ВАНГА О ВЛИЯНИИ ГНИЛЫХ СЛОВ НА СУДЬБУ ЧЕЛОВЕКА
ВАНГА О ВЛИЯНИИ ГНИЛЫХ СЛОВ НА СУДЬБУ ЧЕЛОВЕКА
В Болгарии у меня есть друзья, с которыми я не один раз отмечал их государственный праздник 9 сентября - День освобождения Болгарии Советской армией от фашистского порабощения. Когда приехал к болгарским друзья в 1990 году, то годовщины 9 сентября Болгария, по известным причинам, уже не отмечала. У меня, таким образом, образовалась пауза, которую я решил использовать для возможной встречи с Вангой - известной и в нашей стране "провидицей".
Приехали. Только возле дома Ванги я узнал, что "провидица" посетителей не принимает. Во-первых, у неё ухудшилось самочувствие, а во-вторых - для Ванги 9 сентября осталось Великим праздником и ... нерабочим днём.
Можно было купить фотографию Ванги и возвращаться в Софию. Все прибывшие, как и я, платили 13 левов и 13 стотинок за цветную фотографию 18х13, но не расходились. Каждый рассчитывал каким-нибудь образом пробраться до Ванги или хотя бы увидеть её. Я - не лучший и не худший других - рассчитывал на это же.
- Неужели в день Великого государственного праздника Ванга не захочет, чтобы в её доме побывал руснак? - попробовал я издалека.
- Здесь есть руснаки кроме вас, - отразили моё наступление помощницы Ванги.
- Но может быть у нее ни разу не было руснака на редкостное имя Евграф? - не унимался я и пошёл напролом...
От предыдущих поездок в Болгарию у меня сложилось впечатление, что для болгарина руснак (русский, советский славянин) - прямой потомок того россиянина, который в 1877-1888 годах заплатил своей кровью за освобождения Болгарии от многовекового турецкого порабощения. Генерал Скобелев, офицер Гурко, перевал Шипка, город Плевен - святые имена и места для болгарина. Остатки погибших воинов русско-турецкой войны в Болгарии собраны в застеклённые хранилища (костницы) и до сих пор сохраняются как большие национально-патриотический святыни. Болгары ценят нас больше, чем мы ценим сами себя. А иметь в праздничный день у себя дома руснака - это настоящее счастье для простого болгарина.
Мои расчеты увенчались успехом. Ванга в самом деле уступила "редкостному имени". Через некоторое время её помощницы вышли и передали слова самой Ванги:
- Руснака с таким именем у меня ещё не было. Пусть зайдёт. Только предупредите его, чтобы он, как то делают его соотечественники, не "вытягивал" из меня злых пророчеств о России.
- Буду молчать, как рыба, - пообещал я.
- О, нет-нет! Молчать не надо. Ванга обидится. Поговорите с ней как равный с равной по тем вопросам, которые вас беспокоят.
- О чём поговорить?! Подскажите! - почти завопил я.
- А это уже - ваше дело, - спокойно ответили мне её помощницы. - Если у Вас нет о чём говорить, то зачем Вам встреча с Вангой? Если уже купили фото, то идите себе с Богом.
- Нет-нет! - встрепенулся я. - У меня есть о чём поговорить с Вангой, есть о чём посоветоваться с ней.
- Тогда пошли. Чувствуйте себя свободно. Ванга в совершенстве понимает русскую речь, хотя и говорит только по-болгарски.
- О! Это очень хорошо, поскольку я понимаю болгарскую речь и свободно говорю по-русски.
Переступил порог. Поздоровался:
- С праздником, сестра Ванга!
- Добре дошли, добре дошли! (1 - примечание) Спасибо за поздравление, братушка Евграф, - проговорила Ванга и протянула в пространство две сухенькие ручки.
Ванга сидела посреди комнаты на сколоченном из грубых досок стуле с высокой и широкой спинкой. Других мест для сидения в комнате не было. Я подступил ближе и протянул ей свою руку, которую она взяла своими двумя. Тогда я легонько стиснул ёё правую руку своими двумя. Вот так в четыре руки и началось наше общение. Ванга молчала. Первым заговорил я:
- Я - философ, профессор, учу и воспитываю студентов - будущих высококвалифицированных специалистов своего дела.
И опять замолчал. Без спешки, почти что речитативом, заговорила Ванга:
- А тебе нравится твоя работа?
- Очень!..
- Тогда ты - счастливый человек, если чувствуешь удовлетворение от своей работы.
- По-видимому, счастливый, - согласился я. - Хотя счастье - это такая сложная вещь...
- У тебя что-то не выходит? Что-то, как говорят у вас, "не клеится"?
- Есть и такое?
- А что именно?
