✨РЕЛИГИОВѢДЕНİЕ. 1 КУРСЪ. 10 УРОКЪ

✨РЕЛИГИОВѢДЕНİЕ. 1 КУРСЪ. 10 УРОКЪ

✨РЕЛИГИОВѢДЕНİЕ. 1 КУРСЪ. 10 УРОКЪ
Тема: Иудаизм (продолжение 9 урока).
Перед прочтением, я хочу, что бы вы поняли: Мы будем подробно изучать все эти религиозные течения и системы не для того, чтобы кого-то высмеивать, нет! А для того, чтобы знать, как они мыслят, чем они живут, и чем дышать вокруг вас. Зная учение ворога, говорили наши Прѣдки, мы уже наполовину вооружены против них. Для защиты, а не для нападения. Это у них в христианстве: «ударили по одной щеке – подставь другую». А у нас другая: «ударили по щеке – дай сдачи». Или как сейчас молодежь говорит: ударили по щеке - отруби руку ударившего - в следующий раз нечем будет бить.
СИМХАТ ТОРА. В эпоху второго храма до 70-го года новой эры в Иерусалиме существовал обычай возливать воду на жертвенник. Толпы людей собирались смотреть, как несут воду в кувшинах из источников в храм. Смысл этого обычая связан с молитвой о дожде, читаемой на 8-ой день праздника. Собственно праздник кущи, когда обязательно надо было находиться в суке, т.е. в шалаше, продолжался семь дней. Восьмой день, заключительный день, носит название шмени атцарет, буквально – восьмой завершающий. Он имеет самостоятельное значение и заповеди о куще, и на него не распространяются.
В диаспоре второй день праздника шмени атцарет получил название Симхат Тора, что дословно переводится – Радость о Торе. В Израиле симхат тора отмечается в тот же день, что и шмени атцарет. Вечером после завершения шмени атцерет начинается празднование симхат тора. После вечерней молитвы достаются все имеющиеся в синагоге свитки Торы, и устраивают шествие с ними. Этот обычай называется акафот, т.е. обход. Многие танцуют в синагоге со свитками в руках, и тут же устраивается угощение. В это день празднуется завершение годичного цикла чтения Торы и начало нового. Из свитка прочитанных несколько последних стихов и затем начинают снова читать Тору с начала. Это символизирует непрерывность изучения закона. Т.е. Тору они называют Закон. Праздник симхат тора не указан в Библии. Но для евреев это народный праздник, в котором находит выражение радость всех евреев о дарованной им Торе. На следующий день утром так же совершается обряд акафот. Опять носят свитки. В субботу после симхат тора начинают новый цикл чтения Торы. Во время чтения молитв и Торы они, как правило, все раскачиваются вперед – назад. В результате этого качания и чтения, они входят в ритм и в религиозный транс, в определенное состояние, когда с ними начинает их господь общаться, как они сами о себе говорят.
У них не только праздников много, но у них всего много: у христиан 10 заповедей, а у них 613 – на каждый случай жизни.
ХАНУКА – для евреев это праздник света, праздник обновления. Само слово Ханука по - еврейский, как раз и обозначает - обновление. Это праздник посвящен победе макковеев – это братья макковеи, в старом каноне в Библии там были 4 книги макковейские, и мы уже разбирали почему вера называется иудаизм, а не моисейство, хотя в царское время было - вероисповедание моисеево. Т.е. Иуда Макковей использовал данную религию, чтобы объединить евреев, и вот праздник ханука посвящён победе макковеев в борьбе с греческими завоевателями, во втором веке до современного летоисчисления. Т.е. до нашей, точнее до ихней, эры, или до рождества Христова во втором веке. Сначала же греки захватили еврейское царство, потом макковеи изгнали греков, а потом уже пришли римляне. Ханука наступает после окончания осенних праздников 25 числа месяца кислев, это ноябрь-декабрь. В 96-ом году ханука начиналась с 12 на 13 декабря, как раз когда выборы устроили в госдуму, в совет федерации, когда принимали Конституцию т.е. как раз все это на хануку делалось. У них календарь солнечно-лунный: от 353 (354) дней до 384 (385) дней длится большой год, и они добавляют ещё один тринадцатый месяц. У них своя система счёта.
