Традиции и особенности воспитания мальчиков на Руси
Традиции и особенности воспитания мальчиков на Руси
Прежде всего, необходимо вспомнить о тех ценностях, которые прививались детям в русских семьях вне зависимости от половых различий. Во главу угла ставилось почитание родителей и вообще старших. Гарантией того, что эти традиции будут сохранены, служило то, что семьи жили вместе в общем доме и опыт предавался от старшего поколения младшему.
Уважение и бережное отношение к окружающему миру – еще один принцип воспитания на Руси. Умение жить в гармонии с природой воспитывалось с раннего детства, так же как уважение к своему Отечеству. Вместе с тем детям передавались трудовые навыки, такие как обработка земли и выращивание хлеба, например. Формирование трудолюбия считалось обязанностью родителей, тогда как лень признавалась следствием недостаточного воспитания.
Нравственное воспитание присутствовало всегда, об этом говорят пословицы и поговорки, сохранившиеся до настоящего времени. «Не стыдно молчать, когда нечего сказать», «От учтивых слов язык не отсохнет» - в этих и других поговорках народная мудрость о правилах поведения и хороших манерах. Традиции гостеприимства были столь сильны, что уходя из дома, хозяева не закрывали дверь, а на столе оставляли угощение для возможных гостей. Естественно, что в этих традициях воспитывались и дети.
Различия в воспитании девочек и мальчиков объяснялись, прежде всего, тем, что девочек воспитывали как будущих матерей и хранительниц семейного очага, а мальчиков – как будущих воинов, защитников и кормильцев. Поэтому и игры и игрушки у них были разными. Игры мальчиков были, прежде всего, направлены на формирование мужского стиля поведения, им были свойственны агрессия, азарт, определение победителей и побежденных. Участие в игре было для мальчика испытанием, позволяющим в случае побед повысить свой авторитет. Наказание за проигрыш учило преодолевать боль и трудности. Лет с десяти мальчик принимал участие в коллективных играх вместе с взрослыми – взятие снежного городка или кулачные бои, которые проводились в праздники.
Первый этап перехода из младенчества в отрочество был связан для мальчика с постригом и сажанием на коня. Происходило это обычно в два – три года. Начиная с этого момента, мальчиков готовили к защите не только своей семьи, но и всего Отечества. В «Повести временных лет» рассказано о том, как сын Игоря и Ольги Святослав был посажен на коня и подал знак дружине о начале схватки, запустив копье во врагов. И пусть копье не пролетело далеко, так как он был еще ребенком, но видно, что маленького князя воспитывали как воина настоящего, а не будущего.
В двенадцать лет юноша получал второй меч, как знак того, что он уже должен в совершенстве овладеть этим оружием и стать настоящим воином. С этого времени он мог участвовать в походах и сражениях и завоевывать собственную славу.
Не стоит думать, что знания, связанные с ратным делом, были единственными получаемыми мальчиками. Владимир Мономах в «Поучении своим детям» указывает на то, что «… чего не умеете, тому учитесь…» и приводил в пример своего отца, знавшего пять языков. О том, что обучение на Руси ценилось всегда, говорят русские пословицы и поговорки, и найденные археологами берестяные грамоты, в которых дети учились писать.
Кто же должен был заниматься воспитанием мальчиков? Интересно, что на Руси воспитание мальчиков считалось не женским делом. В семьях дворянских были дядьки, которые наряду с няньками ухаживали за детьми мужского пола, а для получения образования нанимали гувернера – мужчину. В крестьянских семьях мальчики сразу росли в мужской среде, так как очень рано начинали помогать старшим мужчинам по хозяйству. Трудовое воспитание мальчиков считалось прямой обязанностью мужчины, так же как и наука мужского поведения. Обучение сына велось собственным примером: наблюдая за отцом, мальчик обучался труду, учился строить взаимоотношения с окружающими, вести себя сообразно ситуации.
Наказание детей также являлось прямой обязанностью отца, ведь общественное мнение требовало от него строгости в воспитании детей. При этом наказание обязательно должно было быть заслуженным и запомниться на всю жизнь, поэтому проводилось с соблюдением определенного ритуала. Наказание могло быть назначено за воровство, неуважение к старшим, непослушание и другие проступки. При этом решения, принимаемые отцом, не обсуждались, а беспрекословно исполнялись.