Традиции Волшебный Талдом
Традиции Волшебный Талдом
Гармония традиционного русского деревянного дома безупречна. Крестьянский ли дом, купеческий ли — архитектура его была очень проста, поскольку диктовалась требованиями хозяйственной целесообразности. Но система резного декора превращала функциональную основу в подлинное произведение искусства. И, как всегда в народном искусстве, декор не существовал отдельно, он был слит с украшаемым предметом и исполнен сокровенного смысла.
Резьба, кажется, была повсюду. Светелки, балконы, доски-прибоины, фризы, кронштейны, подзоры, причелины — все было резное. Центром этой стройной системы были наличники. Даже корень слова «наличник» указывает на то, что это — лицо дома. Наличник — это целое искусство! И как во всякой области народного искусства, мы видим великое разнообразие канонов, связанных с местностью. По одному виду наличника часто можно сказать, в какой губернии и даже в каком уезде стоял дом. В деревнях, отстоящих друг от друга на 100-150 км, наличники порой отличаются разительно.
Век дерева не слишком долог, поэтому большинство дошедших до нас старинных образцов датируются рубежом XIX и XX вв. Необратимы потери, причин тому много — это и война, и пожары, и небрежное отношение, и вандализм. Но и сохранившиеся до нашего времени образцы позволяют представить себе картину ушедшего великолепия. Где-то уцелели красивейшие дореволюционные дома вместе с дореволюционными еще наличниками (чаще в ужасающем состоянии), а где-то мотивы старинных наличников предстают в более или менее точных копиях 50-х гг. Картину былого величия приходится собирать как античную мозаику — порой по мельчайшим кусочкам.
Судьба этого искусства трагична. То, что домовая резьба на рубеже XIX и XX вв. большей частью была пропильной, выполнялась по шаблонам и включала в себя многочисленные повторения, сбивало с толку современных ей художественных критиков. «Как же это может быть искусством?» — возмущались они. Русская народная пропильная резьба объявлялась примитивной и антихудожественной. Но недальновидные критики забыты, а непризнанное в свое время и уже потерянное искусство год от года восхищает нас все сильнее — «большое видится на расстоянье»!
На рубеже XIX и XX вв. искусство деревянной народной архитектуры достигло в своем развитии впечатляющего расцвета, но после 1917 г. процесс резко остановился. Все, что было создано позже, ни по масштабам, ни по художественному достоинству, ни по техническому мастерству исполнениянесопоставимо с блистательным дореволюционным наследием.
Сама форма наличника наталкивает на мысли о возможных источниках, из которых поколения мастеров черпали свое вдохновение. Использование форм каменной архитектуры очевидно.
Удивительно сходство наличников Русского Севера с резными киотами старых времен. Наличники восточной части Московской области стремя полукружиями в навершии пробуждают смутную аналогию с рядом закомар в каменной церковной архитектуре. Много общего у наличников и с заставками старинных рукописных книг — как в самой структуре, так и в мотивах.
Несомненно и вполне логичное сходство навершия наличника с традиционными женскими головными уборами — кокошниками, корунами, повязками. Если наличник — лицо, то его навершие — головной убор. Навершия-кокошники, также как и их прототипы, поражают разнообразием форм. А подзоры на деталях наверший напоминают ажурную поднизь кокошников из мелкого речного жемчуга. Да и изобразительные мотивы сходны — многоликое «древо жизни» с чертами женского существа, двуглавые орлы, солярные символы.
И, наконец, наличник напоминает... сам дом. Плоскость окна соответствует фасадной стене, а двускатная крыша дома повторяет себя в двускатной форме навершия.
Исключительно богаты резными наличниками области центральной России. Мощное развитие получило это искусство в сибирских городах. В каждой местности существовали свои излюбленные формы, конструкции, модели, мотивы, приемы, стили — все, что, объединяя эти понятия, можно выразить словом «канон», поскольку эта совокупность признаков воспроизводилась в пределах данной местности весьма устойчиво, обрастая множеством вариантов и разработок, которые создавали, соревнуясь между собой, местные умельцы. Запущенный в обращение талантливыми народными мастерами какой-нибудь артели и связанный с давними местными традициями, такой канон, приживаясь на какой-нибудь связанной коммуникациями территории, становился местным эталоном красоты, его признавали и им дорожили.
Московская область, возможно, как никакая другая, являет нам великое разнообразие наличников и деревянного декора в целом. Отличаются яркой самобытностью и наличники северного направления на Дмитров, Талдом и Кимры.
В самом Талдоме и в деревнях Талдомского района пока еще сохранились доживающие свой век красивейшие дома с прекрасным деревянным декором. Хорошо, если в деревне осталось 1-2 таких дома. Но есть и такие деревни и села, которые могли бы стать великолепными музеями народной архитектуры под открытым небом, если бы об этом позаботились немного раньше. Изумительная «золотая линия» прошла по старой дороге, соединявшей Талдом с богатыми резной красотой деревнями Ахтимнеево, Карачуново, Сотское, Мякишево, Квашёнки (фото 3), Сменки (фото 4), Желдыбино. Замечательные дома, чудеснейшие наличники. Великий Двор — село, в котором образ ушедшего времени предстает явственно и зримо в длинной веренице столетних домов. А от целой деревни Сорокино остались только руины, вероятно, самого прекрасного дома, какой стоял когда-либо на талдомской земле (фото 2). И везде к первоначальному образу приходится пробиваться сквозь искажения, переделки и утраты. Это непростой путь!