В Торе нет заповеди, чтобы отмечать этот праздник. Он имеет более позднее происхождение. Рассказ об этом празднике сохранился в Библии, в книгах не вошедших в еврейский канон. Это так называемые Макковейские книги, написанные во втором веке до н.э. и дошедшие до настоящего времени в подлиннике на греческом языке. Хотя есть переводы и на английском, и на русском и пр. в ту эпоху Иудея попала под власть греков, которыми управляли цари селивкиды. После этого произошли следующие события:
«Царь Антиох написал царству своему, чтобы все были одним народом, и чтобы каждый оставил свой закон. И согласились все народы по слову царя. И многие из Израиля приняли идолослужение его, и приняли идолопоклонство его, и принесли жертву идолам, и осквернили субботу. Царь послал через вестников грамоты в Иерусалим города иудейские, чтобы они следовали узаконениям».
Царь Антиох Епифан строго следил за исполнением своего указа. Он разослал гонцов по всем городам иудеи с приказом строить языческие храмы, и приносить жертвы идолам. Царь запретил соблюдать субботы и праздники, другие законы иудейской религии. Для того чтобы следить за исполнением указа в городах были оставлены надсмотрщики. Многие евреи подчинились воле царя и лишь некоторые преданные религии отцов отказались его принять, и укрылись в горах и убежищах. Иерусалимский храм превратили в языческое Капище. Во всех городах приносились жертвы идолам, язычники сжигали книги Торы, и убивали тех кто продолжал соблюдать иудейские законы. Еврейскому народу угрожала утрата своей религии и веры отцов. В ответ вспыхнуло народное восстание, его возглавил священник Мататьягу Хашмонай. В русском переводе Матакия Хасмоней и его пять сыновей возглавили. После смерти Мататьягу вождем стал его сын Иегуда, прозванный Маккави. Отсюда и Макковеи, по еврейски – молот.
У евреев фамилий до 19 века не было, и многие появились только в 20-ом веке при советской власти обрели фамилию. А до этого не было фамилий. А у нас были Родовые имена.
По его имени это восстание было названо макковейским. В результате тяжёлой борьбы евреи освободили Иерусалим и очистили храм от языческих жертвоприношений. Они построили новый жертвенник, и в 25 день девятого месяца встали весьма рано и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвенники всесожжения. В то время в тот самый день, в который язычники оскверняли жертвенник, обновлен он с песнями, с цитрами, с гуслями и кенвалами, и весь народ падал на лицо свое, и молившись воссылали благодарение на небо к богопоспешившим им. Так совершали обновление жертвенника 8 дней с весельем, принося во всесожжение и вознося жертву спасения и хвалы. И украсили переднюю сторону храма золотыми венцами и щитами, и возобновили ворота и хранилища и сделали для них двери. И была у евреев весьма великая радость в народе, и отвращено было поношение язычников, (мы читаем их издание об их праздниках – надеюсь понятно?), и установил Иегуда и братья его и собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника, праздновались с весельем и радостью, каждый год восемь дней. Т.е. ханука празднуется восемь дней. В Талмуде также рассказывается о чуде, которое случилось в те дни. Когда греки вошли в храм, они осквернили всё масло в храме, а когда царский дом Хасмонея победил их, стали искать чистое масло для светильника, нашли только маленький сосуд, запечатанный печатью первосвященника, в нем было масло лишь на одни день. Произошло чудо и в светильнике это масло горело восемь дней.
Т.е. заметьте, у них то, что в лампадке масло восемь дней горит - это считается чудом, а то, что один странствующий пятью рыбами и пятью хлебами пять тысяч накормил – это вроде бы нормально. Хотя происходит в одной и той же местности, с одним и тем же народом.
