Русь в древнебулгарских лЪтописях.
Русь в древнебулгарских лЪтописях.
Взятые сейчас за основу для изучения истории России летописи или как их ещё называют «Повесть временных лет»», составленные нечистоплотным на руку монахом Нестором, во многих местах противоречат здравому смыслу, а в некоторых просто нагло перевирают события в угоду стоящим тогда у власти правителям.
Например убийство князей Глеба и Бориса Нестор приписывает Святополку и обзывает его «Окаянным», хотя в других независимых источниках («Сага об Эймунде», булгарские летописи и др.) прямо сказано, что их убил в борьбе за власть Ярослав Мудрый, но так как он тогда стоял у руля государства и был «мудрым» (а скорее хитрым), то все свалил на своего брата Святополка, а своих невинно убиенных братьев объявил святыми. Поэтому чтобы хоть как то восстановить справедливость давайте посмотрим на историю Руси глазами древнебулгарских летописцев.
««Джагфар Тарихы» («История Джагфара») – единственный свод древнебулгарских летописей (составлен в 1680 году в Башкортостане), дошедший до нас. В свод включены наиболее ценные булгарские летописи: «Гази-Барадж тарихы».(1229 – 1246 гг.) Гази Бараджа, «Праведный путь, или Благочестивые деяния булгарских шейхов» (1483 г.) Мохаммед-Амина, «Казан тарихы» (1551 г.) Мохаммедьяра Бу-Юргана, «Шейх-Гали китабы» (1605 г.) Иш-Мохаммеда и некоторые другие…» (из предисловия Ф.Г.-Х. Нурутдинова).
Свод летописей составлялся когда волжские булгары были уже полностью исламизированы арабами и многое утратили из своей самобытной культуры и языка, поэтому упоминаемые в них имена исторических деятелей и географические названия носят исковерканную тюрско- арабскую транскрипцию (Владимир- Булымер, Андрей- Тюряй и др.), но не смотря на это мы все равно легко узнаем упоминаемых в них героев. Для удобства читателей в нашем обзоре исторического наследия волжских Булгар мы постараемся использовать славянские наименования, приводя для сравнения и исковерканные чуждой культурой.
Булгарские летописи начинают рассматривать родословную славянских князей с Аттилы, но мы для полной картины вернемся немного назад.
В конце четвертого начале пятого века нашей эры князь Русколани (держава Русов которая находилась на территории Дона, Кубани, Крыма и Ставрополя) Вандал из рода русов-саков (предки казаков), а потом продолживший его дело сын Балобер (в «Велесовой книге» его называют Голорев) разбивает готов Германореха и объединяет в единое государство русов и волжских болгар. Голорев умирает в 412 году, и его сыновья делят державу между собой. Князь Рус остается править в Русколани, а другой сын князь Мунзук становится правителем Волжской Булгарии.
Далее сын Руса князь Кий уводит своих людей на Днепр и основывает г.Киев, а сыновья Мунзука – Аттила и Болел предпринимают военный поход на запад. Но вернемся к булгарским летописям в которых утверждается, что Аттила Айбата («бата» означает старейший, старый, старший отсюда произошло и слово «батя»), по прозвищу «Богдан Дуло» имел и другое имя – Мстислав.
С наличием у наших князей нескольких имен мы будем сталкиваться на протяжении всего исследования летописей (например князь Святослав Игоревич тоже имел второе имя – Борис). Так вот после смерти Аттилы в 454 году сыновья его разделили империю между собой. Бел-Кермеку (мы его знаем как Ирнака «Ир» на древнеславянском языке, также означает светлый, белый отсюда и Ирий- светлый мир) досталась северная половина, а Денчичу южная. Князь Мунд (Жигмунд, или Зигмунд) был внук Аттилы. Его праправнуком был Тубджак.
Далее уже сыновья князя Албури (а может быть Мусония?) делят единую Русколань между собой. Младший сын Албури, Куврат, в 629 г. объявил себя каном Великой Булгарии и отделился от своего старшего брата, единого князя Русколани Светояра.
Светояр назвал свою часть Русколани Дулоба. Великая Булгарии просуществовала не долго (629-660 гг.), так как после смерти Куврата в 660 г. начались междоусобные войны его сыновей, в ходе которых его старший сын Бат Боян, остался «на земле предков», а младший Аспарух (Атилькэсэ) ушел со своими людьми на Балканы и образовал Дунайскую Болгарию. Аспарух, как утверждают летописи, дружил со своим дядей Светояром.
