✅ ТИМУР, ТОХТАМЫШ И ЕДИГЕЙ. Описывая походы и войны Тимура, Р.П. Безертинов...

✅ ТИМУР, ТОХТАМЫШ И ЕДИГЕЙ. Описывая походы и войны Тимура, Р.П. Безертинов...

✅ ТИМУР, ТОХТАМЫШ И ЕДИГЕЙ
Описывая походы и войны Тимура, Р.П. Безертинов задаётся вопросом: «За какие грехи ведомый дьяволом Тимур в беспрерывной войне разрушал одно тюрко-мусульманское государство за другим? За какие грехи Великий Тэнгри отвернулся от тюрков? Пока никто не задавался этими вопросами. А может, эти страдания тюрки испытали потому, что они сами отвернулись от Великого Тэнгри, от духов своих предков, традиций, обычаев и в духовной битве поражение оказалось предвестником проигранных битв на земле?» Что ж постановка вопроса абсолютно правильная, а вот ответ уверен только отчасти. Для того чтобы ответить на поставленные Р.Н. Безертиновым вопросы, нам вначале придётся обратиться к предыстории описываемых событий.
Тюркские историки, описывая события того времени, сосредотачивают своё внимание па улусах чингизидов, называя все эти улусы тюркскими. В то же время они проходят мимо вполне очевидных фактов, так как некритически изучают источники. Вот и Р.Н. Безертинов, описывая историю Джагатапского улуса, рассказывает о нём, как об образовании, которое распалось постепенно под влиянием перехода населения Средней Азии (Мавераннахра) к оседлости. Однако дела обстояли иначе. После того как Въ Лѣтъ 6765 отъ СМЗХ Хулагу вторгся в Среднюю Азию (Мавераннахр), а затем в Иран, он, по существу, создал империю хулагидов. В результате, Средняя Азия (Мавераннахр), заселённая тюрками, отошла к нему. Именно это событие привело к тому, что Джагатайский улус распался на две части: Тюркестан, включавший в себя Мавераннахр (Среднюю Азию), заселённый, в основном, тюрками; и Монголистан, включавший в себя Семиречье и Кашгар, заселённый монголами.
Улус Джучи, а если точнее, то уделы Орду и Бату входили в состав Рассении и никакого отношения к Джагатанскому улусу не имели. Удел Орду был заселён, в основном, славѧнами Рассении, а удел Бату, на первом этапе, имел смешанное славѧно-тюркское население. Таким образом, этнический состав Монголистана, Мавераннахра и Южной Рассении был разным, что возбуждало возникновение антипатии, которые как раз и подмечены Р.Н. Безертиновым и другими авторами. Причём, отношения славѧнъ-татар Рассении и монголов были дружественными, а отношения и тех, и других к тюркам, как и наоборот, были достаточно агрессивными. Это неизбежно вело к столкновениям. Въ Лѣтъ 6777 отъ СМЗХ царевич Барак из улуса Джагатая (Маверапнахра), подбиваемый Хубилаем, начал нападать на караваны, безопасность которых обеспечивалась постоянным ордынским войском Рассении. Жрецы Рассении и Верховный Атаман постоянного ордынского войска Тимур Меньшой потребовали собрать курултай (круг) чингизидов и нойонов монгольских улусов Угедея и Джагатая с участием представителей постоянного ордынского войска Рассении.
Курултай (круг) состоялся у реки Талас. На нём был установлен мир, а также уточнены границы этих улусов. По решению круга эти улусы были признаны независимыми от правления Хубилая и объявлены самостоятельными государствами. Естественно, влияние на них Рассении возросло. Наиболее тесными стали эти отношения и период войн северных монгольских улусов с Хубилаем. Рассения неоднократно оказывала помошь Монголистану войсками в период этих войн. В ходе сражений 50-х лѣтъ XIV века как раз и выдвинулся тысячник Тимур, воевавший в составе одного тумена Рассении в Монголистике.
Замятия в Тюркестане началась Въ Лѣтъ 6846 отъ СМЗХ. То есть значительно раньше, чем в отюркеченном западном ордынском войске. Причина, естественно, была одна и та же: каждый отюркеченный чингизид хотел иметь свой улус и править самодержавно. В этих условиях положение Тюркестана (Мавераннахра) с каждым годом ухудшалось. Не лучше обстояли дела и в Иране. За развитием событий в Тюркестане внимательно следили в Рассении. Жрецам Рассении в конце 50-х Лѣтъвъ XIV века стало ясно, что нужно начинать объединительный процесс в Тюркестане, чтобы установить там своё влияние. Но Рассения в это время ещё была связана войной на востоке, в Монголии, а поэтому было принято решение использовать хана Монголистана Туклук-Тимура для объединения Тюркестана. Такое решение вызывалось ещё и тем, что чингизиды Тюркестана могли не принять в качестве Верховного Правителя темника Рассении.
