✅ РУССКИЕ: Ч 6. ЧЕРКАСЫ, ПОТОМКИ ЛЕГЕНДАРНЫХ КАСОГОВ И ЯСОВ ТЬМУТАРАКАНСКОЙ...
✅ РУССКИЕ: Ч 6. ЧЕРКАСЫ, ПОТОМКИ ЛЕГЕНДАРНЫХ КАСОГОВ И ЯСОВ ТЬМУТАРАКАНСКОЙ РУСИ.
(научная версия)
Как ни странно, но в основу украинского этноса вошли не поляне, древляне или северяне, а козаки-черкасы, ведущие свое начало даже не от летописных черных клобуков Киевщины и Перяславщины, а от Руси Тьмутараканской - касогами и ясами роду хазарского.
Касо́ги, (или косо́ги или кашаги) — этноним (адыгов), часто встречающийся в русских, грузинских, арабских, византийских и других исторических и географических источниках, средних веков.
Ясы — древнерусское название аланов. Через грузинский язык вернулось к употреблению в форме названия осетины
Приде 30 ӔрославъкьБерестью .вь си же времена МьстиславусущювьТмуторокани . и поиде на Касогы 40 . слышавъ же се кнѧзьКасожькии 41 . Редедѧ . изыидепротивуєму . и ставшима 42 ѡбѣиима 43 полкома противусобѣ 44 . и реч̑ РедедѧкьМьстиславу . что ради губивѣ 45 дружину межи собою 46. но снидевѣ(сѧ) Г 47 боротьсѧ 48. да аще ѡдолѣєшь 49 ты . и возмешиимѣниѥмоє . и жену мою и землю мою аще ли азъ 50 ѡдолѣю то возмутвоє все . и реч̑ Мьстиславътако буди 51 . и сьѣхаста 52 . и речеРедедѧкьМьстиславу не ѡружьємьсѧбьєвѣ 53 но борьбою . и ӕстасѧборотикрѣпко . и на 54 долзѣ борющимсѧ 55. има . и 56 начаизнемогати 57 Мьстиславъ Д. бѣбовеликъ 58 Редедѧ . и реч̑ Мьстиславъ . ѡ прс̑таӕБц҃епомози ми . аще боѡдолѣю сему . сьзижю 59 цр҃квьвьимѧтвоє . и се рекъоудариимъ ѡ землю . и вынемьножь 60 оудари и вь гортань 61 . ножемь . и ту бс̑ь 62 зарѣзанъРедедѧ . и вьшедъ в землю єго . и взѧ все имѣниѥєго . и жену єго и дѣтиєго . и дань възложи на Касогы . и пришедьшю 63 к Тьмутороканю . и 64 заложи цр҃квь . ст҃ыӕБц҃а и созда ю . ӕже стоить и до сего дн҃и 65 . вьТмутороканѣ 66
В лѣт̑ . ҂s҃ . . ф҃ . . л҃а . [6531 (1023)] ПоидеМьстиславъ . на Ӕрослава . с Козары и сьКасогы ❙
ЛѢТОПИСЬ ПО ИПАТЬЕВСКОМУ СПИСКУ.
Тьмутараканское княжество - это часть летописной Руси, которое возникло в результате завоевания русскими князьями Хазарии, и базировалось оно в районе современного Азова, колыбели донского казачества по Евграфу Савельеву, самому авторитетному источнику по истории казачества.
Киевские поляне, по Нестору, платили дань хазарам. Это подчинение должно было оказать влияние на жизнь и язык днепровских славянских народов, а потому весьма вероятно, что киевские князья в те времена также назывались каганами. Иначе чем же объяснить приведенное в похвальном слове киевского митрополита Илариона, обращенном к Св. Владимиру, наименование этого князя "каган": "Похвалим же и мы по силе нашей малыми похвалами великая и дивная створшаго нашего учителя и наставника великаго Когана (излюбленного правителя) нашея земля – Владимера"113).
Какая народность первоначально стояла во главе вновь образованной Хазарской монархии – неизвестно, но, судя по тому, какую важную роль в Гуннском государстве играла Малая (Задонская) Русь, Алане, Чиги, Геты и другие славянские народности, обитавшие в Приазовье, можно с достоверностью сказать, что славянский элемент в той монархии был господствующим, хотя в Прикаспийском крае мог преобладать элемент и тюркский.