В 7-ом веке произошла битва между Бат-Бояном и вождем хазар Калгой. С обеих сторон пало около 90 тысяч воинов, из которых 50 тысяч были хазарами, а предводитель хазар Калга был зарублен. Название речки, где произошла битва – Калка.
Около 701 года умер Аспарух, и ему наследовал из той же династии Дуло Тервель (Тербеди). Правнук Бат-Бояна (Старого Бояна)- Авар правит с 727 г. по 759 г. Его сыновья: старший – Тат-Утяк, имеющий другое имя Сарачин, младший – Тат-Угек также имел другое имя Берендей (или Веремей). Сын Тат-Угека – Тамьян поступает на службу к хазарам и становится военачальником. От брака с хазаркой у него рождается сын Ильяс который тоже становится хазарским воеводой, посадившим на Хазарский трон Исхака Аксак-Тимера. После смерти Авара с 759г. по 787г правит его сын Сарачин. Его дочь от жены из рода русов-словен (новгородцы) выдана за хазарского хакана Аскала и родила сына – Уруса, сменившего на Хазарском троне Аксак-Тимера.
С 787 во главе государства стоит зять Сарачина - князь Черный (сын Русколанского князя Бравлина). Далее Согласно «Гази – Барадж» в Причерноморье в первой половине и середине IX в. правил сын князя Черного - Угыр Айдар, что дословно с тюрско-арабского на наш язык означает «Связаный с Горами Свет Дающими» или попросту Светогор. Мать Светогора Дарья, была родной сестрой матери хазарского кагана Уруса. Светогор известен нам по русским былинам, хотя никаких особых подвигов он и не совершил. Булгарские летописи рассматривают его как совершенно конкретного человека, царя объединившего разрозненные славянские земли в единое целое (Русколань, Киевскую Русь и Булгарские княжества).
Светогор правил всем Сакланом («Сак» означает род саков- казаков, а «Лан» на древне славянском означает земля) с 815 или 816 по 855 год. При вступлении Святогора на трон к нему явился царь Дунайской Болгарии Борис 1 с изъявлением покорности. Под 839 годом "Гази – Барадж” свидетельствует о том, что в это время в степях Тавриды бесчинствовали Печенеги пособники хазар. А Светогор упоминается в "Гази-Барадж” прежде всего в связи с его войнами с хазарскими каганами Караком и Урусом (начало IX в. — 840 г.) и столкновениями с всесильным хазарским беком Буртасом (840—855 гг.) Между Светогором и хазарами началась война, в которой 70-тысячное войско хазар возглавлял бек Буртас.
Но после долгой и упорной битвы 20-тысячное войско Светогора обратило хазар в паническое бегство. Войско Буртаса было разбито, и Карак собирался казнить своего военачальника. Однако его намерение не было исполнено, а самого Карака за поражение в войне со Светогором свергли с престола. С приближенными и сыновьями Карак бежал в Семендар. Но место укрытия было выбрано неудачно. И каган, и его сыновья, и приближенные были изрублены на куски мусульманами. Спастись удалось только военачальнику язычнику Буртасу и младшему сыну кагана Манасу, которого Буртас выдал за своего сына.
После свержения Карака на престоле воцарился хазарский каган язычник Урус ( имя означает «имеющий связь с руссами»), о котором упоминает Константин Багрянородный в связи с постройкой на берегу Дона при содействии Византии, в царствование императора Феофила крепости Саркел (829—842 гг.). Отцом Уруса был хазарин – Аскал. А вот матери Светогора и Уруса, как говорилось выше, были родными сестрами из русского рода словен (жили в Новгородской области).
Мать Уруса выдана за внука Кук-Куяна, сына Шадчина или Саксина – Аскала и поэтому он считал себя больше русским чем хазарином. Поэтому и сын Уруса –Гостомысл (Чинавыз) стал легендарным предводителем новгородских словен, первым посадником в Новгороде.
Урус тоже воевал со Светогором, и тоже неудачно. Князь Светогор и Урус, как мы видели выше, были двоюродными братьями, так как их матери из русского рода словен, были родными сестрами (дочерьми Сарачина). И это родство не позволяло им полномасштабно воевать друг с другом. На стороне Светогора воевали Угры (венгры, переселились в наши края с уральских гор, и поэтому получили такое название, то есть «связанные с горами»), а на стороне Уруса – печенеги.