В этом случае война становилась неизбежной, а сил для её ведения у Рассении не было, так как они были задействованы на востоке. Вот почему решили обойтись приданием тумена Тимура хану Монголистана Туклук-Тимуру. Въ Лѣтъ 6868 отъ СМЗХ хан Туклук-Тимур с сильной армией перешёл реку Сырдарью у Ходжента и, не встречая сильного сопротивления, быстро занял весь Тюркестан (Мавераннахр). За помощь, оказанную в этом походе, Туклук-Тимур передал молодому темнику Тимуру в личное владение Кашкадарышский вилайетъ, правитель которого, Хаджи-Барлас, бежал в Хорасан. Сам Туклук-Тимур вернулся в Семиречье. Этим воспользовался эмир Хусейн, внук бывшего правителя Тюркестана (Манераннахра) эмира Каза-гана, который поднял восстание. Туклук-Тимуру Въ Лѣтъ 6869 отъ СМЗХ пришлось вернуться в Тюркестан.
Ополчение эмира Хусейна было рассеяно. Но в это время в самом Монголистане вспыхнул мятеж. Часть эмиров возвели на ханский престол одного из потомков Чингнзхана – Тамлика. Туклук-Тимур, оставив правителем Тюркестана своего сына Ильяса-Ходжу, назначил темника (эмира) Тимура первым министром и главнокомандующим, а сам вернулся в Монголистан. Естественно, что монголы без уважения относились к тюркам, к тому же принявшим ислам. Своевольство монгольских военоначальников и войска по отношению к местному населению стало обыденным явлением. После заключения под стражу 70 сеидов из потомков пророка Мухаммеда, большая толпа мусульман пришла к Тимуру с просьбой освободить сеидов. Тимур понимал, что бесчинствами успокоить страну нельзя, поэтому приказал освободить сеидов.
Этим неосторожным решением он навлёк на себя недовольство монгольских военоначальников, которые составили и отправили хану Туклук-Тимуру письмо, в котором обвиняли темника Тимура во всех грехах. Хан Туклук-Тимур поверил доносчикам, приказал схватить и казнить Тимура. Однако приказ попал в руки самого Тимура. С верными людьми Тимур вынужден был скрываться. С этого момента начались многолетние злоключения Тимура. Однако он не ушёл в Рассению, так как там ему не могли серьёзно помочь. Поэтому Тимур вынужден был полагаться только на свои силы. Вплоть до Лѣтъ 6878 отъ СМЗХ он ведёт напряжённую борьбу то с одними, то с другими противниками. В конце 60-х Лѣтъвъ XIV века борьба, в основном, развернулась между ним и эмиром Хусейном, который ранее неоднократно был его сторонником.
Въ Лѣтъ 6877 отъ СМЗХ эмир Хусейн стал энергично укреплять принадлежащий ему Балх. Тимур расценил это как приготовление, направленное против него лично. Въ Лѣтъ 6878 отъ СМЗХ Тимур собрал большое войско и осадил Балх. Осада города стоила больших потерь. Но после нескольких штурмов Балх был взят. Эмир Хусейн погиб от руки некоего Кайхусрау в отместку за убийство его брата. Так Въ Лѣтъ 6878 отъ СМЗХ Тимур стал Верховным Правителем Тюркестана (Мавсраннахра). И в это время он оказывается в подчинении Верховного Атамана Рассении Уруса, который был направлен на запад для объединения и возрождения западного ордынского войска. Конечно, такое решение ему не могло понравиться. Тем более и сам Тимур за прошедшие 10 лѣтъ сильно изменился. Этому способствовал целый ряд причин.
Во-первых, он действовал в стране, в которой мусульмане имели значительные позиции, не считаться с которыми было опасно. Поэтому постепенно Тимур стал активным сторонником ислама, который умело использовал против врагов Рассенни.
Во-вторых, Тюркестан был областью, которая со времён Чингисхана принадлежала его потомкам, с чем также нельзя было не считаться. Поэтому Тимур восстановил институт Великого Хана и действовал под его прикрытием.
