✅ В. Захаров, А. Григорьев. КАК ПОСАДИТЬ СВОЮ ДУБРАВУ.
✅ В. Захаров, А. Григорьев
КАК ПОСАДИТЬ СВОЮ ДУБРАВУ
Методическое руководство
Содержание
Введение 6
Начнем? 7
Выбор участка для посадки 8
1. Посадки деревьев в черте населенных пунктов 9
2. Восстановление дубрав на лесных землях 11
3. Создание насаждений на безлесных территориях,
в защитных или прибрежных полосах водоёмов 12
Посадочный материал 13
1. Всходы – самосев 13
2. Желуди 15
3. Покупка и другие способы получения посадочного материала 20
Посадка 21
1. Посев 21
2. Выращивание саженцев
с их дальнейшей пересадкой 22
3. Как сохранить посаженное? 24
Наконец-то все? 27
Приложения: 28
Работе над данным пособием помогали:
А.Н. Авдеев, Новгородсельхозлес, г. Великий Новгород
О.А. Берлова, Центр координации и информации
МСоЭС, г. Москва
В.В. Горохова, Ярославский государственный университет, г. Ярославль
К.А. Пахорукова, Лесная кампания МСоЭС, г. Москва
Р.М. Терехов, РОО «Спасение малых рек, родников», г. Сокол Вологодской обл.
Д.В. Хотин, Лесная кампания МСоЭС, г. Москва
А.С. Яковлев, Марийский государственный технический университет, г. Йошкар-Ола
Составители признательны всем, кто высказывал критические замечания по тексту, давал советы и комментарии, делился своим опытом.
Ваши предложения и замечания направляйте по адресу
121019 Москва, а/я 211, Лесная кампания МСоЭС
или по электронной почте [email protected]
Введение
Начав работу по программе «Дубы России», мы столкнулись с огромным количеством вопросов, связанных с посадкой дубов. С чего начать? Где сажать? У кого спросить? Не в каждой библиотеке есть нужные книги. Поэтому мы решили обобщить существующий опыт, дать ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы и рассказать о возможных проблемах. Конечно, мы не даем рекомендации на все случаи жизни, в каждом месте будет что-то свое, у каждого из нас будут свои находки, потери, поражения и удачи.
Известно, что вырастить широколиственный лес гораздо сложнее, чем любой другой. Очень многое в этом процессе остается непонятным даже для профессионалов.
Однако все больше энтузиастов берется за это дело. Ведь такая работа — не только посильное участие в восстановлении родной природы, но и возможность привлечь к охране природы различные слои общества. Проекты лесонасаждения идеально подходят для экологического просвещения и образования школьников.
Сообщайте нам о своих достижениях и неудачах, анализируйте их. Ваши наблюдения будут включены в следующие выпуски этой серии. Это поможет другим группам и активистам, только-только начинающим свою деятельность по возрождению широколиственных лесов.
Начнем?
Итак, Вы решили включиться в программу восстановления широколиственных лесов, и Вам просто не терпится что-нибудь посадить своими руками. Однако торопиться не стоит. Основа любого успеха — тщательная подготовка. Поэтому сначала изучите всю доступную литературу, посвященную биологии и экологии дуба, липы, ясеня. Необходимо помнить, что дубрава — это не только дуб, но и целый ряд других пород. Мы же сажаем лес, а не плантации.
Очень полезно изучить историю и настоящее природы и природопользования района, где Вы предполагаете действовать: что представлял собой его растительный покров еще совсем недавно — 300, 200, 100 лет назад, какие социально-экономические и природные процессы изменили облик его природы. Естественно, не обойтись без знания почвенных и гидрологических условий.
И, наконец, Вам могут понадобиться адреса государственных, общественных организаций и коммерческих структур, которые могут стать помощниками (а может и противниками) всех начинаний по лесным посадкам.
В данном руководстве мы будем говорить в основном о дубе, поскольку выращивание именно этой породы вызывает наибольшее количество вопросов и сопряжено с наибольшим количеством проблем. Дуб — это наиболее сложная в выращивании из всех пород, массово встречающихся в лесах России. Тем не менее, многие рекомендации вполне можно отнести и к выращиванию других пород, естественно, с поправками на их биологические особенности.
Выбор участка для посадки
Выбор мест, как для посева желудей, так и для пересадки саженцев очень важен. Ошибки на этой стадии могут привести к тому, что все Ваши усилия будут потрачены впустую. Причин может быть масса — от вытаптывания отдыхающими и объедания коровами, козами, до несоответствия почв, воздействия засухи, морозов, разрастания сорняков и т.п.
Дуб лучше всего растет на достаточно плодородных почвах со слабой или нейтральной кислотностью. Это могут быть и суглинки, и пески с прослойками глины или суглинков. Очень важно, чтобы на участке не застаивалась влага. Если Вы засаживаете пойму реки, выбирайте участки, которые в паводок находятся под водой не более 30 дней, а лучше — не более 14. Белорусские лесоводы в таких условиях сажают дубы на гряды или ольховые кочки высотой от 0,5 м.
Определение пригодности почв — задача достаточно сложная, требующая специальных знаний и анализов. Наиболее простым признаком будет произрастание в аналогичных условиях поблизости достаточно крупных и здоровых дубов. (С них, кстати, и желудей можно будет набрать.)