В ходе этой войны владения Светогора расширились до пределов существовавшего Булгарского Княжества на верхней Волге, и его правитель не замедлил объявить себя слугой Светогора. Сам же Светогор объявил себя одновременно и эмиром Булгара и князем всего Саклана ( это земли Саков-казаков ещё известные из «Велесовой книги» как Русколань: Дон, Кубань, Ставрополь), заявив при этом что небольшой кусок хазарской территории мог бы и без войны признать его власть.
Однако Урусу все же удалось спасти свое государство, и в этом не последнюю роль сыграла построенная им в 834 г. на средства Византии крепость Саркел (не путать с Белой Вежей). Причина возведения этой крепости Урусом была в том, что он был все таки (как и его мать) по вероисповедыванию древней русской веры, и хазарский Итиль — оплот враждебных ему каганов иудаистов — не мог быть его резиденцией. Поэтому Саркел видится также и как ставка кагана язычника в борьбе за власть с каганами-иудаистами из враждебного ему рода Калги. Гарнизон крепости Саркел составляли Печенеги. Только в 840 г. старшему сыну Светогора — Габдулле Джилки — удалось нанести удар по Печенегам.
В том же 840 г. в связи с долгими неудачными войнами хазарский каган Урус был сброшен с престола и убит. Каганом стал иудаист Манас, при нем вся власть в государстве сосредоточилась в руках бека Буртаса (840— 855 гг.), которому Манас был обязан и жизнью, и престолом. Смерть этого бека так же была связана с князем Светогором. Манас намеревался заключить мир со Светогором. Но по приказу бека хазары намеренно разгромили караван, следовавший из Булгара в Киев, спровоцировав этим поход Светогора на Терек. Услышав об этом, два аксакала из селений, между которыми был вырезан караван булгар, вышли к нему навстречу с заявлением о своей невиновности и готовностью внести выкуп за принесенный ущерб. Выкупом назначалась голова Буртаса, которую и преподнесли пострадавшим. Между двумя державами снова воцарился мир.
Во времена Светогора в его войске служили булгары, анты, русы, а также белорусы воеводы Вадима, среди которых были и тысячи русских ульчийцев (славян северо-восточной Руси и готы и борусы и Польские уличи). Вадим родившийся в сакланском городе Вадиме (Видин) был прозван его именем. Он поступил на службу к князю Черному (к отцу Светогора). В 816 г. Вадим был назначен старшим воеводой земли белорусов и великороссов. Вадим восстановил Новгород и Ладогу. Его наместничество называлось Белая Русь.
Сыном Вадима был известный нам Дир. Внук Вадима – Джун тоже имел прозвище «БАТА». Правнук Вадима – Борис был женат на дочери царя Дунайской Болгарии Симеона. Вадим Храбрый также был руководителем восстания в Новгороде Великом против Рюрика. Убит в 866 г. Эриком (Рюриком). Но вернемся к Светогору, умер он в 855 г. и по завещанию был погребен в городе имени его отца — Чернигове.
В конце 50-х гг. IX в. Хазарским каганатом правил всесильный бек Ильяс. Три года Ильяс втягивал в войну кагана Манаса, но это ему не удавалось. Тогда возглавляемые им иудеи в 858 г. зарезали Манаса и посадили на трон его сына Исхака, который дал возможность беку продолжить войны.
Во главе Русколани и входивших в неё территорий Булгарских княжеств и Киевской Руси, стал в это время старший сын Светогора он принял мусульманство и получил исламское имя Габдулла Джилки (855 – 882).
Из-за его новой веры он вошел в конфликт со своим окружением и младшим братом родновером Лачыном, (дословно с тюрско-булгарского означает «сын рожденный от змея», но у нас согласно преданий рожден от змея князь Волх поэтому возможно это одно и тоже лицо), который сам хотел возглавить Русколань. В 858 г. Ильяс поставил хаканом Хазарии сына Манаса – Исхака Аксак-Тимера. Хакан Хазарии Исхак был хромым от рождения, поэтому булгары прозвали разбойного хакана «Аксак Тимер», а после называли так всех особо ненавистных правителей.
В 860 г. Джилки вынужден был из-за своей мусульманской веры уйти в Волжскую Булгарию, где его подняли на царский трон.