В-третьих, злоключения прошедших 10 лет изменили его отношение к монголам и Монголистану. Монголы, некогда бывшие верными друзьями, превратились в заклятых врагов. Поэтому нечего удивляться, что после объединения Тюркестана (Мавераннахра) Тимур начал войну с Монголистаном.
Но, несмотря на это, он продолжал оставаться приверженцем Великой Славѧнской Державы. Ему удалось восстановить важнейший атрибут славѧно-арийской организации государственной власти – круг (курултай), на которой собирались все без исключения царевичи, эмиры, беки и войсковые начальники. Все организованные им походы приводили к сокрушению противников Славѧнской Державы: тюрок в Средней Азии и на Волге, турок в Малой Азии и т.д. Отвечая на вопрос, поставленный Р.Н. Безертиновым, следует сказать, что никакой дьявол не руководил Тимуром. Им руководила возложенная на него ответственность за сохранение единства Славѧнской Державы.
За период с Лѣтъ 6879 по 6885 отъ СМЗХ, Тимур предпринял 6 походов в Монголистан, однако присоединить его к Тюркестаиу не смог. В четвёртом походе он даже попал в засаду, из которой чудом вырвался. Эти походы, а также походы против Хорезма показали, что организация войска довольно несовершенна.
В начале он решил навести порядок в командовании. Для этого было отобрано 313 человек, доказавших свои способности в предыдущих сражениях и преданных ему. Все они получили высокие должности. Причём, 100 человек стали тысячниками, 10 – возглавили тумены, а трое составили личное окружение Тимура. Таким образом, войско Тимура в конце 70-х Лѣтъвъ XIV века насчитывало около 100 тысяч человек, сведённых в 10 туменов. Эта цифра в дальнейшем отклонялась в ту или иную сторону, но никогда численность войска не превышала более 140 тысяч человек. Поэтому сведения о 200 и даже 300 тысячах войска у Тимура нужно воспринимать, как явное преувеличение. Организация туменов была аналогична тумену Рассении.
Необходимость штурма городов требовала иметь в составе войска пехоту. В некоторых походах Тимура пехота составляла до 50%. При этом пехота в дальних походах обеспечивалась лошадьми. В то же время значительная часть конницы была обучена действиям в пешем порядке. Кроме конницы и пехоты, из жителей, занимавшихся судоходством, набиралось соединение понтонеров. Из ремесленников и алхимиков набиралось соединение строителей осадных машин, метательных орудий и метателей греческого огня. Они как раз и составляли 13-й и 14-й тумены.
В построении войска для сражения также были внесены существенные изменения. У Чингизхих, при организации сражения, войско делилось на два эшелона. Первый изматывал противника и добивался его расчленения, а второй затем сокрушал разделённого противника. Данное построение было наиболее эффективным при ведении боевых действий конницы в степи против смешанного войска противника. Но так как к этому времени искусством организации сражений по Ясе Чингисхана овладели китайцы, тюрки и арабы, то полководцам Рассении пришлось менять саму организацию сражения. У Тимура войско делилось на четыре части (корпуса): центр, правое крыло, левое крыло и резерв. Центр, правое и левое крыло должны были отбить все наскоки конницы противника и максимально его ослабить, а затем, совместно с резервом, нанести ему поражение. Такая организация сражения напоминает построение, применённое Боброком на поле Куликовом. Но если у Боброка такое построение было результатом гениальной догадки, основанной на личном опыте, то у Тимура обобщённый опыт лёг не только в организацию сражения, но и в организацию войска.
Для того чтобы центр, правое и левое крылья выполнили свою задачу с меньшими потерями, войска Тимура стали применять окопные щиты, которые устанавливались перед повозками, выстроенными в виде полукруга. Эти окопные щиты защищали лучников, находившихся на повозках и метательные орудия, обстреливавшие противника. Каждая из частей (корпусов) войска имела по 2-3 тумена. Они включали и пехоту, и конницу. Поэтому, в случае необходимости, они могли действовать самостоятельно. Только резерв состоял из отборной конницы. Эта гвардия набиралась, как полагает Р.Н.Безертинов, из джагатаев. Но кто такие были джагатаи? Джагатаями на самом деле были славѧне-татары Рассении (Сибири). Это были профессиональные вояки, которые никогда не гоняли с собой стада скота. Именно их Тимур ценил выше всех других войск. Именно поэтому ни официальные российские, ни тюркские историки не засвидетельствовали ни одного похода Тимура в Рассению (Сибирь) с целью захвата и закрепления какой-либо области или города. Обеспечением продовольствием этой гвардейской конницы Тимура занимались специально выделенные табунщики из кочевых узбеков-кайсаков. Вся остальная конница состояла из тюрок. Данная организация войска и сражения была опробована полководцами Рассении и передана Тимуру после его назначения Верховным Атаманом ордынского войска.