За это время успели приготовить новое масло, а эти восемь дней начали праздновать в память о чуде. Поэтому на праздник ханука принято зажигать свечи, в первый день зажигают одну свечу, во второй две в третий три, и так до восьми. По традиции свечи зажигают от особой свечи, называемой Шамаш. Ханукальные светильники очень разнообразны по исполнению. Некоторые из них настоящие произведения искусства. Это могут быть и подсвечники, и масляные светильники. Но общим в них является количество огней – девять. Восемь свечей посвящены дню хануки, и одна свеча – шамаш (рис.17) светильники зажигают вечером, при этом произносят благословение и поют гимн маоз цу йешуати, что переводится как - крепкая скала спасения моего. Зажигать ханукальные свечи – почетная обязанность еврейских женщин. Йешуати – спасение, поэтому и Йешуа Ганосри и Йешуа Варава. Один сын отца небесного другой сын отца земного. На хануку принято дарить детям деньги, и играть в волчок – дрейдл. Это азартная игра в которую играют только на хануку. В этот праздник так же готовится специальное блюдо, жаренные на масле картофельные оладьи, которые называются латкес. Возможно, этот обычай должен напоминать о чуде, связанном со священным маслом для храмового светильника.
Праздник ханука означает для евреев: во-первых праздник освобождения от греческой оккупации, освобождения ихнего Иерусалимского храма, праздник воссоздания нового жертвенника и возобновления своих богослужений, и одновременно чудо с маслом, которое вместо одного дня горело восемь дней. И плюс – праздник радости спасения и игр.
ТУ БИШВАТ. Он наступает 14 дня месяца шват, это январь-февраль, и называется новым годом деревьев. В еврейской традиции деревья всегда имели особое значение. В древние времена, когда рождадась девочка – сажали кипарис. А по случаю рождения мальчика сажали кедр. Во время брачной церемонии ветви этих деревьев использовали для изготовления свадебного балдахина и хупы. Сохранился у евреев обычай сажать деревья и в день бракосочетания. В целом праздник связан с Эреце – Исраэль, что означает с землей Израиля. В ту бишват вспоминают о заповедях, посвященных земле, занимаются посадкой деревьев. Причем когда сажают дерево, ничто не должно отвлекать от этого дела. В Торе на этот счет сказано: «Если в то время, когда вы сажаете дерево, скажут вам, что явился мессия, сначала закончите посадку, а затем идите приветствовать его».
Переделали как анектод: если ты заключаешь сделку, и тебе грозят громадные банковские проценты, и пришёл мессия, скажи ему: «Сейчас я закончу сделку, а ты подожди».
В ту бишват принято гулять среди деревьев и есть фрукты. Длится праздник только один день 14 дня месяца шват.
ПУРИМ. С приходом месяца адар увеличивается радость - говорит Талмуд. Адар это где-то февраль-март. В этот месяц празднуют самый веселый еврейский праздник пурим. Так же как и ханука, этот праздник не заповедан в Торе, а связан с более поздними событиями в истории еврейского народа. Библейская книга Эстер, в русском переводе, Есфирь, рассказывает о событиях в дни господства персидского царя Ахашвероша, по – русски, видимо, это имя соответствует Ксерксу. Царь, разгневавшись на свою жену, прогнал её, и решил взять себе новую жену. Он повелел созвать девушек со всего царства, и выбрал из них красавицу Эстер, т.е. Есфирь. В то время советником царя был злодей Аман, ненавидящий евреев, который был жутким националистом. Однажды он замыслил погубить всех евреев персидского царства. Будучи человеком суеверным Аман решил бросить жребий, чтобы узнать, какой день наиболее благоприятен для этого. Жребий по – еврейский, пур, выпал на 14 день адара. Пользуясь своим влиянием на царя, Аман получил разрешение делать с евреями всё, что ему вздумается. Узнав о таком замысле, еврей Мортехай, двоюродный брат Эстер, сообщил царице о готовящейся беде. Мортехай наказывал ей, чтобы она вошла к царю и молила его о помиловании и просила его за свой народ. В ответ Эстер передала Мортехаю, что все служащие при царе народы в областях, знают и мужчины, и женщины, кто войдет к царю во внутренний двор, если он не позван, одни исход – смерть. Только тот, кому царь протянет свой золотой скипетр, останется жив. И сказал Мордехай в ответ Эстер: «Ты не думай, что ты одна спасёшься в доме царском из всех иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придёт для евреев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты достигла достоинства царского»? Три дня Эстер постилась, а потом пригласила царя и Амана на пир. И пришел царь с Аманом пировать к Эстер. И сказал царь Эстер: Какое желание твоё, царица Эстер? Оно будет удовлетворено и какая просьба твоя? Хотя бы до полуцарства - оно будет исполнено. И ответила царица Эстер: «Если я нашла благоволение в очах твоих, царь, если царю будет богоугодно, то да будет дарована мне жизнь моя по желанию моему, и мой народ по просьбе моей». Царь разневался на Амана и в результате, жребий обратился против него. Амана и десять его сыновей повесили на дереве. А евреи были спасены.
