✅ ТАЙНА КОНСКОГО БРОДА. Каждый курган хранит в себе какую-то тайну.

✅ ТАЙНА КОНСКОГО БРОДА. Каждый курган хранит в себе какую-то тайну.

✅ ТАЙНА КОНСКОГО БРОДА

Каждый курган хранит в себе какую-то тайну. Неискушенному постигнуть ее трудно, а вот археолог, за плечами которого сотни исследованных древних усыпальниц, нередко способен даже прогнозировать предстоящее открытие. Однако на то, что берёг в себе один из курганов неподалеку от Токмака, не рассчитывали даже самые бывалые исследователи. По ходу раскопок рождались самые разные предположения, однако общий их итог и последующие изыскания ошеломили всех. В XIX веке здесь уже успели побывать археологи, точнее, золотоискатели. Расчитывая на то, что курган скифский, они устремились сразу к предполагаемому центральному погребению и пробили курган от вершины траншеей. Река Молочная ...Село Виноградное, что в нескольких километрах от Молочанска. Курган, подпирающий его южную околицу, необычен всем. И названием - Конский Брод, и размерами: высота - девять метров, в диаметре - сто. Отряд киевского археолога Сергея Пустовалова из Запорожской экспедиции Института археологии АН УССР подступился к нему летом 1982 года. На что рассчитывали? Многие в отряде приготовились к встрече со знатным скифом, но сам Сергей дипломатично отмалчивался. Лишь мне "по секрету" сказал: "По опыту знаю, что на самой окраине плато, что вздыбилось над плесом реки, могильные насыпи, как правило, возводились еще в эпоху бронзы. Наш курган стоит аккурат на плато. Скифы? Их присутствие здесь полностью не исключается, ведь при захоронении кого-то из своих знатных соплеменников они могли использовать уже готовую насыпь, как это делали часто. А если - "уже готовую", то маловероятно, что скифы оставили здесь кого-то из своих предводителей. Для них они устраивали в степи отдельные "земляные пирамиды". Вот такие были предположения. Между тем бульдозер приступил к прокладке траншей через курганную насыпь. Работе очень мешали камни. Они были повсюду. И нет, чтобы разбросаны, как попало. Известняковые обломки во многих местах лежали сплошным полотном. Именно поэтому не только у исследователей, но и у всех, кому пришлось побывать на месте раскопок, складывалось впечатление, что курган окружен крепидой - свое образным каменным панцирем. Собственно, как для крепиды, то камни уложены слишком уж тщательно. Слишком уж плотно подогнаны они друг к другу. Мало того. Если бы это была крепида, то прикрывала бы она всю насыпь, а здесь же прослеживается лишь какая-то полоса. И то - не везде. Вскоре бульдозер управился с первой траншеей и начал прокладывать вторую. Вот тут и появилась возможность проследить, что каменная отмостка начинается у подножья западного склона кургана, потом опоясывает его и лентой тянется на северо-запад. И не вниз. А стремится к вершине! То есть, похоже, что каменное полотно опоясывает курган своеобразной спиралью. Остановили бульдозер. Зашуршали саперные лопатки, ножи, щетки. Пядь за пядью освобождаются камни от земли. Никто не трогает их с места. Все оставляют как было, как есть. Нет, все же не крепида. Отмостка из камней сохраняет почти одинаковую ширину, а по обеим ее сторонам когда-то возвышались... стелы. Сейчас они, ясное дело, лежат - одна, вторая, третья, четвертая... Стела за стелой. Примитивные, предельно условные, но догадаться нетрудно - человеческие фигуры. Не сарматские, не скифские и не киммерийские, потому что слишком уж несовершенны. Так изображали человека значительно раньше, в эпоху бронзы. И, вероятнее всего, это дело рук "катакомбников", живших в нашей степи около четырех тысяч лет тому назад. Степь цветёт Каменное полотно, да еще со стелами с обеих сторон уже наводит на более-менее конкретные выводы. Но никто пока еще не торопится делать заявление первым. Каждый рассуждает молча, и лишь когда расчистили довольно значительных размеров площадку, а в соседних траншеях обнаружили одну за другой каменные отмостки, предположения прозвучали вслух. И все, свелось к одному: "А не дорога ли, вымощенная из камня ведет на курган? Каменная дорога. По-современному выражаясь, - шоссе. Расчищая ее, на совесть поработали школьники и студенты. Именно они ножами и щетками расчистили полотно до мельчайших подробностей. Каменная дорога... Но зачем она, к