О том, что черные клобуки, т.е. черные шапки, барашковые, назывались Черкасами, говорит и Киевская летопись: "И скопя свою дружину пойде, пойма с собою Вячеславль полк весь и вся Чорные Клобуки, еже зовутся Черкасы". Летопись Владимирова времени упоминает еще о беловежцах, охотно принятых великим князем. Эти обитатели некогда знаменитой крепости казарской на берегах р. Дона, взятой мужественным князем Святославом, спасаясь от свирепости половцев, основали новый город в верховьях р. Остера и назвали его именем древнего или Белою-Вежей, коей известны развалины (в 120 вер.от Чернигова) свидетельствуют, что в ней находились каменные стены, башни, ворота и другие здания. " Казары, наученные греками, строили лучше наших предков" (Карамзин).
На Днепре в то время уже жили Черкасы-касаки, переселившиеся туда в Х и последующих веках и известные по русским летописям под именем "Черных клобуков". Главнейшее местопребывание этого народа было на правой стороне Днепра, по р. Роси. Земля эта в то время называлась Поросьем).
Черные клобуки или Черкасы, как они называются в летописи, любили жизнь подвижную, но семьи свои берегли в укрепленных станах или городках)..... Черкасы-касаки составляли в княжеских дружинах легких конных стрелков и передовых соглядатаев, грозных своим казацким вооружением, копьями и саблями).Они могли выставлять до 30 тыс. человек. Вообще Черкасы в Киевский период являлись весьма важным сословием: они участвовали в народных советах и торжествах Киева, сочувствовали его бедствиям, отличались глубокою преданностью князьям, но в то же время твердо отстаивали свои права и вольности). Во время нашествия татар часть Черкасов отстояла свою независимость, укрывшись на Днепровских островах; оттуда они стали нападать на татарские владения и предпринимать речные и морские походы на турок и татар. В конце XIV в. они приобрели себе громкую известность, как страшные морские пираты, грозные для всего мусульманского мира. Историк Костомаров в "Иване Свирговском" прекрасно изобразил эту многовековую идейную борьбу казачества с ненавистным ему мусульманством.
Укрывшиеся на островах Черкасы первоначально назывались "Касаками островными", а потом казаками Запорожскими. К ним во второй половине XIV века прикошевали новые Черкасы, пришедшие с Кубани в числе нескольких тысяч семей. Они основали на правой стороне Днепра, ниже нынешнего Канева, стан, назвав его Черкасы (с) Евграф Савельев "История казачества с древнейших времен до конца XVIII века"
Таким образом, первоначальные черкасы - адыгский и аланский народ, в монгольские времена смешался с тюркскими черными клобукамиКиевского и Перяславского княжеств. В черные клобуки входили племена торков, берендеев, ковуев, печенегов, а так же остатков половцев. Савельв отмечает, что уже в 12 веке эти племена были ославянены, так же как и бродники донские, т.е. они были славяноязычными и правоверными, в отличии от кубанских черкас, которые приняли ислам.
Переломный момент в истории черкас случился в 16 веке, когда волынский князь Дмитрий Байда Вишневецкий, родственник Ивана Грозного, возглавил Запорожскую Сечь. Сам Вишневецкий со своими казаками в 1558 году перешёл на службу к царю Ивану IV Васильевичу; ему были пожалованы «в вотчину» город Белёв (ныне в Тульской области) и земли в окрестностях Москвы. Князь «за всё это клялся животворящим крестом служить царю всю жизнь и платить добром его государству»
С этого времени черкасы стали пополняться славянами-русами, в первую очередь из северских земель, но в том числе и из Волыни и Галичины. Донские же черкасы перемешались с новгородскими и вятскими ушкуйниками.
В результате черкасы стали основой одного из русских субэтносов, донских казаков, а запорожские черкасы стали самой основой малоросов. Не древляне или поляне, не белые хорваты или уличи, а именно смешанный тюрко-сино-славянский этнос черкасов дал основу нынешним украинцам, с шароварами, оселедцами, бандуристами и песнями про лихого козака Мамая.
Осталось сказать, что генетически южные русские Придонья и восточные украинцы от Киевщины до Сумщины или Полтавщины, а по большому счету и по всей Новороссии - практически близнецы-братья. Один черкасский народ. Еще одна точка соприкосновения всех четырех русских этносов: русских, украинцев, белорусов и русинов.