Среди наличников Талдомского района выделяются своей красотой и выразительностью наличники двух различных канонов. Один из них может быть представлен благороднейшими наличниками Зверева, Талдома и Сорокина (фото 5, 6, 7).
Деревня Зверево формально находится в Тверской области — всего в километре от границы с Талдомским районом, но канон не признает букву административных границ, он питается духом!
Такой тип конструкции встречается в России повсеместно, а своеобразие этому талдомскому канону придают размещенные на классической основе резные мотивы (растительные и зооморфные) и неповторимый изобразительный стиль, в котором они выполнены. Над двускатной частью карниза, в навершии, расположились фантастические ужи-«господарики» — хранители дома, любимейший мотив в самом Талдоме и в окрестностях. Похожих ужей-«господариков», но уже огнедышащих, мы видим на богатейших наличниках дома в деревне Сорокино (фото 8). Иногда эти существа увенчаны общей короной, как в деревнях Юркино и Зверево (фото 9).
Неизвестно, есть ли где-нибудь еще в России подобные примеры, — на каждом из 14 наличников сорокинского дома помещалось 8 резных изображений фантастических существ! По обеим сторонам треугольного фронтона мы видим полочки над своеобразными капителями. На каждой полочке наличника сорокинского дома стояло по две небольших птички, а между ними красовались крылатые огнедышащие существа. К сожалению, это относится только к прошедшему времени. Для того, чтобы поднять с земли последний уцелевший экземпляр, нам пришлось вырвать с корнями из земли почти метровый куст крапивы, проросший сквозь отверстия этой детали (фото 10).
Это излюбленные талдомские мотивы, значение которых невозможно понять, не погружаясь в глубины славянской и угро-финской мифологии. Именно там находится ключ к пониманию смысла всей системы декора традиционного русского дома.
Но чаще, на полочках таких наличников можно видеть берегинь, как и во многих других областях России. Упрощенные изображения то ли женской фигуры, то ли «древа жизни» в разных воплощениях и начертаниях (фото 11).
Тот же многоликий образ берегини мы находим в декоре повсюду.
Изысканная ажурная вязь приставных боковых деталей, казалось бы не несет в себе иной функции, кроме чисто декоративной (фото 12а,б,в). Ан-нет, оказывается,что их форма похоже, произошла от изображений все тех же ужей-«господариков», как на наличнике этого талдомского дома (фото 13).
Другой талдомский канон не менее популярен (фото 14, 15, 16).
Почти плоская конструкция несущей основы чрезвычайно проста, даже грубовата. Силуэт наличников во многом определяют диковинные приставные боковые детали, которые и не собираются скрывать, что выпилены из обычной длинной прямоугольной доски. Здесь нет изощренных криволинейных композиций из завитков, как в первом каноне. Часто незамысловатый рисунок создается скупыми узкими прорезями в доске. И, тем не менее, наличники этого канона обладают ярким своеобразием. Очарование и поэтичность им придают резные мотивы, которые помещены в навершии с обязательной ступенькой посредине — один мотив в центре на ступеньке, а симметричные мотивы — на боковых полочках. Среди этих мотивов — загадочные фантастические существа и целые композиции, очевидно, обладавщие священным для наших предков, но пока так и нерасшифрованным до конца смыслом. Часто имеется также накладной резной мотив в центре навершия.
Среди этих мотивов нередки разнообразные изображения двуглавых орлов (фото 14).
Очень часто на средней полочке помещен диковинный мотив двух водоплавающих существ с поднятыми хвостами, соединенных то горизонтальными линиями, то подобием общей короны над их головами, то каким-то небольшим вертикальным мотивом между ними (фото 17а, б). Гораздо чаще головы отвернуты друг от друга (фото 17а), но бывает и наоборот (фото 176).
На боковых полочках — неимоверное разнообразие птиц, крылатых и хвостатых существ (фото 18) — от вполне натуралистически переданных петухов (фото 18а) до крылатых драконов с поднятой лапой (фото 18в).
Изредка на полочках попадается мотив, напоминающий известную из народной вышивки «птичью ладью», такие мотивы можно увидеть в деревнях Григорово, Карачуново и Нушполы (фото 19а). Исключительный интерес представляют мотивы этого типа, обнаруженные нами в деревне Бабахино, но птицы там больше похожи на драконов — они огнедышащие, и на голове у каждой маленькая корона! (фото 196).
Вспомнить о народной вышивке и известных из этнографии сведениях о животных-оборотнях заставляет симметричная композиция из двух четвероногих зверей с маленькими острыми ушами, повернувшихся к своим хвостам (фото 19в). И опять мы видим нечто вроде общей короны над их головами.
Помимо рассмотренных групп наличников очень много и таких, которые классифицировать сложно. И, конечно, огромную часть наличников, как и везде по России, составляют аскетические образцы советского времени.
Прервана связь времен, и современные попытки использовать традиционный резной декор в новом строительстве, к сожалению, обесценены примитивным декоративизмом, необдуманными дисгармоничными пропорциями частей и целого, игнорированием объемной структуры наличника и декора в целом, а главное — отсутствием общего замысла и цельной образной системы, которая была настоящей сердцевиной искусства прошлого.
Данная статья написана по материалам экспедиционной работы в Талдомском районе, предпринятой авторами в 2008-09 гг. по собственной инициативе.
Богатейшее культурное наследие талдомского края должно быть, наконец, осмыслено. Должны быть приняты всесторонние меры по сохранению и реставрации еще существующих памятников и пропаганде талдомского искусства деревянного зодчества. Изумительная гармония прошлого должна ожить в постройках нового времени, а также в представлениях о прекрасном ныне живущих и будущих поколений.