Тут ещё не говорится, что их отдали евреям, и евреи отрезали им уши, и с тех пор в этот день евреи делают пельмени-вареники, которые называются «Уши Амана». Ну, ладно Аман им не нравился, а десять его детей-то при чём?
В память об этом избавлении 14-го адара празднуют пурим. В этот день в синагоге читают свиток книги Эстер. А когда доходит до упоминания имени Амана, все присутствующие начинают шуметь от возмущения, топать ногами, хлопать крышками и трещать в специальные трещетки. В пурим устраиваются карнавалы и весёлые представления, называемые пурим шпиль. Это импровизированные спектакли, рассказывающие историю царицы Эстер, царя Ахашвероша, праведного Мордехая и злого Амана. Порой вплетаются намеки на современность, иногда в пурим шпиле можно услышать комментарии на самые последние события современности, ибо тема антисимитизма, к сожалению, остается у иудеев злободневной. В пурим принято пировать, веселиться от души, днём знакомые обмениваются угощениями, в шалах монес, и подарками, раздают вкусную еду и деньги беднякам, специально в этот праздник пекут гавентоши – треугольные коржики, из сметанного теста, и начинкой из чернослива или мака, их называют «Уши Амана». Этот праздник празднуют два дня, и в этот день евреи уничтожили 75 тысяч персов, которые выступали против них и требовали их удаления из страны.
МЫ ЗАПИСАЛИ ОСНОВНЫЕ ЕВРЕЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ, НО У НИХ ЕЩЁ МНОГО ДРУГИХ. ЭТОТ МАТЕРИАЛ ВЗЯТ ИЗ ИХ КНИГИ, КОТОРУЮ МЫ ПРОСТО СКОПИРОВАЛИ, ЧТОБЫ ДАТЬ ВАМ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ.
Помимо всех этих праздников, вы должны запомнить: Для них основопологающим священным писанием является Тора. Толкования к Торе – это Талмуд. Талмуд как правило состоит из двух частей – мишна и гемара. Талмуда существует у них два. Один называется Иерусалимский другой – Вавилонский, т.е. одни составляли в Иерусалиме второй в Вавилоне. Кроме этого у них как книга наставлений, которая называется Шульхан Арух. И ещё одна очень почитаемая ими книга Каббала. По одним данным Каббала делится на 4 части, по другим – на три, а в основном Каббала идёт как две части: первая часть - Загар, вторая - Сефирь и Ецыра. Если кому интересно можно почитать в Практической магии Папюса. Сефирь потому, что там используется их дерево – сефирон. Сефирь и Ецыра это как бы Книга сияний у них.
У них 613 заповедей. Иудеи поклоняются только одному богу, которого они называют богом Авраама, богом Иакова, и богом Исаака. Этот бог как бы являлся к ним. Т.е. они почитают своего бога – творца. Поэтому его и называют бог Израиль. Чтобы никто не знал как его зовут, чтобы имя его не было произносимо, для него придумали как бы заменяющие названия: греческое название – Тетреграматон, Иёве, или Иегова, или Адонай, Яхве т.е.