Устроив своё войско по новому образцу, Тимур приступил к завоеванию Ирана. Данное решение не было случайным. Рассения всегда уделяла Ирану большое внимание и неоднократно владела им. В этой связи достаточно вспомнить Великого Князя Кисека, а затем князя Аршака, чтобы понять это. При Тимуре вновь предоставлялась возможность установить контроль над Ираном, так как процессы распада империи хулагидов там уже стали необратимыми. Но эта война организовывалась также по-новому. Здесь Тимур сторонник того, что при завоевании чужого государства не нужно действовать только оружием, если можно достичь цели политикой. Здесь он тщательно изучает нравственные силы и обычаи народа, которые бы можно было использовать в целях завоевания. Но если мы вспомним действия Великого Князя славѧнъ-ариев (чжоусцев) У-Вана и его поучение при завоевании Китая за 2500 лет до Тимура, требовавшее не нападать на жителей, не оказавших сопротивления, чётко перекликаются с действиями Тимура. А это значит, что и тот, и другой в своих действиях соблюдали «Законы Ассы» – «Законы войны», с которыми их познакомили жрецы Рассении. Отсюда понятно, что «Уложение Тимура» было составлено на основании «Законов Ассы», точно так же как и «Яса Чингисхана».
К Лѣтъ 6888 отъ СМЗХ в Хорасане сложилась взрывоопасная обстановка. Властью были недовольны многие подданные. Тимур с некоторыми из них установил тайные сношения и решил начать завоевание этой страны. Построив мост через Амударью у Термеза, он переправляет войска через реку и устремляется на Герат. Попутно овладевает городами Балх, Андху и Фюршенжади. В то время Гератом владел Гияс ад-дин Пир Али из династии Куртов. Этот правитель не сумел организовать оборону Герата, хотя город был хорошо укреплён (имел внешние и внутренние стены и знаменитую крепость Ихтияр ад-дин). Гияс ад-дин почти без сопротивления сдался Тимуру, обещавшему не трогать жителей.
Тимур наложил на жителей контрибуцию и распорядился, чтобы именитые жители Герата покинули город и отправились в Кеш (Шахрисабз), который он в то время всячески возвеличивал и украшал. Следуя общему порядку, установленному в Славѧнской Державе, Тимур приказал срыть укрепления города, а знаменитые городские ворота, усиленные и украшенные железными резными пластинами с нанесенными па них надписями, отправить в Шахрисабз. После сдачи на милость победителя Гияс ад-дина эмиры Хоросана последовали его примеру. За Харасаном покоряются Систан, Херат и Себзевар. Въ Лѣтъ 6891 отъ СМЗХ покорился Кангадар. Таким образом, почти всё пространство до Кангадара и Мазандарана было Тимуром завоёвано почти без боевых действий. Однако в том же Лѣтъ 6891 отъ СМЗХ в Себзеваре вспыхнуло восстание сербедаров. В октябре войска Тимура взяли Себзевар и разрушили его крепость.
Въ Лѣтъ 6892 отъ СМЗХ Тимур покорил Гурган, а Въ Лѣтъ 6893 отъ СМЗХ Северный Иран, от Дамгана до Султанки. Затем он покорил Мазандаран и повернул в Азербайджан. Въ Лѣтъ 6894 отъ СМЗХ захватил Тебриз. Осенью Въ Лѣтъ 6894 отъ СМЗХ войска Тимура вторглись в Армению, захватили и разрушили крепости Гарн, Каре и т.д. Из Армении Тимур двинулся в Грузию и осадил Тифлис. Царём Иберии (Грузии) был Баграт V, который был потомком евреев, переселившихся и VI веке из Персии сначала в Армению, а оттуда в Иберию (Грузию). Причины переселения иудеев из Персии в Армению, Грузию и Русколань мы уже ранее описали. Грузины не оказали серьёзного сопротивления, Тифлис был взят штурмом 19-го Аилѣтъ Въ Лѣтъ 6894 отъ СМЗХ. Баграт V попал в плен. Тимур предложил ему стать мусульманином. И хотя Баграт V был христианином, тем не менее, согласился на смену веры. Да это и понятно: для иудея Баграта что мусульманство, что христианство были всего лишь ответвлениями иудаизма, между ко