чему на кургане, образ которого давно и заслуженно вошел в наше сознание в виде огромной насыпи над древней могилой? Были курганы со стелами, с каменными "бабами" на вершинах, случались с дольменами и менгирами (каменные столообразные глыбы). Но вот с дорогой не встречался ни один на протяжении всей истории археологических исследований. Дорога... Почему таким своеобразным серпантином опоясывает она курган? Чем заканчивалась она там, на самой вершине земляной пирамиды? Несколько опережая события, скажу, что на большинство вопросов ответы найдены. Часть получена непосредственно в степи, во время раскопок, остальные позже, в результате последующих рассуждений многих исследователей. А забежал я вперед, чтобы сказать: отряд Сергея Пустовалова спас древнюю дорогу. Молодые археологи, рискуя вызвать немилость у начальства по причине медленного продвижения работ, сделали все, чтобы ни одна деталь сооружения не, была утрачена. Они по-своему не спешили и делали все как следует. Исследователи и их помощники зафиксировали все - незыблемое правило в археологии, то правило, которого, к сожалению, придерживаются не все. Четыре месяца продолжались исследования кургана. За это время прорыто траншей общей длиной около двух километров со средней глубиной четыре метра. Перевернуто свыше тридцати тысяч кубических метров земли. Все это - ради того, чтобы до мелочей проследить архитектуру необычного степного сооружения. Я до сих пор ничего не сказал про кубок, найденный в неглубокой яме. Чудесный кубок, почти абсолютной сохранности. В течение нескольких тысячелетий он пролежал у обочины древней дороги. Не вспомнил я также о двух захоронениях с глиняными масками, в которых находились две булавы и сирель - классические атрибуты жрецов. Наконец я до сих пор обходил молчанием остатки глиняных блоков, из которых на вершине кургана был сооружен алтарь. Да, именно алтарь. Все на кургане начиналось с дороги, дорогой все и сопровождалось, и я не стал, до поры до времени, отвлекать внимание читателя дополнительными деталями. И вот сейчас - самое время сказать обо всех этих находках. Именно Они вместе с каменным полотном, ведущим на курган, образуют грандиозный комплекс. А вот вывод, курган у села Виноградное Токмакского района Запорожской области - уникальное культовое сооружение. Пользовались им преимущественно носители так называемой катакомбной культуры (ХХIII-ХVIII ст. до н.э.). Позднее, после подробного изучения и осмысления всего того, что дал Конский Брод, выяснилось, что необычный курган возводили в три захода. Основу его заложили "ямники" самое малое пять тысяч лет тому назад. Прикрыв первое погребение, они возвели насыпь в высоту до шести метров. Собственно, то был не просто курган. На его плоской вершине находился алтарь, выложенный из крупных глиняных блоков. Из таких же блоков были выложены тринадцать (проследить удалось только одиннадцать) валов, уходящих от алтаря во все стороны. То есть с высоты птичьего полета сооружение напоминало звезду с тринадцатью лучами. Солнце? Позже алтарь расширили, а валы-лучи засыпали кусками дерна. К алтарю присоединили два пандуса, переходящие в спуски. И пандусы, и спуски древние строители вымостили известняком. Им же облицевали и подпорные стенки. Почти у подножия сооружения, где каменная дорога примыкала к кургану и дальше вела на алтарь, возвышалась трехметровой высоты стела. Одни исследователи считают, что формой она напоминает топор. Другие - лодку. Сооружение имело весьма впечатляющий вид. Но еще более впечатляющим, величественным стало оно после того, как пандус и спуски засыпали, оставив один проход к алтарю, а высоту сооружения довели до девяти метров. Таким был курган Конский Брод около пяти тысяч лет назад. (Реконструкция С.