✅ РУССКИЕ: Ч.2 ПОМОРЫ - РУССКИЕ МОРЕХОДЫ. (научная версия). Поморы, обитатели...
✅ РУССКИЕ: Ч.2 ПОМОРЫ - РУССКИЕ МОРЕХОДЫ
(научная версия)
Поморы, обитатели Русского Севера, древней вотчины Новгородской, - один из самых своеобразных и самобытных частей русского этноса. Несомненные наследники новгородцев, самые первые русские корабелы, поморы отличались от остальных русских и своеобразным диалектом -поморской говорей, наверное самым близким к новгородскому диалектом, и своим родом занятий - рыбаки, торговцы, промысловики, и своеобразной северной морской культурой. Некоторые считают поморов ославяненными карелами - летописной чудью, но на самом деле поморский этногенез гораздо сложнее.
Сходство северных русских жителей с эстонцами довольно высокое. Проблема в том, что ровно те же генетические варианты встречаются и у балтских народов (латышей и литовцев).....
При этом северно-русский генофонд имеет черты сходства с соседними балтскими народами, а южный - черты сходства с соседними восточными славянами, но также и со славянами западными (поляками, чехами и словаками).
Интерес представляет генетическое различие между популяциями Архангельской области. Если популяция Мезени представляет себе грубо два гаплотипа - славяне R1a и финны N1c, то популяция Пинеги дает к 40/40 R1a и N1c еще и западноевропейский влив R1b в 14%. А популяция Красноборска, при достаточно низком значении R1a (всего ок. 20%) дает столько же по I1 и I2a (ок. 10% на каждую), а ведь I2a - это балканская гаплогруппа. Поневоле вспомнишь и про то, что русские былины киевского периода сохранились именно на Русском Севере, и о том, что славяне Руси после монгольского нашествия мигрировали из Поднепровья вплоть до Архангельска.
Поморы известны еще и тем, что именно у них был первый русский морской флот, их суда отличала особая конструкция, которая вела свое начало от судов первых варягов-руси.
«Интересные изменения претерпела в поморском крае старинная русская лодья, превращенная в чисто морское грузовое судно. Большие лодьи строились длиной до 25 м, шириной до 8 м, грузоподъемностью от 200 т и более. Поморская лодья была палубным судном, разделенным двумя поперечными переборками на три отделения, каждое из которых имело свой входной люк. В носовом помещении устанавливали кирпичную печь; здесь готовили пищу и размещали команду. В кормовой части устанавливали жилье (каюту) для кормщика (капитана). Тут же хранились и мореходные инструменты. В средней части судна находился грузовой трюм глубиной до 4 м. Рангоут судна состоял из трех мачт с прямыми парусами. Общая площадь парусов достигала 460 м. При попутных ветрах лодья делала переходы до 300 км в сутки. На больших лодьях было по два якоря весом до полутонны каждый и, кроме того, один запасной якорь. Якорные канаты длиной по 140 м изготовляли из кожи, позднее из пеньки. Якоря выбирали из воды с помощью ворота.
В начале XV в. русская лодья вполне соответствовала требованиям, предъявляемым к морскому парусному судну. На таких судах новгородские мореходы отправлялись на промысел от устья Северной Двины до острова Грумант (Шпицберген) на расстояние 2000 км и успешно совершали дальние плавания вокруг Скандинавского полуострова до устья Невы и далее, до древнего города Ладоги.
Кроме Правоверной церкви, у поморов очень распространена Древлеправославная поморская (староверческая) церковь.
Поморы внесли существенный вклад в освоение Сибири, значительная часть русских Сибири - потомки казаков поморского происхождения, таких как Семен Дежнев и Ерофей Хабаров. Из поморов был также великий русский ученый и поэт Михайло Ломоносов.
Поморы - это славяне-русы, моряки и протестанты. Генетически и ментально - самые близкие потомки новгородцев.