✅ Русские: ч 4. Кривичи - русские Полоцка, Смоленска, Пскова, Вологды и Твери.
✅ Русские: ч 4. Кривичи - русские Полоцка, Смоленска, Пскова, Вологды и Твери.
(научная версия)
Кривичи являются, наряду со словенами ильменскими (новгородцами), ключевым славянским племенем, составившим ядро русского этноса. География расселения кривичей охватывает практически всю историческую Россию: В XI—XII веках территория кривичей входила в Смоленское и Полоцкое княжества, северо-западная часть — в Новгородские владения. После образования Киевской Руси кривичи (наряду с вятичами) приняли активное участие в колонизации восточных земель (современные Тверская, Владимирская, Костромская, Рязанская, Ярославская и Нижегородская области, север Московской, а также Вологодчина).
Юго-западная, полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.
Антропологически, все кривичи демонстрируют близость между собой, вне зависимости от расселения, на графике кластер Б, в то же время, имеют удивительное сходство с антропологическими полянами и сиверой. На границе традиционного ареала расселения кривичи ассимилировали балтов-голядь (в Твери) и финнов-мерю (в Ярославле, Владимире и Суздале).
В русских летописях кривичи упоминались в ряду племен - основателей Руси:
Чюдь 35. Словенѣ . Кривичи . и всѧ землѧ наша велика . и ѡбилна . а нарѧда въ Д неи нѣтъ 3
В лѣто . ҂s҃ . т҃ . ч҃ [6390 (882)] ❙ Поиде Ѡлгъ поємъ вои свои 32 многы . Варѧгы Чюдь. Словѣны . Мѣрю . Весь Д . Кривичи 33 . и приӕ городъ Е и посади в нєм̑ мужь свои . ѿтуда поиде внизъ . и пришєдъ 34 взѧ Любечь . и посади мужь свои . и при̑доста къ горамъ Києвьскымъ.
Некоторые исследователи склонны считать кривичей славяно-балтской группой, родственницей летописной литвы. Об этом говорит в частности Валентин Седов:
Смоленско-полоцкие курганы не имеют в основаниях зольно-угольных прослоек, образуемых от предварительного очищения огнем площадок, выбранных для погребальной насыпи. Это вполне объяснимо, поскольку такая обрядность была наследием прибалтийско-финского населения, а в Смоленско-Полоцком регионе населением были балты...
Украшения балтских типов встречаются в Смоленско-Полоцком регионе и в круглых курганах с трупосожжениями IX—X вв., которые сменили длинные. Есть они и в курганах с трупоположениями XI— XII вв. Процент курганных погребений с такими украшениями постепенно уменьшается, отражая завершение процесса славянизации местного населения.
Существенных различий в погребальной обрядности смоленско-полоцких и псковских длинных курганов не выявляется. Некоторые различия имеются, но они не принципиального характера и объяснимы, учитывая формирование культур псковских и смоленско-полоцких длинных курганов на базе разных субстратов.
В отличии от вятичей, участвовавших в создании Руси с самого начала. Русские с правильными балтскими чертами лица - скорее всего имеют в своей крови след кривичей.
Наряду с дреговичами и радимичами, а так же с племенами пруссов, ятвягов и аукштайтов, кривичи легли в основу так же и белорусского этноса. Толчком к отделению русских и белорусов является разделение русских земель кривичей между Литвой (Великим княжеством Литовским Гедиминовичей) и вассальной Орде Северо-Восточной Русью. Долгое время Тверское княжество соперничало с Московским за верховенство в Северо-Восточной Руси, однако, в конце концов, вошло в состав Великого княжества Московского. Позже к Москве отошел и Псков, и Смоленск, шляхта которого вплоть до 19 века отличала себя от великороссов. Таким образом, кривичи являются в некотором роде мостиком между русским и белорусским этносом, определяющим историческую лингвистическую и культурную близость наших народов.
Псковскую землю со Смоленской и Полоцкой объединяют и языковые материалы. Ныне псковские говоры принадлежат к переходным, сложившимся в условиях взаимодействия наречия, ставшего северно-белорусским (в эпоху Древней Руси это смоленско-полоцкие говоры), с северно-великорусским. При этом языковые особенности, связывающие псковские говоры с говорами других кривичских земель, получили самое последовательное распространение. Следует полагать, что в конце I и начале II тысячелетия отчетливого рубежа между псковскими и смоленско-полоцкими говорами еще не было. Формирование южного рубежа псковских говоров, то есть пучка изоглосс, отделяющих их от северно-белорусского диалекта, специалистами датируется временем Великого Литовского государства. Недавно кривичские говоры, включающие «псковский диалект» и «смоленский диалект», обстоятельно исследованы С. Л. Николаевым.