Ярило Вешний. Ярило Вешний – день начала весенних свадеб, мужской праздник...

Ярило Вешний. Ярило Вешний – день начала весенних свадеб, мужской праздник...

Ярило Вешний
Ярило Вешний – день начала весенних свадеб, мужской праздник древних славян, который следует сразу после девичьего Лельника и традиционно припадает на 23 апреля, совпадая с моментом завершения Природой всех циклов пробуждения. народной традиции известен также как Юрьев день – день «волчьего пастыря». А все потому, что 23 цветеня Ярило непременно объезжает на своем коне Белый Свет и обязательно наведывается в леса, чтобы покормить волков и дать им наставления: не охотиться на молодых, еще не окрепших, зверей. Все это является частью обряда «Отмыкания Земли»: Бог Солнца оплодотворяет Мать Сыру-Землю и выпускает росу, что способствует буйному росту трав и цветов. Во многих селеньях это действо пытаются воссоздать при помощи народного театра: парень, ряженный Ярилой, приезжает на «коне» – молодцах, облаченных в костюм из грубой холстины. Затем он отправляется в поле для осуществления «Зарода», где опускает деревянный кол во влажный грунт, после чего Именем Ярилы благословляет Матушку-Землю и всех присутствующих.
Ярила считали покровителем пастухов и хранителем домашнего скота, поэтому перед тем, как впервые после долгой зимы выгонять скотину, молодежь с самого утра обходила дворы со словами: «Ты спаси скотинушку, Нашу сиротинушку, Всю животинушку, В поле, да за полем, В лесе, да за лесом, В лесу за горами, За широкими долами, Дай ты скотине траву да воду, А злому медведю пень да колоду!» После чего все возвращались в хлева и по сигналу пастуха начинали гладить животное по хребту красным или желто-зеленым яйцом, после чего отдавали крашанку пастуху, выгоняли скотину во двор, кормили особыми хлебцами («бяшками») и гнали на пастбище, слегка поторапливая вербовыми прутьями и приговаривая: «Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!»Наши предки, да и язычники-современники, совершают в этот праздник обряд очищения: на Заре обращаются к Солнцу – могущественной силе Света – с искренней просьбой содействия в решении тех или иных (личных, бытовых, вселенских и других) неурядиц. Для излечения телесных болезней, а также исцеления души, омываются или купаются в утренней росе, которая, как губка, впитывает все целебные свойства Луча.Во время омовения в росе говорили: «Будь здоров, как Ярилина роса!», «Ярилина роса от семи недугов», «На Юрия роса – не надо коням овса», «Гони животину на Юрьеву росу».
Во время запахивания пашни утверждали: «На Юрия выезжает и ленивая соха», «С Егорья – начало сева яровых».А урожайность яровых хлебов определялась по: «На Юрия мороз – будет просо и овёс», «На Егория мороз – под кустом овёс», «На Юрия мороз – гречихи воз», «На Егория роса – будут добрые проса».
В день «Отмыкания Земли» стремились положить начало новой семье: мужчины и женщины прогуливались по полям, укрепляя свой организм и очищая помыслы чудодейственной росой. Вечер заканчивался народным гуляньем, нередко свадьбой.