Святыни. Медведь-валун с Верхнего Ландеха.

Святыни. Медведь-валун с Верхнего Ландеха.

Святыни. Медведь-валун с Верхнего Ландеха.

Споры вокруг самой возможности существования мегалитов в самом сердце исторической Росии вроде даже и не прекращались. Были...не были - тот ещё вопрос! А может оно всё проще гораздо и очевиднее ! Все прямо под боком у нас лежит. Например известный в Ивановской Merjamaa Ревякинский святой валун. Смотрите сами...

Ревякинский валун находится рядом с бывшей деревней Ревякино. Сама деревня давно заброшена, но место ее расположения легко угадывается по высокой металлической вышке на холме, явным остаткам строений и типичным для сельского поселения деревьям. Сам Ревякинский Валун это большой серый гранитный камень размеры которого поражают: длина около 5 метров, ширина 2,5-3 метра. О высоте судить трудно, камень лежит ниже уровня поля, видимая часть над землей не выше 30 см.

Раньше здесь стояла деревня Ревякино.

Справедливости ради необходимо назвать этот объект культовым камнем, а не менгиром, т.к. по крайней мере, уже несколько столетий камень находится в лежачем положении. Тем не менее, имеются некоторые данные (рассказы местных старожилов) позволяющие утверждать, что некогда этот камень находился в вертикальном положении, возвышаясь на высоту двухэтажного дома. Находится памятник в Верхнеландеховском районе Ивановской области в окрестностях д. Ревякино. Он хорошо известен на значительном расстоянии от поселка. К нему организует экскурсии мытский краеведческий музей.

Мытские школьники на экскурсии у ревякинского валуна (из архива мытского музея).

Как уже было сказано согласно рассказам мытских старожилов валун раньше был выше человеческого роста и гораздо шире и длиннее. Они утверждают, что на нем могла развернуться запряженная тройка лошадей. Вот что сообщает о ревякинском валуне в своей книге "Здесь Родины моей начало" директор мытского музея Е. Локтева:

"…Лухская крепость в 1329 году была сожжена (возможно, опечатка, т.к. документально зафиксированное нападение казанских татар на Лух относится к 1429 году - А.Л.). До сих пор существует легенда со ссылкой на неизвестного автора-летописца, что в трех верстах от деревни Ванино, у реки Водопежки был бой с татарами. Находки в разное время татарского вооружения, копий, сабель, кистеня на поле близ бывшей деревни Ревякино это подтверждают.

Существует еще одна легенда, связанная с этим периодом. Недалеко от деревни Ревякино лежит громадный камень-валун, под которым татары якобы спрятали свои сокровища после разорения п. Луха, поскольку встретили упорное сопротивление здешних крестьян. Жители окрестных деревень (Н.И. Люкова и А.И. Балясова) рассказывали, что эта история была известна еще их бабушкам, и те утверждали, что над этим камнем ночью мерцал огонек" (с. 20).

По описанию Е. Локтевой это типичный камень-кладовик. Предания о нем известны как минимум четырем поколениям. Легенда о кладе не давала покоя местным искателям сокровищ. Под валун делали подкопы, рыли ямы, а в семидесятые годы прошлого века проложили траншею и пытались вытащить валун трактором с помощью металлического троса; трос лопнул, а камень остался на месте. О ревякинской "золотой лихорадке" сейчас напоминают старые кладоискательские ямы и траншея, заполненная водой.

К огромному сожалению, ревякинский валун постепенно уходит под землю. Песчаный грунт, подземные и паводковые воды делают свое дело, да и человек, как мы помним, приложил здесь свою руку. Местные человеческий фактор считают определяющим, им конечно виднее.

Обидно, что нельзя лицезреть этого исполина целиком, осмыслить его форму. Форма и образ, сокрытый в ней, наверняка имели для наших предков огромное значение. По ассоциативному восприятию формы или другим характерным признакам они давали святыням имена.

И если все-таки предположить, что ревякинский валун когда-то лежал на поверхности, он должен был привлечь внимание наших предков своими гигантскими размерами. Камень такой величины в нашей полосе большая редкость и он не мог быть безымянным. Имя - начало истории. Правда, если он был вне конкуренции и не было необходимости его четкой идентификации, то уже само слово "камень" могло быть именем. Необходимо отметить, что в процессе сбора предварительной информации нам встречался и другой вариант названия камня - "Чёртов камень". Но информация до конца не проверена, да и характеристика "чертов" очень многогранна.

Участник краеведческой экспедиции предпринятой в 2006 году активистами ивановского музея "Литос Клио" Андрей Лапыкин, размышляя и любуясь валуном, уловил в камне сходство с головой спящего медведя.

Казалось, он спрятался в земляную берлогу и ждет своего часа, чтобы предстать во всей своей дикой мощи. Возможно, это была лишь игра света и тени, но потом, когда он увидел осеннюю фотографию валуна в мытском музее, он опять напомнил ему образ медвежьей головы. Медведь в финно-угорской, мерянской и русской мифологиях занимает одно из главенствующих мест, особенно в регионе Верхнего Поволжья. Есть и еще одна очень тонкая гипотетическая нить, связывающая валун с образом медведя: в народоной мифологии медведя иногда называли ревяка…

Можно попробовать развить эту гипотезу и дальше, предположив, что камень раньше стоял на холме, затем, как и многие языческие символы, был низвергнут вниз, а на его месте выросла деревня Ревякино.

Интересно, но - исключительно как рабочая гипотеза, основанная на умозрительном сходстве формы видимой части валуна с головой спящего медведя и аналогией топонима Ревякино с одним из многочисленных, используемых в обрядовой народной практике наименований медведя. Вернее всего, общепринятая расшифровка топонима ближе к истине. Но "медвежий след" - это попытка выйти на более архаичный пласт легенд, если он конечно есть, с целью локализации валуна во времени.