✅ СЛАВЯНСКИЙ СЛЕД В ДАТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ. УТРЕННИЙ СОН Старинная датская баллада о...

✅ СЛАВЯНСКИЙ СЛЕД В ДАТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ. УТРЕННИЙ СОН Старинная датская баллада о...

✅ СЛАВЯНСКИЙ СЛЕД В ДАТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

УТРЕННИЙ СОН Старинная датская баллада о ясновидящей сиротке Вессе, её несчастливом детстве в замке тётки Рисели и спасительном браке с князем вендов – славян Рисели входит в покой, Девушек будит твердой рукой. А венды идут по дороге к замку. Всех она ласковым будит словцом, А Вессе будит жестким прутом. А венды идут по дороге к замку. «Будешь так предаваться снам, За юного рыцаря не отдам». А венды идут по дороге к замку. «Я видела столько утренних снов, Сколько у девушек пестрых обнов. А венды идут по дороге к замку. Маленькой уточкой я была, В землю вендов я поплыла. А венды идут по дороге к замку. Крылья широкие стеля, Покрыла я вересковые поля. А венды идут по дороге к замку. На корень липы села я, Склонила ветви липа моя». А венды идут по дороге к замку. Липа в селе Довге Закарпатье «Отдай мне, племянница, утренний сон, Это тебе не будет в урон. А венды идут по дороге к замку. Я летом шитье не спускала с колен, Я все отдам тебе взамен». А венды идут по дороге к замку. На этом прервался разговор, Вендов король въехал на двор. А венды идут по дороге к замку. Вендов король въехал на двор, На Рисели поглядел в упор. А венды идут по дороге к замку. «Что вам подать, мой господин, С медом вино или мед один?» А венды идут по дороге к замку. «Ни мед, ни вино я сегодня не пью, Зови племянницу твою». А венды идут по дороге к замку. «Весе моей всего пять лет, Она у мачехи, здесь её нет». А венды идут по дороге к замку. «По мне хоть три года племяннице будь, Ступай да её захватить не забудь». А венды идут по дороге к замку. «Девушки золотом шьют весь день, А Весе спит, видно шить ей лень». А венды идут по дороге к замку. Она короля в покой провела, Сама за племянницей пошла. А венды идут по дороге к замку. Стала за волосы Вессе таскать: «Нечего в сраме счастья искать. А венды идут по дороге к замку. Живо со мной отправляйся в дом, Предстанешь перед самим королем». А венды идут по дороге к замку. Весе вошла, и стало светло, Будто солнце на небе взошло. А венды идут по дороге к замку. «Такую красавицу трудно найти». Король попросил её руки. А венды идут по дороге к замку. «От слова я не привык отступать, Сколько захочешь, ты будешь спать». А венды идут по дороге к замку. Они одели её в шелка И подняли на гнедого конька. А венды идут по дороге к замку. Корона ей пришлась точь-в-точь, Король и Весе уехали прочь. А венды идут по дороге к замку. («Утренний сон девушки» в сокращении и частичной обработке , «Скандинавская баллада», Ленинград 1978, С.169 – 171). В этой сказочной балладе всё выдумка и каждое слово – правда. Реалистично описаны характеры героинь: жёсткая, трудолюбивая датчанка, уверенная в том, что всё можно купить и её любящая поспать племянница, видимо наполовину славянка, так как у скандинавских народов и немцев славяне издавна ассоциировались с лентяями. Это связано с тем, что у славянских народов время сна не совпадало со скандинавским: у русских, например, вплоть до начала ХХ века в народной культуре было принято спать после обеда. Героиня имеет «говорящее» имя Вессе, в котором двойное «с» могло заменить славянский звук «щ» («Вещая»)». В сонной утренней дремоте её посещают многочисленные видения полные мифологических славянских символов: маленькая утка, покрывающая крыльями целые поля; липа – священное дерево западных славян, принимающая заморскую гостью – приплывшую уточку – на свои корни и склонив к ней ветви. Это всё иносказательно говорит о том, что «залётная птичка» станет своей, коренной, приживется под сенью родового древа. Характерен так же предложенный королю вендов выбор напитков: вино с мёдом или чистый мёд, что указывает на знакомство в датском замке со славянскими традиционными напитками. Совсем не удивительно послушание хозяйки датского замка вендскому королю: хотя баллада и не имеет конкретных исторических прототипов, однако имеются многочисленные исторические примеры заключения браков между знатью славян, скандинавов и немцев. Например, Эрик Померанский, король Норвегии, и Швеции в начале своего пути был Богуславом из Поморья, сыном Вартислава VII и Марии Мекленбургской. Низкий брачный возраст невесты, вероятно, оговорка, скорее всего речь о 15 годах. Низкий поклон датскому народу за сохранение памяти о балтийских вендах – славянах, их обычаях, характерах и мифологии. (Из текста баллады исключен рефрен «- Длинна французская миля –», повторяемый после каждой первой строчки четверостиший). Липа на гербе Сокольского Союза лужицких сербов