- Ну, хотя бы вот что... Студенты наши - будущие интеллигенты! - сквернословят. Подходишь, к примеру, к корпусу одного из наших факультетов и фибрами души начинаешь чувствовать, что воздух здесь насыщен матюгами, как будто аэрозолями. Изо рта студента, как из туалетной трубы, фонтанируют нечистоты. Сквернослов не обращает внимания на то, что рядом стоит девушка - его будущая жена и мать его детей; что недалеко проходит преподаватель - сродни его отцу; что его словесные извержения слышит поседевшая женщина - его мать и бабушка.
Я, возможно, повысил голос, потому что Ванга отпустила мои руки, откинулась на спинку стула, её лицо побледнело. Меня жестами попросили перестать говорить. Ванга дышала прерывисто, ноздри её задрожали, и она возбуждённо заговорила:
- Братушка руснак! Я тебя очень хорошо понимаю... Я сейчас мир не вижу глазами (2). Я воспринимаю его только ушами, на слух. Весь мир я слышу. Гнилое слово я воспринимаю физически как что-то гадкое, мерзкое, липкое... Как удар палкой... Как будто рядом со мной кто-то стоит и блюёт... Обливает меня своей блевотиной.
Ванга вздрогнула, руками нервно вытерла своё лицо, как бы смахнула с одежды нечистоты и замолчала.
- А как же искоренять пошлость языка, - прервал я молчание.
- О! Слышу, слышу профессора и, вероятно, бюрократа. Им бы только что-то там "искоренять". Ну что же? Искореняй, искореняй, - с еле заметной иронией и улыбкой проговорила она. - А что касается меня, то именно из "искоренения" пошлости языка и началось мое до сего дня служение людям.
Ванга начала вспоминать:
- Ещё в детстве я, услышав сквернословие, в ответ читала староболгарское заклинание. И сейчас готова прочитать его в адрес словесного паскудника.
Она встала, отвернулась от меня к окну, пророчески подняла для проклятия руки и грозно заговорила по-староболгарски:
Чтобы ты всю свою жизнь пребывал
В компании, на работе, в семье -
В таком окружении, где
Без скверного слова, мата, пере-мата
Не услышал ни одного предложения.
Чтобы ты всю свою жизнь,
Как только раскроешь рота,
Так и - матюгался.
Да будут у тебя на всю жизнь
Такие друзья, такая любимая,
Такая жена, такие дети,
Чтобы ты с ними и они с тобой
Общались только скверными словами!
А мать твоя и отец твой -
Пусть слышат каждое твоё
Паскудное слово!
Аминь.(3)
Ванга опять села, как бы окаменела, и забыла о моём присутствии. "По-видимому, заснула", - подумалось мне. Помощники Ванги начали показывать мне, чтобы я тихонько вышел. Как только я ступил с места, Ванга вздрогнула и продолжила свой рассказ:
- Вот с того времени я и стала провидицей. Все, кто после услышанных слов моего проклятия, продолжал сквернословить, тот уже не мог остановиться до смерти. И жили они потом так, как я их прокляла.
- Это - страшно, - шепотом проговорил я сам себе.
Ванга услышала и решительно - мне показалось, со злорадством - проговорила:
- Да! Страшно! Но если твой студент не может распрощаться со сквернословием, поганит себя и воздух вокруг себя зловонными словами, то он сам готовит себе достойную только сквернослова жизнь Разве не так? И дело здесь не в моих проклятиях, а в самом сквернослове. Я ясно вижу его будущее. И оно непременно исполниться. И пусть исполняется! Страшно, но не жаль. Запомни мои слова: "Отхожее место не запахнет казанлыкской розой, и из ассенизаторной трубы не потечёт питьевая вода!" (4)
От Ванги я вышел поражённым. Я - атеист. Я не верил и сейчас не верю во все те пророчества и чудотворения, которые приписывают Ванге. Но теперь я её немного знаю. Она прислушивается и внимательно наблюдает за людьми, к их духовному миру, к их судьбе. Всю свою жизнь она посвятила этому и помудрела. Ванга - мудрая - и всё! Мудрая - и больше ничего! А этого для неё, как и для каждого из нас, вполне достаточно. (5)
Примечания
(1) Болгарское "Добре дошли" означает: "Милости просим", дословно - "С хорошим прибытием".
(2) Ванга ослепла, когда ей было 8-10 лет,
(3)Этот стих-заклинание я потом с помощью друзей обнаружил в сборнике старинных болгарских поговорок, заклинаний и привораживаний в библиотеке Софийского Университета.
(4) Это выражение я также обнаружил в библиотеке Софийского Университета. "Казанлыкская роза" - роза, которая выращивается в Болгарии в Казанлыкской долине. С лепестков этой розы изготавливают пахучее масло, которое известно во всём мире, как сырье для изготовление первоклассных, болгарских, духов.
(5) В 1998 году Ванга упокоилась. Мир праху твоему, добрая страдалица.
Проф. Дулуман Е.К.