Пустовалова) В том, что неподалеку от Молочанска в облике древнего кургана открылось незнаемое и невиданное доселе святилище эпохи бронзы, ни у кого не вызывало сомнений. Кому оно посвящалось? С. Пустовалов, исходя из того, что на первом этапе своего существования святилище с высоты напоминало дневное светило с лучами, предполагает, что соорудили его а честь бога Солнца. А уже позже, когда степная пирамида дважды подвергалась существенной перестройке, оказавшись, таким образом, под охраной гигантского гранитного топора, она могла быть святилищем бога Дождя и Грозы. Ведь именно топор считался символом покровителя этих двух грозных стихий. На вопрос, что же и как было там, на вершине, когда-то, исчерпывающий ответ дать сегодня невозможно. В XIX веке здесь уже успели побывать археологи, точнее, золотоискатели. Рассчитывая на то, что курган скифский, они устремились сразу к предполагаемому центральному погребению и пробили курган от вершины траншеей. Ясное дело, скифского золота не нашли, зато траншеей попортили концовку каменного полотна, которое примыкало непосредственно к алтарю. Во время Великой Отечественной войны курган подвергнулся дополнительному разрушению - северо-западный его склон изуродовали окопы и траншеи. Но значительная часть каменного полотна все же сохранилась. Откуда вела эта дорога? Тысячелетия камня на камне не оставили от того, что подходило непосредственно к кургану. Время не пощадило географическое начало дороги, но ничего не могло поделать с ее историческими истоками. Впервые в истории человечества дороги из камня стали мостить здесь, на степных просторах Восточной Европы, во II тысячелетии до нашей эры. Долина реки Молочная ... Очень удачно выбрали место древние строители для сооружения святилища. Ближе к вечеру воздух у Молочной становится прозрачным, горизонты расступаются, и уже видно не только дымы, но и окраину Мелитополя, а ведь к нему - целых полсотни километров. Видно весь Токмак и степь на левом берегу Молочной. Дальше, на юг, вдоль Молочной, километрах в десяти, на мыске, - еще один курган, десятиметровый, за ним, чуть дальше, вблизи Старобогдановки - одиннадцати метровый. С Конским Бродом они образуют одну линию, и нетрудно представить вдоль этих курганов дорогу из камней. На равнине на протяжении веков она не могла сохраниться, и только небольшой ее отрезок дождался археологов. Дорога с твердым покрытием в степи... Стоит ли доказывать, что сама по себе, без колесницы, она не могла существовать? Целых колесниц на Юге Украины пока что не обнаружено, но колеса от них есть. Ими в некоторых могилах "катакомбников" перекрывали вход в погребальные камеры. Каменное полотно... Деревянные колеса... Как тут не проследить связь между этими двумя явлениями! Древнейшее изображение колесницы выявлено довольно давно и не где-нибудь, а здесь, в Приазовье, на одной из глыб так называемой Каменной Могилы - всемирно известного геологического и археологического памятника. От Виноградного до Каменной Могилы - рукой подать, она тоже на берегу Молочной, только немного ниже по течению, неподалеку от Мелитополя. Киевский археолог Н.Н. Чередниченко уверенно говорил о том, что первые колесницы появились именно в причерноморских и приазовских степях. К тому времени, как был исследован виноградненский курган, доказательств его версии было не так уж много: древнейшее изображение колесницы на Каменной Могиле, колеса в погребениях "ямников" и "катакомбников'', да еще - интуиция исследователя. Теперь же ко всему этому присоединилась еще и дорога. Пусть всего лишь фрагмент, пусть даже условная, символическая дорога, но все же она дает полное право утверждать: в первой четверти II тысячелетия до нашей эры люди, которые жили в степной зоне, умели прокладывать дороги. А уж коль умели, то в дорогах этих была необходимость. И не условная, а - реальная, жизненная. И дорога, и весь исследовательский культовый комплекс дали возможность сказать о тесных связях обитателей нашей степи с культурами Передней Азии уже несколько тысяч лет тому назад. Причем связи эти носили не только временный экономический характер, но и постоянный идеологический. Археологи С. Пустовалов и В. Отрощенко не просто по окончании раскопок сделали предметное сообщение о находке, точнее, об открытии. Опираясь на отрезок древней дороги, на весь культовый комплекс, обнаруженный в кургане Конский Брод, они умножили шансы одной очень любопытной гипотезы - о передневосточном происхождении катакомбной культуры, имеющей прямое отношение к ариям (на противовес мнению о зарождении ее в Малопольше). Мало того, материал из Конского Брода дал массу аргументов в пользу существования новой, так называемой Приазовской культуры. У нее еще нет паспорта. Но культовый комплекс у села Виноградное уже выдал ей то, что называется формой номер один.
Константин СУШКО