У него были сыновья Игорь-бат (Игорь Старый), Алмыш и Мардан (Мардан – сын Габдуллы Джилки и мордвинки).
После ухода Джилки, Лачын занимает престол Русколани, и чтобы заручится поддержкой хазар женится на сестре хазарского кагана Исхака Аксак-Тимера, но она оказалась бесплодной и он от неё не имел детей.
Хазары воспользовавшись междоусобицей между братьями и напали на Габдуллу Джилки который вынужден был отступить, и тогда хазары осадили Киев. Обороной крепости руководил в это время воевода антского ополчения Дир (сын Вадима Храброго).
Ильяс заявил осажденным, что в случае сдачи города Киевской и русской областям будет предоставлен статус свободного от Саклани-Русколани княжества, но подвластного хазарам, а Дир останется у власти.
При поддержке младшего брата Габдуллы Джилки, родновера Лачына, преследовавшего свои цели, и наемника хазаров варяга Аскольда, был заключен устраивающий всех договор. Дир получил титул русского князя, который должен был править под наблюдением хазарского наместника Аскольда.
Город Киев — центр нового княжества — обязался выплачивать дань хазарам и помогать им войсками. Аскольд со своим отрядом въехал в Киев. У ворот, получивших название Яхудских, учредили хазарскую таможню, часть города была отдана под хазарский квартал. За три дня жители собрали дань, и бек Ильяс увел из города свое войско. А на троне Саклана (Русколани) остался язычник Волх (Лачын).
Так перестало существовать единство Киевской Руси, Русколани и Булгара – единой державы созданной Светогором.
Ильяс фактический правитель Хазарии в 860 году приказал Диру и Аскольду произвести внезапное и беспощадное нападение на Византию.
Однако их войско потерпело поражение, и это поколебало ряды варягов. «Дир, тяготившийся хазарской властью и рассчитывающий на помощь в борьбе с ней, первым принял лжеверу христианскую» (соответствует "Велесовой книге"). Так христианство начинало проникать к славянам. Черноморские Болгары которых хан Аспарух расселил на Балканах крестились уже в 861-862г.
Подтверждение булгарских летописей мы встречаем в «Велесовой книге» и в Никоновской летописи где в частности находим сообщение о нападении на Константинополь русов Аскольда и Дира в 860 г., и о последующем крещении одного из русов. Также там сообщается об убийстве сына Аскольда в 864 г. "от болгар”.
«Гази-Барадж» повествует и о некоторых других событиях, совершившихся после крещения Дира и неизвестных «Повести временных лет». В 863 г. в Киеве началось восстание, сопровождавшееся погромом яхудской таможни и хазарского квартала. В наведении порядка в Киеве участвовал хазарский бек Ильяс с 75-тысячным войском, а киевлянам против хазар помогали волжские булгары Габдуллы Джилки. В ходе этой войны был убит сын Аскольда — Тур. Он прибыл в Киев с Аскольдом для соединения с хазарским беком Ильясом и противодействия Габдулле Джилки. Тур попал в окружение, был опрокинут ударом копья антского головы Нанкая и погиб под копытами коней. О каких-либо связях Аскольда и Дира с Рюриком ( в «Велесовой книге», скандинавских сагах и булгарских летописях он упоминается под именем Эрик) "Гази – Барадж” нигде не упоминает.
Согласно "Гази – Барадж”, ( что подтверждает и «Велесова книга») первоначально титул киевского князя получил Дир. А Аскольд становится правителем Киева уже после того, как в 870 г. убивает Дира. В этом же 870 году Волх (Лачын) не имея детей от хазарки вторично женится на венгерке. В 880 г. Исхак женился на дочери Алмыша, от моджарки.
Летописи также называют и сыновей Алмыша: Газан, Мал, Арбат, Яков, Михаил, Арслан. Причем Яков и Мал от другой жены – дочери Салара – Нушаби. От Нушаби у Алмыша и дочь Зухра.
В 882 г. скончался правитель волжской булгарии мусульманин Габдулла Джилки. Княжеский престол Булгара занял его сын Игорь-Бат (в наших летописях упоминается как Игорь Старый), который правил Волжской Булгарией с 882г. по 895г. Он внук Святогора, двоюродный брат Игоря сына Лачына. Он сам и его потомки унаследовали необыкновенную физическую силу своего предка Святогора (потомок Иго