Хороши также места, в которых растут липа, лещина, клен, а также травянистые растения, свойственные широколиственным лесам — медуница, крапива, сныть, копытень, пролеска, ветреницы, сочевичник, адокса, будра, зеленчук, живучка, осока волосистая, пролесник, лютик кашубский.
Вполне пригодны могут быть участки, заросшие серой ольхой или осиной.
Выбрав возможные места для посадок или посева по природным критериям, необходимо четко выяснить их юридический статус и дальнейшие планы владельца или пользователя этой земли. Без решения этого вопроса Ваши усилия через несколько лет или десятилетий могут пойти прахом. С этой точки зрения предпочтительнее выглядят частные (личные и коллективные) земли или арендованные территории. В любом случае, собственнику или владельцу участка потребуется разъяснить и проблему, и Ваши мотивации по созданию посадок, и, возможно, его выгоду.
Прежде чем начинать посадку деревьев, для начала необходимо определиться с тем, что же Вы хотите получить в результате. Здесь возможны варианты.
1. Посадки деревьев в черте населенных пунктов
Озеленение улиц и восстановление лесов — разные вещи, однако именно это направление стоит развивать и поддерживать, как один из действенных способов привлечь в свои ряды новых сторонников, не говоря уже об улучшении нашей среды обитания.
Выбор мест для посадок должен определяться планами озеленения и вкусом самих озеленителей. Прежде чем начинать посадки, обязательно проконсультируйтесь с местными властями, ведающими этим вопросом, ведь во многих городах, например, в Москве, посадка деревьев без соответствующих разрешений запрещена.
При создании зелёных насаждений вокруг школ, детских садов, больниц важно соблюдать санитарные нормы по освещённости, расстояниям до стен и т.п. Проконсультироваться по этим вопросам можно в соответствующих муниципальных организациях, ведающих озеленением. Контакты с ними необходимы и для того, чтобы молодые деревца не были срезаны бульдозером или вывернуты экскаватором при ремонте водопроводных или отопительных труб, электрических кабелей и других коммуникаций.
В населенных пунктах иногда бывает целесообразнее высаживать даже не дубы, а липы, клены или ясени (рекомендуем использовать ясень обыкновенный, наш местный вид, а не ясень пенсильванский, широко используемый в озеленении), поскольку они растут быстрее и более устойчивы к загазованности и к засолению.
Особая статья — посадки в больших парках, парках старинных усадеб и т.д. Традиционные российские парки и лесопарки (в отличие от регулярных парков европейского типа) порой становятся похожи на настоящие леса, выгодно отличаясь от соседних участков, пострадавших от интенсивного лесного хозяйства. Именно такие «одичавшие» парки и усадьбы могут стать базой для отработки методов восстановления широколиственных лесов в округе, а также служить источником посадочного материала дуба и других деревьев и кустарников, семян травянистых растений, свойственных этим типам растительных сообществ. Относиться к таким местам надо крайне бережно, чтобы Ваши эксперименты вписались в существующий комплекс, а не разрушили его.
Восстановление старинных парковых ансамблей также может способствовать привлечению новых сторонников в Вашу организацию.
2. Восстановление дубрав на лесных землях
Мы ставим своей задачей не просто увеличение количества дубов, а говорим о необходимости восстановления экосистем. А любое лесное сообщество может нормально развиваться, только занимая определенную минимальную площадь. Эта площадь должна вмещать все возрастные группы самой долговечной породы деревьев, образующей данный лес. Тогда обеспечивается непрерывное поддержание возрастной структуры леса. Именно поэтому следует выбирать для посадки участки, непосредственно примыкающие к лесным массивам с участием широколиственных пород (на крайний случай, со следами произрастания широколиственных лесов в недалеком прошлом). Будет хорошо, если Вам удастся соединить молодыми посадками разорванные некогда единые массивы дубрав, создавая своеобразные коридоры или окружая молодыми деревцами отдельно стоящие дубы. Для этого посадки ведутся в непосредственной близости от взрослых дубов, но только не под их кронами.
Поскольку дуб — порода светолюбивая, его нельзя сажать под плотный полог леса (там он, возможно, просуществует некоторое время в виде так называемого «торчка», а затем погибнет). В то же время необходимо избегать и полностью открытых мест, на которых возможны весенние заморозки. Оптимальными будут крупные окна, поляны, опушки (в северных районах — южные, защищенные от холодных ветров, на юге — северные, закрытые от палящего солнца).
Вместе с дубом следует высаживать и другие породы. В ряде ландшафтов следует учитывать естественное окружение и планировать, что на выбранном Вами участке очень скоро появится самосев других пород. Не всегда с такими «сорняками» стоит бороться. Часто стоит даже способствовать образованию смешанных (например, хвойно-широколиственных) насаждений.
Вместе с дубом можно подсаживать или подсевать и травянистые растения, характерные для широколиственных лесов. Это медуница, сныть, копытень, пролеска, осока волосистая, ландыш, пролесник, лютик кашубский. Подобные опытные работы могут быть крайне интересными и для школьных кружков, и для научных студенческих обществ.
3. Создание насаждений на безлесных территориях, в защитных или прибрежных полосах водоёмов
Очень полезным делом является создание насаждений вдоль рек и ручьев, а также по оврагам и балкам, которых очень много в ряде лесных и лесостепных регионов. Это очень важно для сохранения пойм, уменьшения паводков и позволяет противостоять обмелению