры Нью-Йоркского университета, мы узнаём, что чёрные рабы, ввозимые в Америку купцами-евреями, отличались от хозяев-плантаторов, прежде всего, чистоплотностью.

И если американцы за минувшие столетия исправились, то, судя по многочисленным исследованиям и публикациям, нельзя то же самое сказать о Старом Свете.
Журнал "Ньюс интернешнл", например, пишет: "если говорят, что каждый день моются только две трети французов, то большинство немок меняет белье раз в пять дней, а немцы так и вообще носят трусы с носками по целой неделе".

Славяне же, по преданию, уже в I веке встретили Андрея Первозванного баней. В летописях записано, что князь Владимир повелел строить бани как "заведения для немогущих" (больных). Уже тогда сия процедура отожествлялась не только с чистотой, но и со здоровьем.

К сожалению после завоевания поляками Галиции и Волыни бани там исчезли. И что интересно, одним из обвинений, предъявленных Лжедмитрию I, было то, что он ополячился, потому что не мылся в бане, которую ему готовили каждый день.

В начале XVIII века датский посол в России Юст Эль удивлялся чистоплотности русских. Удивлялся еженедельному мытью наших предков и Уэллеслей, английский военный атташе при Александре II.

А потому, "да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!" – наш своеобразный гимн чистоте и богине Гигее.